член Международного Союза общественного транспорта
ГАЗЕТА О ПАССАЖИРСКОМ ТРАНСПОРТЕ
ОСНОВАНА 22 СЕНТЯБРЯ 1995 ГОДА

Архивариус N 1/2 2006 год

Первому в Сибири метро - 20 лет

7 января нынешнего года исполнилось 20 лет главному городскому перевозчику - первому и пока единственному в Сибири - Новосибирскому метрополитену.

 

на строительстве главного зала станции Березовая Роща

Новосибирску повезло. Ему везло всегда - и когда пристанционный посёлок Новониколаевск вырос в крупнейший город в Сибири, и когда после войны он стал важнейшим научным центром, и когда в 90-х, после распада Союза и депопуляции в центральных областях России, он из обычного миллионника превратился в третий по численности населения, да и по значимости город страны. В 1985-м году его извечный "соперник" Нижний Новгород (тогда - Горький), казалось, обогнал Новосибирск: метро в нём открылось на полтора месяца раньше, однако теперь очевидно, что именно в Новосибирске, как ни в одном другом нестоличном городе России, метро состоялось.
Первый метрополитен Сибири открыли к Рождеству. Конечно, в 1985-м и не помышляли, чтобы приурочить открытие такого важнейшего объекта к религиозному празднику. Открытие изначально намечали к 7 ноября, однако, как это часто случается, устранение недоделок затянулось, и госкомиссия принимала метрополитен уже в канун Нового года, а 7 января 1986 года в него впервые пустили пассажиров.
В отличие от других нестоличных городов, где метрополитен зачастую до сих пор перевозит лишь небольшой процент пассажиров, и где многие жители и не помнят, как именно проходит линия, новый вид транспорта в Новосибирске сразу же завоевал популярность у горожан. Благодарить за это следует проектировщиков: первая линия - пять станций от "Красного проспекта" до "Студенческой" - связала два берега Оби, сделав поездку с одного берега на другой комфортной и быстрой. В условиях затяжной холодной и снежной зимы был изначально верно выбран вариант строительства только закрытых участков, без наземных перегонов и станций. Даже уникальные сооружения - спроектированные ленинградскими специалистами двухкилометровый метромост и эстакадная галерея - были построены закрытыми, без нарушения единого теплового контура. В свою очередь, мелкое заложение станций позволило как сэкономить деньги при строительстве, так и сэкономить время пассажиров, затрачиваемое на спуск и подъём со станции.
Развитие сети началось сразу после открытия первого участка. Уже через 2 года был открыт первый участок 2-й (Дзержинской) линии со станциями "Площадь Гарина-Михайловского" возле вокзала Новосибирск-Главный и "Сибирская" - пересадочной на "Красный проспект". В отличие от 1-й (Ленинской) линии на ней было организовано челночное движение, которое сохраняется до сих пор. В самом начале 90-х годов были достроены два участка Ленинской линии, строительство которых велось ещё с советских времён: "Студенческая" - "Площадь Маркса" в 1991-м и "Красный проспект" - "Заельцовская" в 1992-м году.
Вторая половина 90-х стала периодом постепенного развала метростроя. Общие тенденции, характерные для всей России, не обошли стороной и Новосибирск. Катастрофическая нехватка финансирования привела к крайне неравномерным и низким темпам строительства. Не раз поднимался вопрос о фактическом прекращении развития метро. Однако строительство Дзержинской линии на восток продолжалось, и в канун 2001 года была открыта станция "Маршала Покрышкина". Станцию открывали торжественно - она стала для новосибирцев надеждой на возвращение стабильных времён, когда власти уделяли должное внимание общественному транспорту. Ведь к началу нового века транспортная система города вызывала уныние: засилье частных перевозчиков, использующих маловместительный, некомфортабельный и неэкологичный подвижной состав ухудшало и без того сложную ситуацию на улицах. Пассажиропоток метрополитена стал уменьшаться - горожане предпочитали носящихся по улицам без оглядки на правила дорожного движения лихачей на ГАЗелях и ПАЗиках. В этих условиях только стабильная работа и дальнейшее развитие сети могли спасти метрополитен.
С огромным трудом в 2005 году удалось завершить очередной участок-долгострой Дзержинской линии: "Маршала Покрышкина" - "Берёзовая Роща". Строительство вела одна из крупнейших компаний в сфере горнопроходческих работ - БАМтоннельстрой с помощью канадского тоннелепроходческого комплекса "Ловат". Тотальная экономия и нехватка средств при строительстве, а также то, что БАМтоннельстрой работал фактически в кредит, и работы часто приостанавливались, привели к тому, что вместе со станцией был сдан только один перегонный тоннель. В результате сохранения челночного движения интервалы на станции оказались недопустимо велики. Итогом этого стал значительно недотягивающий до расчётного пассажиропоток.
Экономный подход вылился и в изменение традиционного отношения к станциям метро как к подземным дворцам. При отделке "Берёзовой Рощи" планировавшийся дорогой мрамор зелёных оттенков был заменён откровенно дешёвым искусственным керамическим гранитом грязного серо-зелёного цвета, в результате чего оформление станции оказалось слишком утилитарным. Также в целях экономии, пренебрегая удобством пассажиров, проекты будущих станций "Золотая Нива" (бывшая "Гусинобродская") и "Площадь Станиславского" изменили, и традиционная островная компоновка уступила место более дешёвым в строительстве боковым платформам.
Несмотря на трудности, новосибирцы стараются с оптимизмом смотреть в будущее. Если задолженность перед БАМтоннельстроем будет ликвидирована, и компания не свернёт работу в городе, строительство новой, 13-й по счёту станции "Золотая Нива" может быть начато в ближайшее время. Создание в итоге полноценного оборота поездов на Дзержинской линии, резкое сокращение интервалов и приход метро в центр крупного жилого массива - всё это, безусловно, увеличит пассажиропоток и долю метрополитена в городских перевозках.
Новосибирск - в строительных лесах. Город динамично развивается: строятся новые жилые и коммерческие здания, появляются многочисленные торговые центры. В этих условиях развитие городского пассажирского транспорта неминуемо. А значит, Новосибирск не сможет отказаться от развития самого удобного и быстрого его вида - метро.

На снимке:
  на строительстве главного зала станции "Березовая Роща".

Андрей Суриков

Как в Северной столице отметили юбилей метрополитена

15 ноября 2005 года петербургскому метрополитену исполнилось 50 лет.

 

 

интерьер нового музея Петербургского метрополитена. Фото автора

О предстоявшей "круглой дате" пассажирам петербургской "подземки" уже с середины октября напоминали вагоны метро с юбилейными наклейками на бортах и в пассажирских салонах. С начала ноября объявлять станции по громкой связи стали известные телеведущие петербургского "Пятого канала", причём впервые за 50 лет работы метрополитена Северной столицы эту важную работу доверили не только мужчинам, но и женщинам. Основные же мероприятия, связанные с 50-летием второго в бывшем СССР метрополитена, прошли накануне и в день его рождения.
14 ноября открылся новый музей Петербургского метрополитена в Доме связи, расположенном рядом с вестибюлем станции "Приморская". Музей занимает просторный зал на первом этаже здания и небольшое помещение в цокольном этаже, в которое из середины зала ведёт лестница, декорированная под эскалатор. Экспозиция музея довольно внушительная: разнообразные постеры (с проектами станций первой очереди), рассказывающие о службах метрополитена, станциях и т.п., экспонаты (книги, средства оплаты, ключи от станций, сувениры, др.), действующие стенды (автостоп со светодиодными светофорами, схема линий с подсветкой, жидкокристаллический экран для просмотра тематических фильмов). В цокольном этаже музея помещена часть метровагона типа Е в традиционной (но, увы, забытой в Петербурге) окраске, старый стол диспетчера и элементы декора станций. К сожалению, сейчас музей, в отличие от своего московского "собрата", закрыт для свободного посещения.
15 ноября с утра несколько тысяч пассажиров Петербургского метрополитена получили на память специально выпущенные к 50-летию юбилейные жетоны для проезда в метро. Эти жетоны продавались только на станциях первой очереди (участок "Площадь Восстания" - "Автово"), при этом на каждой из них распространялись жетоны с изображением вестибюля соответствующей станции. Кроме жетонов в день 50-летия метро пассажирам бесплатно раздавались значки "Я люблю метро" и праздничные тематические буклеты.
В 10:30 от станции "Автово" под звуки военного оркестра отправился ретро-поезд, в состав которого вошли несколько наиболее старых вагонов, окрашенных по забытой уже петербуржцами "старой" схеме окраски. В пассажирских салонах поезда были размещены плакаты, иллюстрирующие развитие метрополитена за 50 лет. Останавливаясь на станциях первой очереди, машинист поезда читал краткое описание станции и сам объявлял о закрытии дверей. После "Площади Восстания" ретро-поезд продолжил своё движение по линии в обычном режиме.
Петербург - город традиций. Одной из традиций города на Неве является ежедневный выстрел из пушки на Петропавловской крепости. 15 ноября чести произвести "полуденный выстрел" из пушки удостоился начальник ГУП "Петербургский метрополитен" Владимир Гарюгин. После выстрела ровно в 12:00 В.Гарюгин вместе со своими коллегами из метрополитенов других городов бывшего СССР открыл выставку "Петербургский метрополитен: от идеи до воплощения", посвящённую проектам первых станций Ленинградского метрополитена. Эта выставка открылась на одной из площадок Музея истории города - в Невской куртине Петропавловской крепости. Ещё одна выставка, посвящённая юбилею петербургского метро, открылась в Центральном железнодорожном музее на улице Садовой.
Мероприятия, посвящённые 50-летию метрополитена Северной столицы, завершились праздничным концертом в Ледовом дворце.
 

На снимке:
 интерьер нового музея Петербургского метрополитена. Фото автора

Олег БОДНЯ

"Вся борьба за гражданские права вышла из этого предмета"

Пять лет назад, в 2001 году, с аукциона, по Интернету, в США был продан один очень старый, но очень знаменитый автобус.

 

Возможно, именно в этом автобусе в 1955 году негритянка Роза Паркс отказалась уступить место белому пассажиру

Пять лет назад, в 2001 году, с аукциона, по Интернету, в США был продан один очень старый, но очень знаменитый автобус.
Чем же так знаменит этот автобус? В нем произошел инцидент, который считается началом движения за гражданские права негритянского населения США.
Именно на этом автобусе негритянка Роза Паркс ,простая швея, которая возвращалась с работы, отказалась уступить место белому пассажиру. Это случилось 1 декабря 1955 года в городе Монтгомери, штат Алабама.
Тогда за этот проступок она была арестована и оштрафована на 14 долларов.
В те годы пассажиры-негры должны были заплатить за проезд, войдя в переднюю дверь автобуса. После этого они были обязаны выйти и снова зайти в автобус через заднюю дверь.
Негры должны были уступать места белым пассажирам любого пола и возраста. Им также запрещалось сидеть рядом с белыми - даже через проход.
Инцидент с Розой Паркс послужил последней каплей для чернокожих Монтгомери, которые начали кампанию гражданского неповиновения.. В ответ черное население Монтгомери объявило годичный бойкот автобусному транспорту, организованный малоизвестным тогда баптистским священником Мартином Лютером Кингом. Эта кампания вскоре распространилась на другие города страны
Инцидент привел к историческому решению Верховного суда США, который признал сегрегацию автобусов в Монгомери незаконной. Это решение привело, в конечном итоге, к слому системы открытой расовой сегрегации в Соединенных Штатах.
Начатое Мартином Лютром Кингом мирное движение протеста привело к принятию в 1964 году Акта о гражданских правах, который искоренил расовую дискриминацию в Америке. Позднее Кингу была присуждена Нобелевская премия мира.

Роза Паркс Роза Паркс получила в 1996 году Медаль свободы, а спустя три года - Золотую медаль конгресса, высшую награду для гражданских лиц в США.
Знаменитый автобус приобрел Музей Генри Форда в Дирборне, штат Мичиган, заплатив за него 492 тысячи долларов.
Директор музея Стив Хемп назвал этот автобус выпуска 1948 года "самым важным артефактом движения за гражданские права".
За право купить автобус на аукционе боролись 45 участников. Один из них представлял город Денвер, который хотел украсить объектом Библиотеку Афро-Американского исследовательского центра.
"Вся борьба за гражданские права вышла из этого предмета", - говорит мэр Денвера Веллингтон Вебб.
Правда, как всегда, нашлись скептики, которые утверждают, что с аукциона был продан вовсе не тот автобус.
Полицейские тогда не удосужились записать номер автобуса, так что сомневающиеся говорят, что никто никогда не сможет узнать в точности, на каком именно автобусе произошел исторический инцидент.
В последнее время исторический автобус опять стал часто упоминаться на страницах прессы: дело в том, что в октябре 2005 года в Детройте в возрасте 92-х лет умерла Роза Паркс, ставшая иконой движения за гражданские права чернокожих..
До последнего дня своей жизни она была одним из главных правозащитников США, а простые американцы в "рейтингах восхищения" ставили ее на одно место с Мадонной, Опрой Уинфри и Маргарет Тэтчер.


На снимке :

Возможно, именно в этом автобусе в 1955 году негритянка Роза Паркс отказалась уступить место белому пассажиру.