член Международного Союза общественного транспорта
ГАЗЕТА О ПАССАЖИРСКОМ ТРАНСПОРТЕ
ОСНОВАНА 22 СЕНТЯБРЯ 1995 ГОДА

Архивариус N 1/2 2007 год

Славный путь

25 января 2007 года исполнилось 100 лет со дня рождения выдающегося инженера-транспортника Михаила Наумовича Шполянского, внесшего значительный вклад в создание и совершенствование всех отраслей городского пассажирского транспорта в нашей стране и очень много сделавшего для развития пассажирской транспортной системы в Москве.
М.Н.Шполянский был инженером-транспортником поистине энциклопедического размаха, охватывающим в своей деятельности все стороны работы городского транспорта.

 

М.Н. Шполянский

Михаил Наумович Шполянский родился в 1907 году в г.Елизаветграде (ныне Кировоград) на Украине. После окончания средней школы он приехал в Москву и в 1924 году поступил в Государственный электромашиностроительный институт, учебу в котором успешно завершил в 1930 году.
Карьера Шполянского началась с должности практиканта на Московском заводе "Динамо", однако инженерный талант, трудолюбие и выдающиеся организаторские способности всего за два года сделали его активным деятелем транспортной сферы. В период с 1932 по 1933 годы в соответствии с поручением Правительства Советского Союза и руководства Москвы М.Н.Шполянский возглавляет работы по созданию принципиально нового для наших городов вида электрического транспорта - троллейбуса. В 1933 году эти работы успешно завершаются пуском первой троллейбусной линии в Москве.
В те годы Москве развернулось строительство метрополитена, и Шполянскому было поручено организовать разработку и изготовление на заводе "Динамо" все электрооборудование для первых вагонов. Срок для выполнения задачи были назначен по мировым меркам просто фантастический - всего год, а ответственность за соблюдение графика и качество работ - колоссальная, но 15 октября 1934 года в 20.15 в тоннель метро спустился и прошел по трассе первой линии метро от станции "Комсомольская" до станции "Сокольники" первый поезд Московского метрополитена. Машинистом этого поезда был инженер М.Н.Шполянский, а пассажирами - первый секретарь Московского комитета партии Н.С.Хрущев, Председатель Моссовета Н.А.Булганин и другие руководители города, а также лучшие строители метро.

 

М.Н. Шполянский

После успешного ввода в эксплуатацию первой очереди Московского метро по приказу наркома путей сообщения Л.М.Кагановича Шполянский в мае 1935 года переводится с завода "Динамо" на работу в Московский метрополитен. Здесь он работает в разных должностях, закладывая основы технического обслуживания и ремонта вагонов метро, создает единую для метрополитенов всех городов России основу технической эксплуатации этих видов подвижного состава. Период с 1937 по 1949 годы связан со становлением и развитием троллейбусного транспорта в нашей столице. М.Н.Шполянский в это время трудится на разных должностях в Управлении троллейбусного транспорта, вносит огромный вклад в создание крупнейшего в мире и эффективно функционирующего троллейбусного хозяйства. Заслуги Михаила Наумовича были по достоинству отмечены в 1947 году орденом Отечественной войны I степени. Под его руководством была осуществлена разработка полного свода нормативной документации, регламентирующей правила технической эксплуатации троллейбусов и проектирования троллейбусных линий и депо. Этот свод документов явился основой для широкого внедрения троллейбусного транспорта во многих городах Советского Союза.
В связи с необходимостью проведения работ по модернизации парка подвижного состава столичного трамвая в период с 1949 по 1951 годы М.Н.Шполянский был переведен на работу в Управление московского трамвая, где он возглавил техническое руководство службой подвижного состава. После этого М.Н.Шполянский командируется на завод им. Урицкого, где, возглавляя конструкторско-технологическую группу, всего за два года создает все необходимые условия для обеспечения серийного выпуска отечественных троллейбусов. В том, что в последующие годы завод им. Урицкого в Энгельсе стал крупнейшим в мире изготовителем троллейбусов, обеспечивающим этими транспортными средствами все города Советского Союза, поставляющих машины и за рубеж, - огромная заслуга М.Н.Шполянского.
М.Н. Шполянский
В 1953 году начинается последний и очень знаменательный этап славной трудовой биографии М.Н.Шполянского. Он назначается директором образованной по Постановлению Правительства Советского Союза в составе Управления московского трамвая проектной конторы Мосэлектротранспроект. На ее основе в дальнейшем был создан Научно-исследовательский и проектный институт городского пассажирского транспорта г. Москвы "МосгортрансНИИпроект", решающий и по сей день комплексные проблемы развития городского пассажирского транспорта нашей столицы и выполняющий проектные, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по всем направлениям деятельности этой отрасли городского хозяйства Москвы. На этом посту М.Н.Шполянский работал 22 года до своего ухода на пенсию в 1975 году.
Среди его заслуг на этом посту - такие проекты, как строительство и реконструкция 15 автобусных, троллейбусных парков и трамвайных депо, сооружение 520 километров троллейбусных линий, 100 км трамвайных путей, 110 тяговых преобразовательных подстанций трамвая и троллейбуса. В числе спроектированных под его руководством предприятий такие, не имеющие аналогов по своим масштабам в мировом транспортном строительстве, как 1-й, 10-й, 11-й, 13-й, 14-й, 15-й автобусные парки, 7-й и 8-й троллейбусные парки. Бурными темпами велось проектирование и строительство новых троллейбусных линий. В отдельные периоды в течение лишь одного года выполнялось проектирование и строительство до 50 км троллейбусных линий и 10 тяговых подстанций.
В 1956 году Московский Совет поручил институту проведение работ по созданию в Москве по существу новой отрасли городского хозяйства - системы организации и управления дорожным движением, базирующейся на новейших достижениях научно-технического прогресса. Работы по этому направлению завершились в 1966 году вводом в действие первой в стране автоматизированной системы управления дорожным движением на крупном транспортном узле - на площади Серпуховской заставы, и разработкой проектных предложений по созданию в Москве единой системы телеавтоматического управления движением транспорта - системы "СТАРТ".
После одобрения этих предложений Московским Советом, они были вынесены на рассмотрение Правительства Советского Союза. С4 февраля 1969 года и по настоящее время система "СТАРТ" действует на значительной части территории Москвы и является основой для управления движением транспортных потоков в столице.
В сентябре 1975 года М.Н.Шполянский ушел на пенсию, а 9 января 1977 года, не дожив менее трех недель до своего семидесятилетия, скоропостижно скончался. Считается, что лучшим памятником известному человеку являются его дела, то, что он оставил своим потомкам. В институте "МосгортрансНИИпроект" разрабатываются проекты новых транспортных объектов, по своим маршрутам едут поезда метрополитена, трамваи и троллейбусы ... В этой интенсивной транспортной деятельности - продолжение замечательной жизни и деятельности Михаила Наумовича Шполянского.

 

 105 лет ростовскому трамваю!

20 декабря 1901 года (по новому стилю - 2 января 1902 года) в Ростове-на-Дону было открыто трамвайное движение. Трамваи пришли на смену конной железной дороге, первые линии которой появились в городе на Дону 120 лет назад - в 1886 году.

 

105 лет ростовскому трамваю Трамвайная система Ростова-на-Дону уникальна - ширина колеи в Ростове составляет 1435 мм, это единственный в России город с "европейской" трамвайной колеёй. В том числе благодаря этому факту Ростов-на-Дону стал первым городом, в котором проходили испытания чешские вагоны "Татра".

К 105-летию со дня открытия трамвая в Ростове восстановили в качестве музейного трамвайный вагон Tatra T3, работавший ранее в качестве снегоочистителя. Все линейные трамваи этой модели были списаны в 1990-2000-х годах во время глобального сокращения трамвайного движения в городе. Восстановленный вагон, по словам генерального директора МУП "Ростовская транспортная компания" Игоря Политики, символизирует годы расцвета трамвайных перевозок в Ростове-на-Дону. "Наша задача - восстановить былую славу и наладить активную и бесперебойную работу электротранспорта в Ростове-на-Дону", - считает И. Политика.
Помощь в восстановлении 30-летнего трамвая (год выпуска данной "Татры" - 1976) оказало краснодарское ТТУ, подарившее МУП РТК недостающие запасные части для вагона. Музейный трамвай получил бортовой номер 105 - в честь праздника. После праздничных мероприятий восстановленная "Татра" стала работать на одном из трамвайных маршрутов города.
В планах сотрудников МУП РТК - восстановление в качестве музейного трамвайного вагона КТМ-2. Сейчас этот трамвай используется как вагон-вышка для осмотра и ремонта контактной сети.
От лица редакции желаем ростовчанам ввода в строй ранее закрытых трамвайных линий и пополнения парка за счёт нового и восстанавливаемого подвижного состава. Счастливого пути!
Олег БОДНЯ. Фото Евгения ДМИТРОВА  

  70 лет - не возраст!

Вслед за автобусным 80-летием, 21 октября петербургский троллейбус отпраздновал свое 70-летие. Празднование продолжалось целых два дня.

 

 

ЯТБ-1

В солнечный осенний день 20 октября, праздничная колонна, украшенная воздушными шарами, прошла от площади Александра Невского по всему Невскому проспекту через Дворцовый мост на Васильевский остров, к трамвайному парку имени Леонова. Возглавлял колонну представитель современного поколения троллейбусной техники - низкопольный ВМЗ-529801, следом двигался отреставрированный ЯТБ-1 с оригинальным деревянным корпусом, а за ним еще один музейный экспонат - троллейбус ЗиУ-5, восстановленный в прошлом году. Также в юбилейном параде были "вологжанин" - сочлененный ВМЗ-6215, уже классический, но не сдающий своих позиций ЗиУ-682ГОМ и эксклюзивный, построенный на берегах Невы и работающий только в Санкт-Петербурге, троллейбус модели ПТЗ-5283. В салонах нарядных троллейбусов по праздничному маршруту проехали ветераны-работники троллейбусных парков. Некоторые из них еще помнят тяжелую баранку и непродавливаемые тормоза троллейбусов ЯТБ и МТБ! Для них вечером был организован торжественный сбор, где было время и отдохнуть, и вспомнить былое. Главное - все были вместе, как много лет назад.
Вторая часть праздника прошла в сам день рождения, 21 октября. Для всех желающих открылись ворота трамвайного парка на Васильевском острове, где расположен музей городского электрического транспорта. Уникальность его коллекции действующих экспонатов (вагонов трамвая и троллейбусов) широко известна. Здесь гости, пассажиры, смогли по-новому взглянуть на обычные, еще вчера работавшие на маршрутах троллейбусы и трамваи: не как на обычные транспортные средства, а как на памятники материальной культуры, связывающие нас с историей города ...
 
петербургский троллейбус 70 лет петербургский троллейбус 70 лет