член Международного Союза общественного транспорта
ГАЗЕТА О ПАССАЖИРСКОМ ТРАНСПОРТЕ
ОСНОВАНА 22 СЕНТЯБРЯ 1995 ГОДА

Архивариус N 12 2001 год

БлокАДА

60 лет назад началась блокада Ленинграда. Памяти работников городского транспорта, выстоявших в нечеловеческих условиях осажденного врагами города посвящается специальный цикл наших публикаций. Продолжение. Начало - в N10 за октябрь 2001 г, в N11 за ноябрь 2001 г

 

трамвай на набережной Невы (1942 г.)

Первые пассажиры

 

Когда горожане справились с задачей по очистке города, встал вопрос о восстановлении перевозок пассажиров. Но электроэнергии по-прежнему не хватало. Городские ГРЭС не могли увеличить выработку электричества. Поэтому на Волховской ГЭС начались работы по вводу в строй спешно демонтированных осенью энергоблоков. А от нее по дну Ладожского озера протянули электрокабели. Когда подготовительные мероприятия были выполнены, Ленгорсовет принял постановление открыть с 15 апреля 1942 года трамвайное движение по пяти маршрутам.
"┘И вдруг вагон ожил. Не могу передать, что испытала в эту минуту. Вывела трамвай из парка. На остановках входят люди, смеются, плачут от радости", - вспоминала вагоновожатая Ефросинья Федоровна Агапова. Люди на улицах с восхищением оборачивались на звук трамвая. Вагоновожатые поминутно трезвонят, как - бы салютуя в честь праздника, зачастую просто по просьбе пассажиров. 116 поездов вышли на маршруты 3, 7, 9, 10, 12. Почему именно эти пять маршрутов? Они охватывали почти весь город, пересекаясь в центре, и можно было доехать из одного конца Ленинграда в другой всего с одной пересадкой. Шел 219-й день блокады, впереди - еще 681 день мужества, подвигов и героизма.
Пуск троллейбуса городские власти сочли нецелесообразным из-за плохо развитой сети и, опять же, недостатка энергии. Троллейбусы, замершие в декабре прямо на улицах, с помощью трамваев буксировали на места консервации таким образом: от трамвая к троллейбусу перекидывали питающий кабель, и троллейбус "на привязи" двигался параллельно трамваю.
В дальнейшем, по мере восстановления трамвайного хозяйства, количество маршрутов и вагонов на них продолжало увеличиваться. Так, с 15 июня возобновлено движение по маршруту N 20, пересекавшему весь город с севера на юго-запад, а 20 июня, после ремонтно-восстановительных работ на одном из участков, вагоны десятого маршрута стали пробегать на 5 километров больше. 21 ноября восстановлены еще три маршрута. К ноябрю количество поездов, ежедневно работающих на линиях, возросло до 152 (456 вагонов), перевозивших в день до миллиона пассажиров.


Блокадные будни


Жизнь продолжалась. Продолжалась и война. Гитлеровцы постоянно подвергали город артобстрелам и налетам авиации. 30 июня 1942 года на Международном (ныне - Московском) проспекте снарядом разбило двухвагонный поезд. 22 человека ранено, 4 убито. Надо сказать, что вагоновожатых инструктировали, как действовать при объявлении воздушной тревоги или начале артобстрела. 15 июня 1942 года восемнадцатилетняя вагоновожатая Агафья Герасимова привела в парк поврежденный поезд, один из вагонов которого был изуродован до неузнаваемости. К счастью, жертв не было - как только поблизости начали рваться снаряды, Агафья Герасимова остановила трамвай и приказала пассажирам немедленно укрыться в бомбоубежище. Но, в отличие от авианалетов, обстрелы города начинались неожиданно, и враг знал, что трамвайные остановки - самые людные места. 17 апреля 1943 года снаряд попал в трамвай, стоявший на остановке на Загородном проспекте. Пострадали десятки пассажиров. 8 августа 1943 года на Невском проспекте осколками снаряда, разорвавшегося на остановке, убило 12 и ранило 43 человека, в этот же день около площади Искусств снаряд попал в вагон - 23 пассажира погибло.
Вспоминая уроки первой блокадной зимы, специалисты ТТУ обратили внимание на законсервированные троллейбусы и разработали проект прокладки по льду Ладоги троллейбусной линии для увеличения грузоперевозок. Проект не был осуществлен в связи с прорывом блокады 16 января 1943 года.
Вражеская артиллерия с неистовством продолжала обстреливать Ленинград вплоть до полного снятия блокады. Последнее упоминание о попадании снаряда в трамвай встречается в записи от 4 января 1944 года, за 23 дня до полного снятия блокады. В тот день один из первых снарядов, выпущенных по городу, попал в переполненный трамвай на Лесном проспекте. Убито 82 пассажира, более 90 ранены. Последний снаряд разорвался на улицах города 22 января 1944 года. Всего за 611 дней обстрелов по Ленинграду было выпущено более 148 тысяч снарядов (!).
11 сентября 1943 года Ленгорисполком принял решение "О мероприятиях по уменьшению потерь среди населения при артиллерийских обстрелах города", в котором дано указание о переносе остановок с перекрестков в глубину улиц. Из парков обычно выпускали одиночные вагоны, а сами маршруты по возможности регулярно меняли, запуская трамваи по параллельным улицам. Вскоре ослабили требования светомаскировки, и со 2 ноября 1943 года началось восстановление существовавших до войны сигнальных огней маршрутов.
27 января 1944 года в 20.00 улицы непокоренного города озарились залпами салюта. Блокада снята!


Возрождение к жизни

 

За годы блокады трамвайному хозяйству Ленинграда был нанесен огромный ущерб, в ряды Красной Армии ушло около 4,5 тысяч рабочих и служащих ТТУ, многие из которых так и не вернулись. В самом Ленинграде 57 работников городского трамвая были убиты или умерли от ран, 211 - ранены или контужены. Враг полностью разрушил 2 подстанции, 25 зданий служб, повреждено 1065 трамваев, 153 вагона полностью уничтожены, 13% путей выведены из строя.
Почти сразу после снятия блокады в город хлынули потоки людей. Несмотря на противодействие властей, в течение года население города увеличилось на 372 тыс. и составило более 930 тыс. человек. Чтобы решить транспортную проблему, Ленгорисполком 10 февраля 1944 года принял решение о восстановлении троллейбусной службы. И уже 24 мая первый троллейбус вышел на маршрут N4, а через месяц открылся маршрут N 1. Также набирало обороты и трамвайное движение - к концу 1944 года на 20 маршрутов выходило до 1000 вагонов.


НА СНИМКЕ:

трамвай на набережной Невы (1942 г.)

  Роман АГАПИТОВ
Фото из книги "Блокада день за днем" (Лениздат, 1979)
Продолжение следует

 Век николаевского трамвая

 Интересна и содержательна история пассажирского транспорта любого города. И самое главное - она небезразлична многим увлеченным людям, которые готовы щедро делиться с нашими читателями своими знаниями. Сегодня мы с удовольствием предоставляем слово нашему внештатному автору из города Николаева (Украина) Александру Говорухе, который расскажет о том, как в его городе зарождался и развивался трамвай.

 
николаевская конка. XIX век

 

В самом конце уже позапрошлого, XIX века в Николаеве было создано т.н. "Бельгийское анонимное общество николаевских конно-железных дорог". А собственно движение конки началось 26 июля 1897 г. (по старому стилю).
Первый маршрут был коротким: от часовни Александра II, которая находилась на пересечении улиц Соборной и Херсонской, до Военного рынка на Слободке. Возле часовни был узловой отправной пункт всех линий конки.
Вагоны конки изготавливали в Одессе.
В декабре того же 1897 года была проложена вторая линия конки, соединившая центр города с железнодорожным вокзалом.
Интересным является тот факт, что рельсы, поставляемые опять-таки из Одессы (фирмы "Демерт" и "Гальвич"), сверху покрывали медным слоем, который в какой-то мере способствовал мягкости хода. Рельсовые пути не имели шпал. Их укладывали только на специально подготовленные мощеные мостовые.
Следующий маршрут, пущенный в июне 1898 г., связал город с загородной резиденцией князя Потемкина - Спасском. Этот маршрут действовал только в летнее время, а с 15 октября по 15 марта движение приостанавливалось. В летнее же время на конечной остановке Спасск к конке подпрягали дополнительную третью лошадь для преодоления крутого подъема.
И, наконец, в августе 1898 г. закончилось строительство еще одной линии, ведущей в порт. Позднее все эти линии слились в два достаточно протяженных маршрута: вокзал - Военный рынок и Спасск - элеватор (порт). Протяженность пути составила более 14,5 км. Но уже в 1904 г., согласно адрес-календарю, в городе было три довольно протяженных маршрута.
Конная дорога была одноколейной со специальными разъездами для пропуска встречных конок.
Интерес вызвало следующее правило движения: подъехавшая первой к разъезду конка обязана была ждать встречную, пока та не пройдет и не передаст жезл _ стержень с большим круглым набалдашником.
Городская конно-железная дорога имела два депо с конюшнями и стоянками для вагонов. Одно депо, построенное в 1900 г., располагалось по адресу - переулок А, дом N7, где и сейчас сохранились выезды и крытые навесы, по-видимому, бывшие конюшни.
Работа конки была строго регламентирована несколькими постановлениями Город-ской думы. Так, указом Думы от 7 июля 1898 г. предписывались следующие правила: скорость движения должна быть в интервале 7-12 верст в час и только рысью; разъезды должны находиться на расстоянии 235 саженей друг от друга (некоторые из этих остановок сохранились как остановки городского трамвая до нашего времени).
Существовали летние и зимние вагоны (зимние не имели верхнего этажа - империала). Летние вагоны ранней конструкции были открытые, имели пять рядов по три места в каждом, и запрягались парой лошадей. А летние вагоны более позднего выпуска так же были открытыми и имели двадцать мест на скамейках и шесть стоячих мест на задней площадке. Для защиты от дождя и ветра имелись кожаные занавески, спускаемые с крыши.
На основании переписи населения по николаевскому градоначальству число жителей на 1914 г. составило 111047 человек. Стало ясно, что конка не в состоянии обеспечить перевозку пассажиров по городу. Во многих городах, таких как Петербург, Одесса и т.д., уже по нескольку лет существовало электротрамвайное движение. Его организация в Николаеве и стала единственно верным решением. Переписка Городской думы с бельгийским обществом о переводе на электротягу началась еще в 1902 -1903 гг., а проектирование первого городского электротрамвая было начато в 1909 г.
 
НА СНИМКЕ:
николаевская конка. XIX век

 

 Александр Говоруха
Продолжение следует
 
 

Декабрьские даты

 

 

13.12.1904 г. Электрификация столичного метрополитена в Лондоне.
24.12.1926 г. В Ленинграде открывается автобусный маршрут от Главного штаба до площади Восстания.
11.12.1931 г. В Советском Союзе принимаются Правила уличного движения.
05.12.1955 г. Начало кампании бойкота автобусов негритянским населением Монтгомери (шт. Алабама, США) руководством Мартина Лютера Кинга в знак протеста против сегрегации.
17.12.1975 г. В Москве введен в строй новый участок метрополитена между станциями "Площадь Ногина" (ныне "Китай-город") и "Баррикадная". Его протяженность - 4 км 100 м.

13.11.1956 г. Бойкот городских автобусов в Монтгомери (штат Алабама, США) прекращается после того, как Верховный суд объявляет антиконституционной сегрегацию (различия по расовому признаку) в автобусах.
06.11.1960 г. Ввод в действие Киевского метрополитена.
03.11.1967 г. Открывается новая линия Ленинградского метро - Невско-Василеостровская.