член Международного Союза общественного транспорта
ГАЗЕТА О ПАССАЖИРСКОМ ТРАНСПОРТЕ
ОСНОВАНА 22 СЕНТЯБРЯ 1995 ГОДА

Архивариус N 1 2002 год

Трамвайные звонки звучат в Ростове 100 лет ...

2 января (20 декабря по старому стилю) - существенная дата в истории Ростова - на - Дону. Ровно сто лет назад в этот день на главной улице города - Большой Садовой - раздались первые трамвайные звонки. И в самый первый рейс от угла Большой Садовой и Братского переулка до Ростова - Нахичеванской межи (нынешнего Театрального проспекта) отправился первый электрический трамвайный вагончик, получивший у горожан ласковое прозвище "коробочка".
Так началась "трамвайная" эра в истории Ростова - на - Дону. И Ростов вступил в число городов России, обладающих самым современным тогда видом пассажирского транспорта. Он стал в этом списке 22-м трамвайным городом огромной империи, что вовсе неплохо, особенно если учесть, что трамвай в Саратове, Самаре, Харькове, Одессе, Ташкенте, Тифлисе, Баку, Воронеже, Минске и даже в Санкт-Петербурге (!) вышел на улицы значительно позднее.

 

 

Однако у ростовского трамвая были и предшественники.
С 1867 года началось нерегулярное, а в 1868 году - регулярное движение омнибусов (общественных конных экипажей на 8-10 пассажиров). А в 1887 году город построил конно-железную дорогу (десятую в Российской империи). Но уже через 15 лет Бельгийское акционерное общество, которому конка и принадлежала, приступило к электрификации своей конно-железной дороги. Электрификация была завершена в считанные недели. Поэтому в январе 1902 года трамваи в Ростове ходили не только по Большой Садовой, но и по Таганрогскому и Большому проспектам (нынешним Буденновскому и Ворошиловскому), по Московской и Почтовой улицам, на вокзал и даже на Новое поселение. Чуть позже начались работы по электрификации конки и в соседнем городке _ Нахичевани, который еще в 1890 году был связан с Ростовом первой и единственной в России междугородной конной линией. И 22 декабря 1902 года электрический трамвай "въехал" в Нахичевань (города - соседи объединились в 1928 году).
К началу Первой мировой войны в Ростове и Нахичевани было 40 километров трамвайных путей, по улицам городов - соседей по восьми маршрутам курсировали 86 ваго нов. А ежегодные перевозки пассажиров достигли к 1916 году почти 38 миллионов человек. Т.е. каждый день пассажирами ростово - нахичеванского трамвая становились более 100 тысяч человек - каждый второй горожанин!
С 1913 года в городе, наряду с бельгийскими вагончиками, на линию стали выходить и новейшие трамвайные вагоны отечественного производства (Мытищинского вагоностроительного завода). Им ростовчане дали уважительное прозвище "крейсер" - такие трамваи брали пассажиров вдвое больше в сравнении с "коробочками".
В гражданскую войну ростовский трамвай, в отличие от трамвая многих других российских городов, движения не останавливал. Правда, в последующие годы (1920-1924 гг.) сильно обветшавшее трамвайное хозяйство требовало капитального обновления. Кроме вагоноремонтных мастерских, к работе подключился и переданный трамвайному тресту специализированный завод, получивший имя революционного деятеля В.Р. Воровского. Скромный этот заводик, находившийся на углу улицы Первой Степной и 26-й линии в Нахичевани (ныне на этой территории - авторемонтное предприятие) сыграл важную роль в дальнейшем становлении и развитии трамвайного хозяйства Ростова. Он поставил городу почти сто новых прицепных вагонов, прослуживших сорок лет.
С 1925 года началось развитие трамвайной сети: за десять лет она выросла вдвое, достигнув 80 километров. Трамвай пришел на Сельмаш, в Ленгородок, в Рабочий городок, на "Красный Аксай", заметно выросла сеть линий и в центре города.
В те годы трамвай перестал быть единственным видом городского транспорта. С 1930 года в Ростове началось регулярное движение автобусов (вообще-то первые автобусы вышли на ростовские улицы еще в 1927 году, но тогда движение было не постоянным). А в 1936 году Ростов - на - Дону стал третьим в стране городом (после Москвы и Киева) с троллейбусным сообщением. А мог, между прочим, стать и первым. Ибо еще в конце 1932 года, когда троллейбусов не было даже в Москве, ростовчане приступили к сборке и испытаниям опытного, "самодельного" троллейбуса, собранного на базе старого автобуса. Самая первая в стране экспериментальная троллейбусная линия протяженностью около 700 метров пролегла по улице Первой Степной (ныне - имени Ченцова), между 26-й и 14-й линиями.
В годы Великой Отечественной движение электротранспорта в Ростове прерывалось дважды (в период между двумя оккупациями, кстати, трамвай и троллейбус в Ростове работали, хотя от линии фронта Ростов отделяло всего лишь 35-40 километров). Вторая оккупация принесла ростовскому трамваю значительные разрушения. И все же спустя всего лишь три с половиной месяца после освобождения, 1 июня 1943 года, в городе вновь раздались трамвайные звонки, а затем восстановили и троллейбус.
В пятидесятые - восьмидесятые годы, ставшие поистине золотой порой в истории ростовского электротранспорта, трамвай развивался очень интенсивно. Были проложены новые линии на западную и северную окраины города, и в итоге протяженность путей достигла 120 километров. В конце восьмидесятых в городе имелось 17 трамвайных маршрутов, а подвижной состав превышал 300 единиц. В год услугами ростовского электротранспорта (вместе с троллейбусом) пользовалось до 250 миллионов человек.
С 1957 года в Ростове, первом из городов страны, стали эксплуатировать чехословацкие вагоны "Татра", и уже в восьмидесятые горожан обслуживали вагоны только этой марки.
Экономический кризис 90-х годов больно ударил по городскому транспорту, в значительной мере финансируемому из обнищавшего муниципального бюджета. Пришлось принимать экстраординарные меры. Часть трамвайных и троллейбусных линий были закрыты или законсервированы "до лучших времен". Была создана единая муниципальная транспортная компания "Ростовпассажиртранс", объединившая как электрический, так и автобусный транспорт. В результате разумной экономической и технической политики удалось в течение трех лет полностью вывести электротранспорт из кризисной ситуации и приступить к постепенному восстановлению позиций, которые он занимал ранее, являясь главным перевозчиком в городе.
В настоящее время трамваи в Ростове работают на шести, а троллейбусы на двенадцати маршрутах. Подвижной состав городского электротранспорта превышает 200 единиц. Начат капитальный ремонт трамвайных путей, постепенно ремонтируется и подвижной состав трамвая.
Слухи о "смерти" ростовского трамвая, который якобы вряд ли доживет до своего 100-летия, оказались, как говорится, сильно преувеличенны ми. В прошлом году, впервые за последнее время, наметился заметный рост числа пассажиров электротранспорта, в том числе и трамвая. Прорабатываются различные варианты создания в городе системы скоростного рельсового транспорта, одним из которых является монорельсовая эстакадная дорога. Ее наиболее вероятный маршрут _ от Центрального рынка до Северного жилого массива, где в течение всего дня обеспечен устойчиво мощный пассажиропоток. Однако даже при условии строительства "монорельса" трамвай останется на привычных для горожан линиях, где он не мешает автотранспорту и продолжает быть востребованным пассажирами. Иначе говоря, сегодня стало ясно, что наш столетний ветеран вовсе не собирается на "заслуженный отдых", как представлялось еще недавно.

 

  Геннадий БЕЛЕНЬКИЙ г. Ростов - на - Дону

 Век николаевского трамвая

 Интересна и содержательна история пассажирского транспорта любого города. И самое главное - она небезразлична многим увлеченным людям, которые готовы щедро делиться с нашими читателями своими знаниями. Сегодня мы с удовольствием предоставляем слово нашему внештатному автору из города Николаева (Украина) Александру Говорухе, который расскажет о том, как в его городе зарождался и развивался трамвай. Начало в N12 за 2001 г

 
Такими были первые трамваи в Николаеве

 

Трамвай с прицепным вагоном был разработан, а затем и изготовлен в Петербургском представительстве бельгийской фирмы "Сименсъ и Гальске". Оборудование маршрута городским властям обошлось в два миллиона рублей. Сумма по тем временам огромная, поскольку за три дореволюционных рубля можно было купить корову. В городе конка просуществовала почти 17 лет.
И, наконец, 21 декабря 1914 г. (3 января 1915 г. по новому стилю) в Николаеве был пущен первый трамвай на электрической тяге, а через некоторое время было завершено строительство трамвайного парка, впоследствии ставшего депо ╧1. На первых порах были использованы вагоны конки, которые пришлось немного модернизировать: снять ступеньки вдоль вагона, а открытые площадки зашить листами железа. Необходимое оборудование для модернизации этих вагонов было изготовлено на судостроительном заводе "Наваль", а наиболее сложное электрооборудование было приобретено в других городах. Первые трамваи не имели на своих крышах токоприемников, электроснабжение осуществлялось непосредственно по рельсам. Трамвайное движение было организовано по четырем маршрутам: Вокзал - Горбольница, Рынок - Спасск, Каботажный спуск - Кладбище, Кузнечная - Рынок. История донесла до нас любопытный факт: из-за обильно выпавшего за ночь снега, движение трамвая в Спасск впервые стало невозможным. И только после очистительных работ с небольшим опозданием было начато движение по этому маршруту. Впоследствии в город поступили новые вагоны. На торжество были разосланы приглашения от имени городской управы. Сравнение планов города за 1907 и 1918 гг. показывают идентичность маршрутов конки и трамвая. И действительно, самодвижущийся трамвай пошел по рельсам конки. Протяженность всех линий в городе составила 22 версты.
Долгое время конка и трамваи ходили одновременно, трамвайный парк города составлял 25 вагонов. В 1917 г. на городские магистрали вновь вышла конка, так как за время революции Николаев остался без электроснабжения. Последовавшая за революцией Гражданская война заставила надолго забыть о трамвае. Только в 1925 г. трамвайное движение в городе было возобновлено, а подвижной состав увеличился до 37 единиц.

НА СНИМКЕ:

Такими были первые трамваи в Николаеве

 Александр Говоруха
Продолжение следует
 

Декабрьские даты

 

модель автобуса Fiat BL 18 Первые автобусные рейсы в Казани состоялись в 1925 году.


В город прибыли несколько автобусов Fiat, на которых и осуществлялись тогда пассажироперевозки.
НА СНИМКЕ:

модель автобуса Fiat BL 18

 

 Тюмень

31 августа 1929 года по улицам города Тюмень прошел первый автобус.

 

Это была смонтированная на базе грузовика своеобразная конструкция, маршрут которой начинался от пристани на берегу реки Туры и заканчивался у Дома Советов (ныне здание Инженерно-строительной академии). А уже на следующий год по улицам Тюмени побежали настоящие, заводского изготовления, автобусы. Напомним, что в Тюмени на сегодняшний день на линии выходят 600 автобусов.

 

Белебеевск

В 1947 г. первые автобусы появились в башкирском Белебеевске (в местном АТП, существовавшем с 1939 года).

 

Сегодня подвижной состав Белебеевского АТП насчитывает 83 автобуса. Перевозки осуществляются по 8 междугородным (протяженность-778 км), 15 пригородным (487 км) и 3 городским маршрутам (54,5 км). Открыт филиал в поселке Приютово.

 

Павлово-на-Оке

В 1952 году здесь были выпущены первые автобусы ПАЗ-651 на базе шасси ГАЗ-51.

 

В 1960 году начато производство автобусов вагонной компоновки ПАЗ-652. В 1968 году - ПАЗ-672, а в 1989 году его сменяет модель - ПАЗ-3205, выпускаемая до сих пор.