член Международного Союза общественного транспорта
ГАЗЕТА О ПАССАЖИРСКОМ ТРАНСПОРТЕ
ОСНОВАНА 22 СЕНТЯБРЯ 1995 ГОДА

Архивариус N 3/4 2005 год

Подземный "алфавит": метровагоны от А до ... ( Начало в N5, N6 , N7 , N8 , N9 , N10, N11, N12 ).

Опытные метровагоны типа И из-за несовершенства конструкции не пошли в серийное производство. Однако прогресс не стоит на месте, и после окончания испытаний вагонов этого типа на вагоностроительных заводах взялись за проектирование новых вагонов метро с электронными системами управления. В прошлой публикации разговор шёл об электровагонах типов 81-718/719, сегодня же мы расскажем о принципиально новых вагонах метро, получивших заводские обозначения 81-720/721 и название "Яуза".

 

Опытный вагон типа 81-720.1 на выезде из электродепо Калужское, Москва. Фото Александра Шанина

"ЯУЗА" И ЕЁ ПРЕДШЕСТВЕННИКИ
 

В 1989 году Ленинградский завод имени Егорова (ныне - ЗАО "Вагонмаш") выпустил опытный метросостав, состоявший из головных вагонов типа ЭС-720 NN8922, 8929 и промежуточного вагона ЭС-719 N8277, оснащённых асинхронными двигателями. По конструкции кузова опытные вагоны практически не отличались от выпускавшихся в то время метровагонов 81-717.5/714.5, но имели другую окраску. Метровагоны типов ЭС-720/719 были ярко-синими со светло-серыми дверьми, лобовая часть головных вагонов ЭС-719 была окрашена в белый цвет.
После испытаний в Ленинградском, а затем в Петербургском метрополитене опытные вагоны были отправлены обратно на завод, и в 1998 году их переоборудовали в стандартные вагоны типов 81-540/541, с присвоением им новых бортовых номеров - 10225, 10226 и 11406 соответственно. Эти вагоны курсируют по Правобережной линии петербургского метро с января 1999 года.
В 1990 году на заводе имени Егорова был создан метросостав, в который вошли вагоны метро типов 81-720.1/721.1 NN10036-10037, 11027-11028. В этом составе был только один опытный вагон - N10037, остальные три были вагонами сопровождения, необходимыми для обкатки и тестирования состава. Электровагон N10037 имел нестандартную конструкцию кузова и новое электрооборудование, в частности, асинхронные двигатели.
Вагоны метро типов 81-720.1/721.1 были разработаны на Мытищинском машиностроительном заводе, на что указывает цифра "7" в заводском обозначении, состав был изготовлен в Ленинграде, а испытания метровагонов проходили в Москве в депо "Калужское". На данный момент вагоны типов 81-720.1/721.1 отстранены от эксплуатации, электровагон N10037 находится в московском электродепо "Северное", вагоны NN10036, 11027-11028 - в электродепо "Новогиреево".
После этих испытаний в 1992 году выпустили два метросостава. Первым был опытный состав из вагонов типа 81-720/721 ("Яуза") Мытищинского машиностроительного завода; вторым - разработка завода имени Егорова, состав из вагонов типов 81-550/551/552. Подробнее - о метровагонах типа "Яуза".
Электровагоны типов 81-720/721, также как и вагоны типа И, стали принципиально новой разработкой Мытищинского машиностроительного завода. Метровагоны "Яуза" получили новый гладкий (без гофров) кузов, выполненный из нержавеющей стали, новую тележку, асинхронные двигатели, тиристорно-импульсную систему управления (ТИСУ), а также возможность рекуперативного торможения. До неузнаваемости изменился и пассажирский салон вагонов - интерьер стал более "спартанским", без обшивки стен декоративным пластиком, люминесцентные лампы освещения попарно разместились над пассажирскими сидениями, а на потолке были установлены вентиляторы для принудительной циркуляции воздуха. Форточки в окнах исчезли, в оконных проёмах были установлены двойные стеклопакеты.

Состав из метровагонов 81-720/721 Яуза на станции Пассажировместимость вагонов типа 81-720/721 была увеличена за счёт ликвидации мест для сидения в торцах метровагонов. Для информирования пассажиров стали использоваться световые схемы линии, размещённые над раздвижными дверьми, и табло типа "бегущая строка", установленные в торцах вагонов. В просторной кабине машиниста были установлены эргономичное сидение водителя, современный пульт управления с бортовым компьютером, а также климатическая установка. Конструкционная скорость новых метровагонов составила 100 км/ч, масса - 34,5 и 33 т. для головного и промежуточного вагонов соответственно.
Опытный пятивагонный метросостав "Яуза" был презентован руководству страны в 1993 году. Новые метровагоны, получившие бортовые номера 001-005, проходили испытания на экспериментальном кольце ВНИИЖТ в подмосковной Щербинке. Второй опытный состав "Яуза", на этот раз с обычными коллекторными двигателями (вагоны NN0006-0008), был изготовлен в 1994 году. Вагоны этого состава проходили испытания на Кольцевой и Замоскворецкой линиях столичного метро. В июне 1998 года этот состав в 6-вагонном исполнении (N0006-0011) вышел на Люблинскую линию Московского метрополитена. По результатам испытаний второго опытного состава "Яузы" было принято решение о начале серийного производства электровагонов типов 81-720/721.  

 Пассажирский салон новой Яузы. Фото Дмитрия СитинаВ начале 1999 года на Люблинскую линию вышел первый серийный метросостав "Яуза", затем в период с 1999 по 2002 год в электродепо "Печатники" прибыли ещё 6 составов из электровагонов типов 81-720/721. При этом головные вагоны "Яуза" получали бортовые номера, начиная с N 0012, промежуточные - с N0100. Всего же с 1998 по 2002 год были собраны 16 головных (NN 0012-0027) и 36 промежуточных (NN0100-0135) метровагонов "Яуза", образовавших 7 серийных составов и 1 опытный (вагоны 81-720А/721А NN 0022-0023, 0123 с асинхронными двигателями фирмы Alstom). Также для работы с пассажирами был привлечён второй опытный состав и переделанные в серийные метровагоны NN 0003-0004 из первого опытного состава.
К сожалению, регулярная работа новых вагонов метро на Люблинской линии налаживалась с трудом. Метровагоны имели большое количество отказов, приводивших к сбоям в движении поездов на линии, поэтому в 2002 году было решено отказаться от дальнейшего выпуска вагонов типов 81-720/721.
В 2001-2002 годах на Мытищинском машиностроительном заводе был выпущен первый метропоезд "Русич", предназначенный для использования на линиях лёгкого и мини-метро. Этот поезд был дальнейшей проработкой проекта 81-720А/721А, на основе которой в 2004 году были разработаны новые метровагоны типа "Яуза". Эти вагоны получили асинхронный привод производства мытищинского завода, им были присвоены заводские обозначения 81-720.1/721.1 (вторичное использование индекса). При этом электровагоны "Яуза", выпущенные в период с 1998 по 2002 год, стали считаться опытно-промышленной партией вагонов нового поколения.
Внешний вид новых вагонов "Яуза" не претерпел серьёзных изменений, однако некоторые отличия серийных вагонов от опытно-промышленных есть. В частности, на головных электровагонах типа 81-720.1 установлены светодиодные табло для указания номера состава и конечной станции следования. Основные же отличия (если не брать в расчёт систему управления и приводы вагонов) коснулись пассажирских салонов метровагонов 81-720.1/721.1. Изменилась их отделка (салоны новых вагонов обшиты белыми панелями из стеклопластика), увеличилось количество поручней (они стали оранжевыми), вагоны стали освещаться новыми световыми линиями, смонтированными на потолке салона.
В настоящее время в электродепо "Печатники" проходят наладку и испытания четыре состава из метровагонов типов 81-720.1/721.1 с бортовыми номерами 0028-0035 (головные), 0136-0155 (промежуточные вагоны). Опытно-промышленные вагоны "Яуза" сравнительно регулярно работают на Люблинской линии московского метро. Опытный вагон метро типа 81-721 N002 используется в электродепо "Красная Пресня" в качестве тренажёра - пункта восстановительных средств. На Мытищинском машиностроительном заводе находятся опытные метровагоны NN001, 005, 0022-0023, 0123, а также опытно-промышленные вагоны NN0104, 0107. Возможно, некоторые из них будут переоборудованы в серийные типов 81-720.1/721.1.  


На снимке:
 1. Опытный вагон типа 81-720.1 на выезде из электродепо "Калужское", Москва. Фото Александра Шанина.
2. Состав из метровагонов 81-720/721 "Яуза" на станции "Дубровка", Москва. Фото Александра Аль-Джибури.
3. Пассажирский салон новой "Яузы". Фото Дмитрия Ситина.

Олег БОДНЯ, Иван ВАСИН http//vagon.metro.ru