член Международного Союза общественного транспорта
ГАЗЕТА О ПАССАЖИРСКОМ ТРАНСПОРТЕ
ОСНОВАНА 22 СЕНТЯБРЯ 1995 ГОДА

Архивариус N 3 2002 год

Нетипичный СВАРЗ - ТБЭС - ВСХВ

Сегодня немногие вспомнят, что колесили когда - то по питерским улицам "нетипичные" машины, совершенно отличающиеся от привычного подвижного состава: Ленинград-1, ТБУ-1, шарнирно - сочлененные четырехосные СВАРЗ модели ТС-1, собранные на "ВАРЗе" по московским чертежам. А были еще и два - СВАРЗа с довольно длинным названием модели - ТБЭС-ВСХВ.

 

эмблема СВАРЗов

СВАРЗ-ТБЭС-ВСХВ следует расшифровывать так; Сокольнический вагоноремонтный завод, троллейбус экскурсионный, предназначенный для работы на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке.
В 1857-м году Исполкомом Моссовета было принято решение о сборке и передаче двух таких необычных троллейбусов в подарок Ленинграду. И 22 июня того же года в троллейбусном парке N 1 Ленинграда состоялся торжественный митинг, посвященный передаче троллейбусов, внутри которых были Таблички С надписями; "Ленинградцам от трудящихся Москвы", "Подарочные" троллейбусы произвели настоящий фурор.

Необычный внешний вид - огромные лобовые изогнутые стекла. двустворчатые двери, практически полностью остекленная крыша, изящные фары, непривычная окраска-все это делало их абсолютно непохожими на привычные тогда желто-синие МТБ. Внутри же было еще интереснее; светло-коричневые раздельные сиденья, ковры на полу, непрерывная полоса плафонов освещения, зеркало на задней стенке салона. И еще один интересный момент; это был единственный по тем временам троллейбус, да и вообще общественное транспортное средство, у которого боковые стёкла поднимались по специальным направляющим и в верхнем положении почти повторяли в сечении скат крыши. А вместо обыкновенных стекол использовался специальный прозрачный материал наподобие органического стекла.
 троллейбус СВАРЗ-ТБЭС - ВСХВ в Московском музее городского пассажирского транспорта Но век этих троллейбусов оказался короток. Совсем немного отходив по центральным маршрутам нашего города, они вскоре исчезли из состава трамвайно - троллейбусного управления Ленинграда - сказывалось полное отсутствие оригинальных запасных частей. И хотя некоторые узлы и агрегаты подходили от заполонивших городские магистрали МТБ-82, решено было отказаться от дальнейшей эксплуатации новинок. Один из таких СВАРЗов в транспортном потоке случайно попал на открытку с видом нашего города.


НА СНИМКАХ :

эмблема СВАРЗов;

митинг, посвящённый передаче троллейбусов (1957г);

троллейбус СВАРЗ-ТБЭС - ВСХВ в Московском музее городского пассажирского транспорта;

в салоне троллейбуса.  

митинг, посвящённый передаче троллейбусов (1957г) в салоне троллейбуса троллейбус СВАРЗ-ТБЭС - ВСХВ

 

 

 Век николаевского трамвая

 Интересна и содержательна история пассажирского транспорта любого города. И самое главное - она небезразлична многим увлеченным людям, которые готовы щедро делиться с нашими читателями своими знаниями. Сегодня мы с удовольствием предоставляем слово нашему внештатному автору из города Николаева (Украина) Александру Говорухе, который расскажет о том, как в его городе зарождался и развивался трамвай. Продолжение. Начало в N12 за 2001 г, в N1 за 2002 г , в N2 за 2002 г

 
КТМ-5 и КТМ-8

 

К 1970 г. кондукторов заменили кассовые аппараты, предполагающие честность пассажиров. Протяженность всех трамвайных линий в Николаеве составила 70 км, на которых работал 191 вагон. В начале 70-х в город прибыла первая партия - 12 вагонов нового поколения - KTM - 5, окрашенных в серо-стальной цвет и не имеющих выштамповок на боковинах кузова, По сравнению с предшественниками они имели улучшенную отделку салона, а качестве освещения использовались лампы дневного света. Но их конструкция оказалась достаточно сырой и не оправдала себя. Частые поломки и неисправности вынудили руководство горэлектротранспорта отказаться от этих машин, в результате они были отправлены обратно на завод в Усть - Катав.
Много событий, связанных с трамвайным движением, произошло в середине70-х. В это время стали поступать модернизированные вагоны КТМ - 5МЗ (первая партия 25 ед.) осуществлен пуск трамвая к промзонё,
Эти трамваи стали поступать в депо No 1 и имели номера с 401 по 459. Во второе депо КТМ-5МЗ стали поступать несколько позже, им присваивали номера с 460 по 525. Тогда же в управлении горэлектротранспорта поняли бессмысленность кассовых аппаратов, и в городе ввели систему проезда по абонементным талонам, продаваемым в киосках на каждой остановке. В это время в трамвайных парках города насчитывалось 206 вагонов.
В Николаев продолжали поступать усть - катавские вагоны КТМ - 5МЗ. Наряду с ними по маршрутам ходили и КТМ-2, но их уже не ремонтировали, а по мере износа снимали с линии и списывали. Напряженные рабочие маршруты обслуживали только новые вагоны, а старые машины вместе с новыми разъезжали по менее загруженным маршрутам. Весьма любопытна такая деталь: на конечной остановке "Центральный рынок" одного из маршрутов старушки с кошелками дожидались старых трамваев, ступеньки которых были ниже, чем у КТМ - 5МЗ, что позволяло с легкостью подниматься в салон. В этот период среди старых машин КТМ-КТП-2, эксплуатировавшихся в Николаеве, встречались и самые ранние модификации со скамейками, расположенными вдоль окон. Последний старый вагон был списан в1983 г. После этого в городе оставались только КТМ-5МЗ трамваи долгожители, выпускаемые Усть -Катавским заводом, красно-белой окраски.
Кроме стандартных пассажирских вагонов трамвайные депо Николаева получали и спецтехнику, в первую очередь снегоуборочные трамваи,
Самый первый из них был получен в б0 годах, сейчас его кузов можно видеть на заднем дворе депо N 2. Остальные снегоуборочные вагоны находятся в рабочем состоянии: два из них приписаны к депо N 1, а машина последнего поступления - в депо ╧ 2. В мастерских депо также были изготовлены два грузовых вагона на базе КТМ-5МЗ с бортовыми номерами 1002 и 1007. Особого внимания заслуживает еще один трамвай, способный не только доставлять грузы и ремонтную бригаду. На его платформе установлен мощный подъемный кран.
В середине 80-х все предприятия горэлектротранспорта объединились, и соответственно поменялась нумерация вагонов. Теперь номер трамвая состоял из четырехзначного числа, где первая цифра говорила о принадлежности к депо (1 - первое депо, 2 - второе депо, 3 - троллейбусное депо). Так, вагон, имевший старый номер 401 по новому принципу получил N 1001.
К концу 80-х - началу 90-х годов по маршруту N 6 стал ходить очень интересный состав. Его необычность заключалась в том, что это был строенный КТМ-5МЗ. Но поезд такой длины не вписывался в большинство остановок, хотя и вмещал достаточно много пассажиров. Впоследствии от него отказались, и на линиях вновь ходили только сдвоенные КТМы.
Здесь следует упомянуть и о проектах, которые так и не были реализованы транспортниками.
Во - первых, строительство новой линии, которая должна была соединить два промышленных района города - "Промзону" и "ЮТЗ". Для этой ветки был отведен участок дороги на ул. Космонавтов, проложены несколько сотен метров путей. На чем строительство и заморозили. Впоследствии рельсы растащило население, а на новом маршруте были построены два рыночных комплекса. Во - вторых, проект пуска скоростного трамвая в отдаленный Октябрьский район. При строительстве нового моста через железнодорожный переезд была отведена специальная полоса для этого маршрута. Но дальше дело не сдвинулось.
С началом кризиса а стране в Николаев перестали поступать новые вагоны. Но и из этой критической ситуации транспортники сумели выкарабкаться.
Существенную помощь в решении проблемы оказал цех капитального ремонта вагонов, который размещен на территории депо N 1. Здесь своими силами трамваям дают новую жизнь - восстанавливают их кузова, производят замену электромоторов.
И только в 1996 г. в Николаев прибыли четыре бело-голубых вагона КТМ-8, которые были приписаны ко второму депо. Первое время они ходили как одинарные трамваи, а затем их сделали сдвоенными. Но эти новинки оказались менее выносливыми, чем их предшественники и сейчас, после всего пяти лет эксплуатации, выглядят куда старше вагонов КТМ - 5МЗ пятнадцатилетней давности.
В 1999 г. управление горэлектротранспортом, несущее большие убытки, возвращает кондукторов в вагоны, тем самым, изменив систему оплаты проезда в трамваях.
В настоящий момент на улицах города эксплуатируется 145 трамвайных вагонов. Правительство Украины обещало предоставить гарантию под кредит, в результате чего трамвайный парк должен пополниться 36 новыми вагонами совместного украинско -чешского предприятия "Татра-Юг".
В самом начале 2001 года в город прибыл первый трамвая Т6Б5 днепропетровского производства. Вагону был присвоен номер 2001. Спустя пару месяцев в город прибыли еще два трамвая. Управление горэлектротранспортом надеется получить еще несколько трамваев Т6Б5.

НА СНИМКЕ : КТМ-5 и КТМ-8.


P.S. 100 - летие николаевского трамвая отметили очень скромно: в местной прессе это событие было отражено лишь небольшими заметками. Не было крупных мероприятий и со стороны управления горэлектротранспортом. Для приглашённых ветеранов организовали концерт.


 
 Александр Говоруха
Автор благодарит за помощь Ирину Кашицеву, библиотекаря управления электротранспортом г. Николаева, Юрия Шепеленко и Галину Чередниченко, сотрудников Николаевского краеведческого музея.
 
 

Скорость движения - рысью

Из Контракта на устройство сети конно-железной дороги в Санкт-Петербурге, заключенного в сентябре-октябре 1872 года Санкт-Петербургской городской Думой и контрагентами.


"...Каждый вагон должен иметь постоянный номер и снабжен как тормозами, фонарями, лестницами, ремнями и др. принадлежностями для безопасности движения, так и знаками позади и по сторонам, для указания, имеются ли свободные места внутри оного.
В пунктах отправления поездов контрагенты должны, по соглашению с Городскою управою и полицией ( в отношении избрания места), устроить для ожидающей публики крытые помещения или нанять таковые в частных домах.
Скорость движения по конно-железным дорогам определяется: для товарных поездов шагом, а для пассажирских рысью, но не более десяти верст в час.
За не отправку назначенного числа вагонов, согласно утвержденному Управою расписанию, на какую-либо линию или за не совершение ими полного числа рейсов контрагенты платят по пять рублей за каждый неиспользованный рейс, каждым вагоном и на каждой линии.
За неимением у вагона, кондуктора, кучера номеров, за нетрезвое или грубое обращение служащих с публикою взыскивается с контрагентов за каждый случай по десяти рублей..."