член Международного Союза общественного транспорта
ГАЗЕТА О ПАССАЖИРСКОМ ТРАНСПОРТЕ
ОСНОВАНА 22 СЕНТЯБРЯ 1995 ГОДА

Архивариус N 5 2001 год

Могучие колёса, Родины

56 лет назад закончилась самая кровопролитная в истории человечества вторая мировая война. Вся мощь фашистской военной машины была направлена на Восток. Но провалился их "блиц - криг"! И Великая Победа была достигнута, в основном, кровью и потом советского солдата. Значителен вклад в разгром гитлеровцев, покоривших пол-Европы, наших автомобилестроителей и транспортников. И выяснилось, что автомобиль или автобус на многое способен и как боевая машина, и как транспорт ное средство специального назначения...

 

легендарный автобус ЗИС-16 На базе известной трехтонки ЗИС были созданы трехосный автомобиль повышенной проходимости ЗИС-6, четырехколесный со всеми ведущими колесами ЗИС-32, полугусеничный ЗИС-42, автобус ЗИС-16, газогенераторный ЗИС-21. Их значение для военных условий объяснять не требуется. Достаточно упомянуть, что именно на ЗИС-6 были впервые установлены гвардейские минометы - знаменитые "катюши", ЗИС-42 широко использовались в качестве артиллерийских тягачей, а автобусы, многие из которых "призвали" в армейский строй из парков пассажиравтотрансов, были переделаны в санитарные машины... Позднее в гитлеровских архивах обнаружили отчеты об испытаниях захваченной оккупантами советской автотехнике. В отчетах неизменно высоко оценивалась продукция "ЗИС" как исключительно прочная, непритязательная, обладающая хорошей проходимостью. Не забудется подвиг водителей "трехтонок", газовских "полуторок" и автобусов на "Дороге жизни", связывавшей зимой 1941-1942 годов осажденный фашистами Ленинград с Большой землей. "Дорога жизни" помогла войскам, стоявшим на защите Ленинграда, отстоять город от натиска фашистских полчищ. По ледовой трассе было доставлено в город 360 тыс. тонн продовольствия, боеприпасов и топлива, вывезено полмиллиона детей, стариков и больных. Приходилось слышать и читать высказывания, что, не будь полученной по ленд-лизу из США и Великобритании транспортной техники, армия Советского Союза, находившегося на ранней стадии автомобилизации, оказалась бы чуть ли не вообще без транспорта. В действительности дело обстояло так. Перед началом войны парк автомобилей в СССР превысил 1 млн., пассажирские автомобили составляли не более десятой его части. Советский грузовой автопарк был крупнейшим в Европе, 272 тыс. автомобилей принадлежали армии. Правда, выпуск автомобилей сократился и за годы войны составил около 300 тыс. машин. Почти все они шли в армию. К концу войны их насчитывалось 665 тыс. Грузовой троллейбус
ТТехника по ленд-лизу начала поступать нам в конце 1941 года, к началу 1943 года ее было около 100 тыс., а всего за годы войны поступило 350 тыс. Естественно, что новые образцы техники, прежде чем встать на вооружение, испытывали (с июня по ноябрь 1942 года). Вот и выходит, что такие решающие военные операции, как разгром фашистских войск под Москвой и Сталинградом, осуществлены еще до распространения в Советской Армии импортных автомобилей. Кстати, основное бремя военных безрельсовых перевозок несли отечественные "трехтонки" и "полуторки"; санитарных - переоборудованные автобусы, а внутригородских - те же грузовики, автобусы и... трамваи с троллейбусами, которые оборудовали под грузовые, способные перевозить любую поклажу не хуже "штатного" грузовика
взаимопомощь в блокадном Ленинграде - буксировка троллейбуса, лишившегося контанктной сети   Когда Советская Армия гнала гитлеровцев с нашей земли, скорость, с которой линия фронта перемещалась на Запад, достигала 40 км в сутки. Пока шло восстановление железной дороги, фронт успевал передвинуться вперед на сотни километров. Не будет ошибкой сказать, что тогда пехота и артиллерия передвигались почти исключительно автотягой.
Были операции, в которых на автотехнике перебрасывали до десяти стрелковых дивизий, при этом в них участвовало одновременно по несколько тысяч машин. За время Сталинградской битвы значительная часть наших войск, боеприпасов и продовольствия была подвезена на автотранспорте. На Востоке советские войска за несколько дней преодолели сотни и тысячи километров пустынных пространств Маньчжурии. Больше 3,5 млрд. км прошли машины автомобильных войск за годы войны и перевезли 100 млн. тонн военных грузов.
НА СНИМКАХ:
легендарный автобус ЗИС-16, тоже служивший Великой Победе;
Грузовой троллейбус (г. Ленинград);
Уникальный снимок: "взаимопомощь" в блокадном Ленинграде - "буксировка" троллейбуса, лишившегося контанктной сети,
 

По книге Ю. А. Долматовского "Автомобиль за 100 лет" - М. "Знание", 1986

 Музей, конечная

Полтора года назад, в дни празднования столетия столичного трамвая, в Москве состоялось открытие уникального Музея истории городского транспорта. Отличает музей от подобных то, что в нем нет макетов, муляжей и т.н. "новоделов". Все экспонаты - подлинники, работавшие каждый в свое время на улицах белокаменной и златоглавой российской столицы... Продолжение. Начало в N 3 за март и N4 апрель 2001 года

 
Кстати, о ЛИАЗах. Сегодня эта аббревиатура прочно связана с цифрой 677. Именно такое обозначение - ЛИАЗ-677 имеет самый распространенный городской автобус отечественной постройки, знакомый пассажирам многих российских городов. Между тем такую машину уже можно видеть и в экспозиции музея.
История появления здесь автобуса, который, казалось бы, должен продолжать свою работу на улицах города, весьма необычна. В процессе подготовки парада, посвященного 70-летию московского автобуса, в одном из автопарков столицы был найден ЛИАЗ-677, построенный в... 1974 г.(!) и проработавший, таким образом, на столичных мостовых 20 лет! Не исключено, что этот рекорд вполне может быть занесен в Книгу рекордов Гиннесса.
Автобус принял участие в параде, но на городские маршруты уже не вернулся.
Как известно, сегодня львиную долю автобусного парка столицы России составляют венгерские Икарусы 280 и 435 моделей. Между тем первые венгерские автобусы появились в Москве еще в 60-х. Это были обтекаемые дизельные автобусы Икарус-55 (обычно их использовали для экскурсий по городу) и сочлененные машины ("гармошки") Икарус-180.
Последние появились на столичных улицах в 1968 г., и наверняка среди читателей есть те, кто помнит эти громадные красно-белые машины с маленькими окошками в салоне. Их называли "пылесосами" - сколько ни скопилось на остановке пассажиров, эта машина "всосет" всех! Когда-то эти автобусы очень помогли решить многие транспортные проблемы в районах новостроек. Давно ли это было? Но век городского автобуса очень короток. В преддверии Олимпиады-80 были списаны последние "сто восьмидесятые". Долгое время эти машины числились полностью утраченными.
Головная часть Икаруса-180 была найдена недалеко от Орехово-Зуева. Задняя, так называемый "прицеп", - в одной из
близлежащих к этому городу деревень. Разумеется, все это использовалось отнюдь не по своему прямому назначению (например, прицеп использовал ся для хранения сельхозинвентаря).
В 1997 г. возрожденный автобус принял участие в параде ретротехники, посвященном 850-летию Москвы. Став музейным экспонатом, он привлекает особое внимание зарубежных любителей старой техники. Все дело в том, что, по их утверждениям, в Восточной Европе не сохранилось ни одного такого автобуса (а ведь их поставляли во все страны СЭВ). Так что можно смело утверждать, что вышеупомянутый Икарус-180 - единственный сохранившийся на территории бывшего СССР. А рядом с ним стоит, кстати, Икарус-55. Сегодня такую машину на городских улицах вы также не встретите

 

Использована статья "Конечная остановка - музей", "Независимая газета" 7.06.2000 г

Он бежит, дребезжит и бодрится

Первым в дореволюционной России и вторым в мире городом, в котором открылась постоянная трамвайная, линия стал Киев. Случилось это в мае-июне 1892 года.

 

Киев. Александровский спуск. Конец XIX века
Как известно, Киев расположен на высоких днепровских берегах. К самому Днепру ведут довольно протяженные спуски. При использовании конной тяги возникали некоторые трудности - на спуске кондуктору приходилось все время тормозить вагон во избежание набега вагона на лошадь, а при подъеме наоборот - к вагону приходилось дополнительно впрягать одну - две "лошадиные силы".
В 1887 году известный в то время инженер Струве предложил Киевской Городской Думе открыть линию "электрической конки". Контракт на строительство электрических линий был подписан в 1889 году, а в 1892 году киевляне первыми в стране получили новый вид транспорта.

 

НА СНИМКЕ:

Киев. Александровский спуск. Конец XIX века

 

В блокадном Ленинграде боролся и трамвай

1941 В мае длина трамвайной сети составила 440 км. На 43 маршрута выпускалось из 9 парков 1835 вагонов. Всего в инвентаре состояло 2213 вагонов.
1941 8 декабря из-за прекращения подачи электроэнергии движение трамваев закрыто.
1942 7 марта восстановлено движение грузового трамвая. Перевозка грузов производится паровозом с трамвайными платформами.
1942 15 апреля восстановлено движение пассажирского трамвая по 5 маршрутам.
1943 Март - начало движения подвозочного трамвая "Бесстрашный", состоящего из двух трамвайных вагонов, на участке от Кировского завода до Нарвских ворот.
1947 Начат серийный выпуск цельнометаллических четырехосных вагонов ЛМ(ЛП)-47.

Встреча на мосту

15 апреля в Санкт-Петербурге состоялась акция, посвященная очередной годовщине восстановления движения пассажирского трамвая в блокадном Ленинграде.

 

Мемориальный рейс, посвященный памятной дате, проводят в городе на Неве уже в 3-й раз. И уже традиционно на Троицком мосту встретились два вагона тех времен ЛМ-33 ("американка") и МС, пассажирами которых были блокадники, ветераны и заслуженные работники Горэлектротранса.

 

Майские события

1881 120-летие открытия первого в мире электротрамвая (в г. Гросс -Лихтерфельде, Германия). Протяженность его маршрута была всего лишь 4 километра и ходили по нему небольшие вагончики пассажировместимостью 20 человек.
1909 Начинается деятельность общества "Санкт-Петербургский таксомотор".
1924 Выпущены первые тракторы серии "Фордзон-Путиловец".
1935 Открытие первой очереди Московского метрополитена им. Л.М.Кагановича. Движение поездов открылось на участках "Сокольники" - "Парк культуры и отдыха им. М. Горького" и "Охотный ряд" - "Смоленская".
1961 40 лет назад открывается вторая очередь метрополитена в Ленинграде - от станции "Технологический институт" до станции "Парк Победы".