член Международного Союза общественного транспорта
ГАЗЕТА О ПАССАЖИРСКОМ ТРАНСПОРТЕ
ОСНОВАНА 22 СЕНТЯБРЯ 1995 ГОДА

Архивариус N 9/10 2007 год

Как создавалась "Пчёлка"

Появление на улицах города нового трамвайного вагона - всегда большое событие. Изготовители трамвая испытывают гордость за своего "первенца". Работники депо или парка присматриваются к вагону: как он себя поведёт на линии, надёжен ли в эксплуатации, насколько удобен доступ к узлам и агрегатам машины. Пассажиры оценивают комфортность поездки - насколько удобны пассажирские сидения, как быстро новый вагон идёт по маршруту. У одних новинка вызывает положительные отзывы, другие, возможно, чем-то недовольны. Но, пожалуй, всем было бы интересно узнать, благодаря кому и как вагон "появился на свет".

 

вагон ЛМ-99 Вариант 4

Сегодня мы расскажем об истории создания нового дизайна трамвайного вагона ЛМ-99 - трамвая, ставшего символом юбилея петербургского трамвая наряду с вагоном "Бреш", открывавшим трамвайное движение в Санкт-Петербурге 100 лет назад.
Внешний дизайн и интерьер пассажирского салона вагона выполнены петербургским дизайнером Денисом Висельским.
- Что интересно, в далёких восьмидесятых школа, в которой я учился, была подшефной Ленинградского трамвайного завода, - вспоминает Денис. - В 1987 году я проходил производственную практику на заводе. А в 1996-97 годах, работая в одной из дизайнерских фирм, я приносил свои эскизы петербургского трамвая для участия в тендере на разработку внешнего вида нового вагона. Тогда был выбран эскиз другого дизайнера. Итогом конкурса стала разработка трамвая ЛМ-99 с угловатой передней стеклопластиковой маской.
Весной 2005 года фирма, в которой работает Денис, получила от Петербургского трамвайно-механического завода заказ на разработку нового дизайна трамвая ЛМ-99.
вагон ЛМ-99- Вагон не был принципиально новым, как в случае с последней разработкой ПТМЗ (трамвай ЛВС-2005 - прим. авт.), поэтому эскизы прорисовывались на "живой" кузов. Одним из последних на свет появился эскиз будущей "Пчёлки", как позже прозвали новый вагон заводчане. Я хотел, как на Западе, создать фирменный стиль для трамваев ПТМЗ, узнаваемый и запоминающийся, и сделал несколько набросков сочленённого вагона, где была прорисована идея необычного оформления передней части трамвая. Оттуда она перекочевала (с небольшими изменениями, правда) на кузов ЛМ-99.
Всего было создано 7 вариантов глубокой модернизации трамвая ЛМ-99, все они представлены на этой странице. Некоторые из них были сделаны с учётом изменения несущего каркаса вагона, некоторые - с сохранением существующего кузова вагона. Принятый вариант характеризуют необычные передние стёкла и своеобразное деление передней пластиковой маски на три зоны. Помимо него, также был близок к воплощению вариант модернизации, представленный под номером 7.
- В своей первоначальной отрисовке четвёртый вариант был чем-то похож на гениальный и стильный ЛМ-57, названный петербуржцами "Стилягой". Поэтому на утверждение дизайна я сделал эскиз с новым ЛМ-99 и ЛМ-57, изображающий преемственность поколений.  
Вариант 1 Первоначально на заводе была выбрана жёлто-чёрная схема окраски нового вагона. Благодаря этой схеме он получил неофициальное название - "Пчёлка".  
- Названия для нового вагона предлагались разные: "Валентина", "Соло", "Арлекин", но с лёгкой руки заводских конструкторов прижилась "Пчёлка", - вспоминает дизайнер.  
Однако, первые пассажиры увидели модернизированные ЛМ-99 окрашенными в более привычную для петербургских трамваев бело-красную гамму. Позже заказчик вагонов отказался и от оригинальной окраски с плавной красной "волной" на белом фоне. Новые ЛМ-99 стали поступать с завода в трамвайные парки окрашенными по стандартной для всех петербургских вагонов цветовой схеме.
- Не буду скромничать, трамвай получился интересный. Возможно, не всем нравится его дизайн, но зато он никого не оставляет равнодушным, и привлекает внимание. Петербургский трамвайно-механический завод стал получать новые заказы на трамваи, и не только из Питера. "Пчёлки" "полетели" в Тверь, Казань, Таганрог. Да и наш родной город наконец-то увидел что-то интересное, - считает Денис.
Мы не прочь с ним согласиться.  
 ЛМ-99  Вариант 2 ЛМ-99  Вариант 3 ЛМ-99  Вариант 5
 ЛМ-99  Вариант 6 ЛМ-99  Вариант 7
 Олег БОДНЯ
Эскизы Дениса ВИСЕЛЬСКОГО

100-летию трамвая посвящается . . .

Мероприятия, посвящённые 100-летию петербургского трамвая, начались 8 сентября с открытия памятника блокадному трамваю, а закончились 30 сентября традиционным парадом музейных и современных вагонов, в ходе которого любой желающий смог бесплатно проехаться в понравившихся ему трамваях.

 

Петербургскому трамваю - 100 лет Памятник, представляющий собой восстановленный двухосный вагон типа МС, был установлен на проспекте Стачек, около въезда в трамвайный парк N8. Именно в этом месте из таких же трамвайных вагонов во время блокады Ленинграда была сооружена баррикада - вагоны были повалены набок и заполнены булыжником и песком. Всего в четырёх километрах от трамвайного парка проходила линия фронта, и трамваи в случае наступления должны были преградить путь немецким войскам.
День для открытия памятника был выбран не случайно. 8 сентября 1941 года началась блокада города, сейчас 8 сентября - это День поминовения и памяти защитников города. Блокадный трамвай МС на проспекте Стачек установлен в память о подвиге работников трамвайно-троллейбусного управления Ленинграда, которые внесли немалый вклад в дело противостояния фашистским захватчикам.
Важное для Санкт-Петербурга событие состоялось 17 сентября в северной части города. В этот день было открыто ускоренное движение трамваев на линии по проспекту Просвещения. Для увеличения средней скорости движения вагонов был проведён капитальный ремонт железнодорожного полотна и установлена система, организующая "зелёную волну" для трамваев. Основной маршрут, работающий на всём протяжении "ускоренной" линии, получил новый, юбилейный номер - 100.
С этого же дня вступил в силу приказ, регламентирующий обязательное наличие формы у большинства сотрудников ГУП "Горэлектротранс". Форменная одежда для водителей трамваев и троллейбусов, начальников маршрутов, а также руководителей подразделений ГУП ГЭТ была сшита на средства предприятия. За основу новой форменной одежды была взята форма сотрудников петербургского метрополитена.

 

Петербургскому трамваю - 100 лет 29 сентября на Среднем проспекте Васильевского острова состоялся театрализованный парад трамвайных вагонов. На параде были представлены все модели трамваев, собранные в Музее городского транспорта, начиная от репликара английского вагона "Бреш" 1907 года выпуска и заканчивая шестиосным сочленённым вагоном ЛВС-89, который в 1990 году попал в Книгу рекордов Гиннеса как самый длинный трамвайный вагон. Вместе с музейными на параде были показаны и самые новые трамваи, которые курсируют по улицам Петербурга - одиночный вагон ЛМ-99АВН и сочленённый трамвай ЛВС-2005.
В вагонах находились молодые актёры, одетые в костюмы, тем или иным образом связанные с каждым трамваем. В "стиляге" ЛМ-57 пассажирами были франты в синих рубашках с жёлтыми галстуками, в "американке" ЛМ/ЛП-33 - солдаты в полевой форме 1940-х годов (вагоны этого типа встречали бойцов, возвращавщихся с фронтов Великой Отечественной войны), а в современном ЛВС-2005 - подростки в футуристичных костюмах.
Праздничная колонна проследовала от 3-й линии Васильевского острова до бывшего трамвайного парка имени Леонова, ставшего площадкой для размещения экспонатов Музея городского транспорта. В вагоне "Бреш", возглавлявшем колонну, заняли места губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко, директор ГУП "Горэлектротранс" Михаил Мочалов, сотрудники городской администрации и руководители подразделений ГУП ГЭТ.
В трамвайном парке на Среднем проспекте прошёл торжественный митинг, посвящённый юбилейной дате. По окончании митинга состоялась церемония официального открытия памятника первому трамваю, в качестве которого выступил новый репликар вагона "Бреш".
Жители Северной столицы и гости города смогли поучаствовать в праздничных мероприятиях в воскресенье 30 сентября. В этот день музейные и современные трамвайные вагоны вышли из парка имени Леонова и проследовали по Среднему проспекту Васильевского острова, Тучкову мосту, Кронверкскому проспекту, Троицкому мосту и Садовой улице до площади Тургенева, где была организована специальная стоянка для осмотра вагонов. По пути трамваи делали остановки у станций метро, забирая всё новых и новых пассажиров, для которых поездка в вагонах, уже давно не встречающихся на регулярных маршрутах или, наоборот, только что появившихся на улицах города, будем надеяться, запомнилась надолго.
 
Петербургскому трамваю - 100 лет Петербургскому трамваю - 100 лет
Петербургскому трамваю - 100 лет Петербургскому трамваю - 100 лет
Петербургскому трамваю - 100 лет
Олег БОДНЯ
Фотографии автора и Дениса ЮСУПОВА

"Морская душа" маршрутных огней

Загадочная вещь традиция. Сначала её тщательно блюдут, стараясь выдерживать все нюансы, доводят до суеверия, потом вдруг обнаруживают, что она не оправдывает возлагаемых на неё ожиданий, не отвечает логике, не имеет научного обоснования - и с традицией порывают, а впоследствии с грустью замечают, что с её утратой ушло что-то красивое и нужное . . .

 Огни морской навигации

Ещё совсем в недавнее время существовала традиция давать трамвайным маршрутам не только цифровое, но и цветовое обозначение - маршрутные огни зажигались по обе стороны от номера маршрута, спереди и сзади вагона. Улицы с трамвайным движением отличались особой, праздничной нарядностью, по маршрутным огням ориентировались в трамвайном потоке водители, пассажиры, путевые рабочие, диспетчеры и стрелочники, многие не представляли себе трамвая без цветных огней. Московская система маршрутных огней был построена на однозначном соответствии цифры и цвета. "1" - всегда красный цвет, "2" - зелёный, "5" - оливковый, "7" - голубой и так далее. А вот в Ленинграде огни "говорили" на другом языке, и их чтение "по-московски" чаще всего приводило к бессмыслице, так как огней было не 10, как в Москве, а только пять. Они хорошо различались, а их сочетания выглядели всегда очень красиво. Однако из пяти огней возможны 25 разных сочетаний по два, в то время как маршрутов в Петербурге-Ленинграде со временем стало около 70, поэтому знаки маршрутов могли повторяться. Например, два белых - 9, 43; красный и жёлтый - 1, 51, 64; синий и красный - 33, 52, 54; два красных - 5, 36, 39, 45, 47. И только маршрут N 20 обозначался по московской и питерской системе одинаково: зелёный и белый.
Бывало, что маршрутные огни в Петербурге менялись. Если случалось так, что после изменения одного из маршрутов он работал на достаточно протяжённом участке с другим маршрутом, имеющим такие же цвета, то у одного из этих маршрутов приходилось изменять состав огней.
Маршрут N 4 раньше ходил от острова Декабристов до Волкова кладбища и обозначался двумя жёлтыми (оранжевыми) огнями. Потом маршрут закрыли и под тем же номером открыли в другом месте с другими огнями: синий + синий, поскольку он имел общий участок с 35-м трамваем (два жёлтых).
Маршрут N 43 изначально имел огни: красный + белый. При продлении в порт в 1985 году огни изменились: белый + белый, так как маршрут стал иметь общий участок с трамваем N 28 (красный + белый). 3-й маршрут обозначался зелёным и белым цветами. При восстановлении огней в 2007 году сочетание заменено на жёлтый + зеленый. Тогда же изменились сочетания и на ряде других маршрутов: 48 (было: белый + белый, стало: синий + синий); 61 (было: белый + белый, стало: белый + желтый) и т.п.
Петербургская система маршрутных огней, такая простая внешне и такая запутанная, связана с традицией прежде всего европейских трамвайных городов. Так, уже в 1907 году в письме в газету "Новое время" содержится просьба от "обывателей Васильевского острова" ввести на трамваях цветные фонари, "как за границей, в частности во Франкфурте-на-Майне". В настоящее время сохранились остатки былых систем в виде цветной подсветки по диагонали на маршрутных указателях трамваев в Амстердаме. Эта традиция, в свою очередь, вероятно, восходит к огням морской навигации. Почему именно к морским, а не, скажем, к железнодорожным? Да потому, что маршрутные огни, как и морские, никому ничего не запрещают, не заставляют, а просто помогают сориентироваться в тёмное время суток.
Огни морской навигации расшифровываются в специальных морских книгах - лоциях морей. Так же и маршрутные огни описываются в городских путеводителях. Первым из них был "Передвижной путеводитель санкт-петербургских трамваев", выпущенный издательством Э.И. Маркуса (1910).
Состав цветов, применяемых в петербургских маршрутных огнях (белый, красный, оранжевый или жёлтый, зеленый, синий), мало отличается от цветов морских огней (белый, красный, оранжевый, зеленый, синий, фиолетовый).
Присмотревшись, можно найти и другие черты сходства, но гораздо важнее понять, почему в расчётливом Петербурге прижилась такая нестрогая система маршрутных огней, требующая постоянной корректировки. Ответ прост: ведь Петербург - приморский город, и ему в равной степени свойственны и строгость архитектурных форм и легкомыслие карнавала, а значит, и весёлое разноцветье маршрутных огней.
В 2007 году традиция вышла на новый виток. Теперь на вагонах устанавливают светодиодные лампы для маршрутных огней. Они будут светить не только в вечерних сумерках, но и при свете дня.
НА СНИМКЕ: Таблица маршрутных огней петербургского трамвая. Серым цветом выделены закрытые маршруты. Специальные обозначения: Р - резервный поезд, Н - поезд, следующий по наряду; С - служебный поезд, Г - грузовой поезд, Э - экскурсионный поезд, У - учебный вагон.
Виктор МАНЗЮРА