член Международного Союза общественного транспорта
ГАЗЕТА О ПАССАЖИРСКОМ ТРАНСПОРТЕ
ОСНОВАНА 22 СЕНТЯБРЯ 1995 ГОДА

Отрасль и рынок N 9 2002 год

Премьеры "Мотор Шоу-2002"

С 21 по 25 августа 2002 года в Москве, в выставочном центре на Красной Пресне в седьмой раз прошла Московская международная автомобильная выставка "Мотор Шоу-2002".

 

Мотор Шоу-2002
Выставка была организована компанией ITE Group Plc. и ОАО "Автосельхозмаш-холдинг" при содействии ЗАО "Экспоцентр" и поддержке Правительства Российской Федерации и города Москвы. В этом году выставка собрала рекордное за всю свою историю количество участников: более 750 экспонентов из 32 стран мира. Отрадно, что продемонстрирована не только уже известная техника, но и модели, с которыми еще только предстоит осваивать российский рынок. Существенно увеличен раздел комплектующих изделий, шин, колес, ремонтного оборудования и приспособлений для предприятий автосервиса, инструмента, автоэлектроники, масел и другой продукции для эксплуатации автотранспортных средств.
Как всегда, насыщенной была программа выставки. В ряду мероприятий прошли международные научно-практические конференции по новым технологиям и материалам, презентации, пресс-конференции, конкурсы.
Заметное обострение конкуренции на российском рынке автобусной техники позитивно отразилось на экспозиции: в число участников выставки вошли ведущие отечественные и зарубежные производители пассажирского автотранспорта. На открытой площади и в павильонах были продемонстрированы их новейшие разработки - вся гамма автобусов различного назначения.
Надо отметить, что необходимость наиболее полно, выигрышно заявить свою продукцию ее потенциальным потребителям побудила многих экспонентов искать способы оригинально оформить свои выставочные площади, организовать пресс-конференции для специалистов и отраслевой прессы. И необходимо отметить, что культура выставочной работы у большинства предприятий заметно выросла.
Итак, крупнейший автофорум позади. Чем же были интересны экспозиции предприятий-производителей и поставщиков пассажирской транспортной техники?

 

 

С чем въезжают на российский рынок отечественные и зарубежные компании

ПАЗ-4230-01 Аврора с новым дизайномПознакомимся поближе с техникой, представленной на "Мотор Шоу-2002", предприятиями-производителями из России, Белоруссии, Украины, стран дальнего зарубежья.

 

Новое лицо, новое сердце

В этот раз холдинг "РусАвтоПром" был представлен двумя автобусами. Первый -люксовый вариант ПАЗ-4230-01 "Аврора". Новое "лицо", новое сердце Cummins и увеличенный объем багажного отсека; у этой "Авроры" он сквозной, как у многих больших собратьев, работающих на дальних маршрутах. Но прежними остались короткая база, каркас кузова и ужасная рессорная подвеска. А на одном дизайне далеко не уедешь.
Второй - сенсация выставки, новый сочлененный автобус ЛиАЗ-6212. Сколько лет ждали эту машину, сколько было дано обещаний, сколько было попыток осуществить производство особо большого автобуса на базе ЛиАЗ-5256 различными предприятиями, входившими в существовавшую некогда группу "Автобус"... И наконец-то!
так выглядит салон ЛиАЗ-6212 так выглядит салон ЛиАЗ-6212Создана современная, экологически чистая, удобная и красивая машина, способная вместить 178 пассажиров и обладающая реальными шансами на серийное производство. Но прежде ей предстоит пройти многие испытания и сертификацию, чтобы не повторять ошибки 5256, когда в течение десяти лет после запуска в серию, он оставался головной болью автотранспортных предприятий.
Недавно "РусАвтоПром" провел специализацию входящих в холдинг предприятий. Так ЛиАЗ должен будет строить только городские автобусы, ПАЗ - различные автобусы длиной от 6 до 8 м, КАвЗ - автобусы от 8 до 10 м. ГолАЗ должен будет заниматься туристическими и междугородными автобусами. В числе рассматриваемых вариантов -создание собственного автобуса, "туриста" на базе ЛиАЗ-5256 или приобретение лицензии на словацкий автобус фирмы SlovBus. В дальнейших планах "РусАвтоПрома" - троллейбус с асинхронным двигателем ЛиАЗ-5248, низкопольный автобус и трехосный 15-метровый городской ЛиАЗ.

НА СНИМКАХ: ПАЗ-4230-01 Аврора с новым дизайном;
так выглядит салон ЛиАЗ-6212


Серебристый Лайнер ЛАЗ-42078
Совсем другой ЛАЗ

После приобретения Львовского автобусного завода российской компанией, произошло очень много событий. Пожалуй, самым серьезным из них было прекращение серийного производства автобусов легендарного семейства ЛАЗ-695 и ЛАЗ-699, выпускавшихся на протяжении 45 лет. Вместе с этим завод серьезно повысил качество выпускаемой продукции, одновременно наращивая объем производства. На "Мотор-Шоу" была показана практически вся гамма современной продукции завода. Среднеклассник ЛАЗ-А1414, туристические ЛАЗ-42078 и ЛАЗ-52078, городской ЛАЗ-52528 являются уже серийными, оснащаясь агрегатами ЯМЗ, а вот сочлененный А-291, построенный пока, как и ЛиАЗ-6212, в единственном экземпляре, появился в Москве впервые.
НА СНИМКЕ: Серебристый Лайнер ЛАЗ-42078
 

Украинский хит - Богдан А091Возрождение традиций института

 

Не желает ВАТ "Укравтобуспром" следовать по пути продления жизни умирающим технологиям, сказывается закалка времен СССР, когда ВКЭИ "Автобуспром" разрабатывал передовые для своего времени автобусы и троллейбусы. Сейчас происходит возрождение института, и показанные на выставке экспонаты - тому подтверждение. Малый 7-метровый автобус "Богдан", несмотря на свою молодость, уже очень серьезно потеснил на коммерческих маршрутах одноклассников в крупных городах Украины. Покупателей не останавливает и довольно высокая стоимость машины - надежность важнее. Из представителей этого семейства были показаны городской и туристический автобусы. Другой "Богдан", построенный всего за неделю до начала выставки, относится к среднему классу и будет запущен в серию не раньше, чем будут проведены его всесторонние испытания, причем не по нормам, действующим в СНГ, а более жестким, европейским.
НА СНИМКЕ: Украинский хит - Богдан А091 

 

Scania в России

 

О продукции нового завода "Скания-Питер" мы уже писали в N7-8 за этот год. Первые автобусы уже работают в Кемерово и Санкт-Петербурге (см. материал в этом номере), но у Scania есть и другие достижения на российской земле. В ходе выставки был подписан договор с Волжским автобусным производством "Волжанин" о поставке 20 трехосных шасси для пятнадцатиметрового 6270, на который у уже имеется конкретный заказ.
Комфортабельные дальнобойные лайнеры, построенные "Волжанином" и заводом "СканТАТ" на шведском шасси не заметить было не возможно.

 

Автобус для президентов

 

ВАП "Волжанин" помимо уже известного по предыдущим выставкам трехосного городского автобуса Волжанин-6270, показало два автобуса новой модели. Это междугородный лайнер Волжанин-5285 и автобус - "офис на колесах" на базе вышеназванной модели. "Cтандартный" междугородник модели 5285 способен перевезти на своем борту 51 пассажира в креслах повышенной комфортности и багаж, размещаемый во вместительном багажнике. Но отдельного внимания заслуживает именно "офис на колесах" - автобус для комфортных поездок деловых людей и делегаций. Салон самодвижущегося офиса разделен перегородкой на две части: в передней части, помимо места водителя, установлены 15 удобных кресел, мини-кухня с холодильником, раковиной и другими необходимыми приспособлениями. За перегородкой, в задней части автобуса обустроен зал для переговоров с мягким диваном, опоясывающим с трех сторон стол для переговоров. Турист из Елабуги СканТАТ-6208

 

Первый "турист" из Татарстана

 

Туристический автобус из Татарстана имел яркий агрессивный тигриный окрас и привлекал к себе массу внимания. О том, что это российская машина можно было догадаться лишь по стилизованной надписи "СканТАТ-6208", имевшейся на корме. Спереди же гордо красовалась эмблема "SCANIA". Дизайн и салон лайнера разрабатывались совместно со шведами. За безопасностью перевозки 44 пассажиров и слаженной работой систем автобуса следит бортовой компьютер, идущий в стандартной комплектации. Уже сейчас у "СканТАТ" имеется заказ от правительства Татарстана на 4 таких лайнера. Интересно, что спальное место для второго водителя расположено прямо перед ведущей осью. На вопрос, насколько комфортно такое соседство, водители ответили: "Не знаем, мы туда еще не забирались".

НА СНИМКЕ: Турист из Елабуги СканТАТ-6208

 

 МАЗ-103-075 Арктика"Северяне" от АМАЗа и НефАЗа

Оба предприятия привезли большие автобусы, предназначенные для работы в условиях Крайнего Севера: МАЗ-103-075 "Арктика" и НефАЗ-5299-01 "Север" (подробнее о северном НефАЗе читайте в этом номере). Обе машины построены на базе стандартных моделей: МАЗ - городской низкопольной, НефАЗ - пригородной, но с дополнительной термоизоляцией и укреплением кузова, уменьшением площади остекления и установкой стеклапакетов, а так же выводом выхлопа вертикально вверх на крышу, во избежание скопления отработавших газов вблизи земли - особенности работы при температурах за минус 30 градусов. И если для НефАЗа - это первый опыт, то у минского автобуса за плечами уже год эксплуатации в Норильске, куда вскоре прибудут еще тринадцать северных МАЗов.
Не остаются без внимания и два минских перспективных проекта - малыша МАЗ-106 и трехосника МАЗ-107. Над обеими машинами продолжается интенсивная работа. А вот троллейбусное производство РУП "МАЗ" уже вышло из разряда опытного. Скоро низкопольный троллейбус МАЗ-103Т увидят не только жители Белоруссии, но и Санкт-Петербурга и Москвы.
НА СНИМКЕ: МАЗ-103-075 "Арктика". 

Новый пригородный МАрЗ-5266

 

МАрЗ выходит "в свет"

Появление мичуринских автобусов на MIMS не случайно. Оставаясь самыми дешевыми автобусами большого класса на российском рынке, МАрЗы постоянно модернизируются. В этом году появилось третье поколение автобусов из Мичуринска. Это коснулось не только изменения внешнего вида, но и уровня проработки конструкции, качества комплектующих и сборки. Конструкция каркаса была значительно усилена за счет применения лонжеронов. Борта всех автобусов цельнотянутые и полностью оцинкованы, а окна теперь вклеиваются. Городской автобус модели МАрЗ-52661, способный перевозить до 110 пассажиров, уже знаком многим российским автопредприятиям и вполне узнаваем, а вот пригородный 12-метровый автобус МАрЗ-5266, рассчитанный на комфортную перевозку 47 пассажиров, получил совершенно новое оформление кузова. Теперь, когда новые мичуринские автобусы будут поставляться в Перу и Югославию, уже не так просто поверить в то, что производство начиналось с МАрЗ-4219, которых водители называли "драконами" за суровый нрав.
НА СНИМКЕ: Новый пригородный МАрЗ-5266  

 

 

 Комфорт по-корейски: Hyundai Aero Express

 

Старые знакомые


Фирма Hyundai привезла с собой автобус Aero City, малый County Deluxe и туристический Aero Express. Автобус Aero City в зависимости от комплектации может работать на городских (21 сидячее место) или пригородных (38 или 45 сидячих мест) маршрутах и уже знаком многим российским автобусным хозяйствам от Ленинградской области до Приморского края. Малыш County вмещает до 29 пассажиров (с учетом откидных сидений), а в салоне Aero Express 45 пассажиров, едущих на средние расстояния, не почувствуют неудобств.
НА СНИМКЕ: Комфорт по-корейски: Hyundai Aero Express  

 

Ares - длинная Karosa


Чешский автобусный завод Karosa, входящий в группу Irisbus, за последние 12 лет продал в страны СНГ более 3000 автобусов. Руководство завода видит российский рынок перспективным для дальнейших продаж в основном пригородных и междугородных автобусов. Поэтому на выставке были представлены сразу три перспективные модели междугородных автобусов. Что интересно - кузова всех автобусов Karosa защищаются от коррозии методом катафореза (погружение в специальную ванну). Все автобусы, вне зависимости от модели, делаются под конкретного заказчика, видимо, поэтому от подписания договора до поставки автобусов может пройти до 4 месяцев. Остановимся на представленных моделях.  

Трехосный Ares 15MАвтобус С934Е предназначен для перевозки пассажиров на средние и дальние расстояния. Конструкция модели уже проверена на предшественниках (модельных рядах 700-й и 800-й серий) и, в принципе, знакома российским потребителям, ранее имевшим дело с автобусами этой марки. Интересен автобус модели C950 - это более комфортабельный лайнер, который сейчас продается в странах Европы. В России автобус испытывался в Ханты-Мансийске в условиях суровой зимы и показал хорошие результаты. Менеджеры Каrosa оценивают эту модель как перспективную на следующие два года.
Новинкой 2002 года фирмы Каrоsa стал трехосный автобус Ares длиной 15 метров. Автобус разработан во Франции совместными усилиями чешских и французских конструкторов и предназначен для перевозки до 67 сидячих пассажиров на средние и дальние расстояния.
Сколько новых автобусов с маркой Karosa мы увидим на российских дорогах, зависит, конечно, не от представителей завода. Продажам мешают высокие ввозные таможенные пошлины, и именно из-за них компании все труднее становится конкурировать с российскими автобусными заводами.
НА СНИМКЕ: Трехосный Ares 15M 

Высокий стиль: Setra S 411HD

 

 

Практичная элегантность от EvoBUS

 

В этом году EvoBUS представила два туристических автобуса. На Setra TopClass S 400HD была возложена почетная задача презентовать в России автобусы нового четырехсотого семейства. Дебют современного, комфортабельного и дорогого автобуса прошел успешно, российскими покупателями уже приобретены два представителя данного семейства. Второй лайнер - Mercedes-Benz Intouro - нельзя назвать новинкой. Появившись еще в 1999 году, автобус сразу снискал популярность среди покупателей благодаря выгодному отношению цена/качество. И впервые в России данный автобус с двигателем, соответствующим нормам Euro-3.
НА СНИМКЕ: Высокий стиль: Setra S 411HD 

 
Ikarus-C83 уже успел поработать в Москве

Ikarus венгерский...

 

АО "Икарусбус", также входящее в группу Irisbus, презентовало две модели - городской сочлененный автобус Ikarus C83 и междугородный Ikarus C56.22. Автобусы оснащаются двигателями Renault и Iveco, отвечающими требованиям международных норм экологической безопасности Euro-2 и Euro-3 соответственно. Внешне от привычных нам Икарусов-256 и -280 представленные модели отличаются несколько измененными передней и задней частями - это достигнуто путем применения стеклопластиковых панелей.
Вообще-же, "Икарусбус" ежегодно продает в России от 350 до 400 автобусов. В страны СНГ продаж почти нет, но ведущие менеджеры фирмы планируют увеличить объем поставок туда в ближайшее время.
НА СНИМКЕ: Ikarus-C83 уже успел поработать в Москве

Ikarus по-русски - Московит-6222

 

...и русский

 

"Тушино-Авто", являющееся основным поставщиком собранных из венгерских комплектов городских автобусов Ikarus для Москвы, показало сочлененный Московит-6222 - Ikarus-435 на собственный лад. Практически все комплектующие, кроме кузова - оригинальные венгерские. Но вместе с русским именем автобус получил и известное качество сборки - в щели между наружными панелями свободно входит кулак. Оправдывает изготовителей то, что это только второй экземпляр. Остается надеяться, что при наладке серийного выпуска со штампами кузова будет все в порядке.

НА СНИМКЕ: Ikarus по-русски - Московит-6222

 

Иней-3265. На этот раз с Семара

 

"Бычок" шагает по СНГ

Правда, шагает уже не столь бодро, как это было несколько лет назад. Количество произведенных на ЗиЛе автобусов с каждым месяцем становится все меньше и меньше, а сам завод пытается найти выход из кризисной ситуации, занимаясь экспериментами. Одним из таких экспериментов стал показанный нынче в Москве ЗиЛ-32500R "Бычок" в люксовом исполнении, оснащенный двигателем Renault.
Вторым автобусом на базе "Бычка" был "Иней" - малый автобус, рассчитанный на перевозку 30 пассажиров. Разработан он на Украине для обслуживания городских коммерческих маршрутов. Несмотря на то, что с первого его представления на прошлом MIMS прошло уже два года, автобус до сих пор не стал серийным, так как нет определенности в производителе. Выставочный образец был построен на Семеновском опытно-экспериментальном заводе, но среди вероятных кандидатов на производство все еще остаются Тушинский машиностроительный и авторемонтный завод в Орехово-Зуево.

НА СНИМКЕ: Иней-3265. На этот раз с "Семара" 

Соболь в роли Русского Такси

 

Русское TAXI

В этом году Горьковский Автозавод решил продолжить серию "Русское Такси". Доминируют специально подготовленные для работы на коммерческих маршрутах микроавтобусы ГАЗель и Соболь со светотехникой, перенятой у перспективного семейства грузовичков Валдай. О будущем симпатичного малого автобуса ГАЗ-3291, ставшего премьерой прошлого года, сказать ничего определенного нельзя. Владелец ГАЗа - "РусПромАвто" - не жалует появление одноклассников в производственных программах разных заводов холдинга.

НА СНИМКЕ: Соболь в роли "Русского Такси" 

 

 

 

BMC Star 850 RE. Design by Samotlor

Впервые с автобусом

 

Нижегородская фирма "Самотлор-НН", более известная по широкой гамме специализированных автомобилей для скорой помощи, МЧС и других служб на базе горьковских автомобилей, показала туристический автобус среднего класса на 34 посадочных места родом из Турции - BMC Liberty Star 850. В основании - венгерское шасси Raba E91, сагрегатированное с двигателем Cummins. К выставке своими силами был проведен неглубокий внешний рестайлинг. Впоследствии фирма планирует наладить постройку собственных небольших комфортабельных автобусов.

НА СНИМКЕ: BMC Star 850 RE. Design by Samotlor 

 

 

 Credo LC 9,5Близнецы от SOR и KRAVTEX

 

Фирма Kravtex хорошо известна по капитально восстановленным автобусам Ikarus двухсотой серии, работающим в городах по всей России. Представление собственным автобусом со стеклапластиковым кузовом Credo LC 9,5, правда, лицензионным, произошло впервые. Любопытно, что здесь же удалось встретить и "прародителя" - чешский 9-метровый автобус SOR 9,5. Этот туристический лайнер был специально подготовлен в северном исполнении для российской презентации по случаю открытия в Москве представительства компании. Оба автобуса могут быть выполнены как в стандартном варианте, так и люксовом, где списку дополнений в комплектацию позавидуют многие современные лайнеры.

НА СНИМКЕ: Гость из Венгрии - Credo LC 9,5 

 

Опытный образец сочлененного троллейбуса ТМЗОдинокий уникум

 

Троллейбус на этом Мотор-Шоу был только один, но зато какой! Опытный стендовый образец сочлененного троллейбуса построен на Тушинском машиностроительном заводе с целью отработки конструкции и оборудования. Кузов - из Голицыно, от автобуса АКА-6226, но с усиленной крышей, электрооборудование - "Динамо" с реостатами, вынесенными на крышу. Троллейбус спроектирован специально для Москвы, но в настоящее время дальнейшая судьба этого проекта находится под большим вопросом.

НА СНИМКЕ: Опытный образец сочлененного троллейбуса ТМЗ 

 
Наличие на выставке большого количества новых отечественных автобусов, появление перспектив у заводов не может не вселять надежды на продолжение подъема отрасли. Но Европа не дремлет, тому доказательство - появление все новых и новых западных игроков на российском рынке автобусов. И если сейчас у нашего автопрома в козырях преимущественно более низкая стоимость, то уже в недалеком будущем эта разница будет не столь существенна. Единственным верным путем в такой ситуации может быть только полное техническое перевооружение отрасли и создание принципиально новой техники. Времени для этого осталось очень и очень не много.
Константин Жуков, Роман Агапитов
Фото: авторов и предприятий-изготовителей