член Международного Союза общественного транспорта
ГАЗЕТА О ПАССАЖИРСКОМ ТРАНСПОРТЕ
ОСНОВАНА 22 СЕНТЯБРЯ 1995 ГОДА

Встреча с выборгским трамваем

Встреча с выборгским трамваем

 Весной в Выборге прошла презентация брошюры "Встреча с выборгским трамваем". Издание брошюры осуществлено на грант Отдела образовательных и культурных программ (ECA) Госдепартамента США, полученный выпускницей программы Американского Совета по международным исследованиям и обменам (IREX) Ольгой Ласкиной, являющейся в настоящий момент координатором международных образовательных программ в Санкт-Петербурге.

 

 На расширение трамвая выделялись значительные средства ...

(фрагмент из книги "Встреча с выборгским трамваем") 

 

Осенью 1912 года начались подготовительные работы по запуску первых трамвайных линий в Выборге. Горожане долго ждали этого момента. Наконец, 25 сентября 1912 года, после различного рода испытаний как трамвайных линий, так и подвижного состава, в Выборге были пущены в эксплуатацию три трамвайные линии. Первая из них открылась 28 сентября по маршруту: Папула - Абоский мост. Ее длина составляла 2522 м. Как указывалось в "Путеводителе по Финляндии" (сост. Л.К.Тимофеев, Гельсингфорс.1915; раздел Выборг, с.7-9), "Трамвай поддерживал сообщение между предместьем Папула и Абоским мостом, проходя мимо вокзала и далее по Торкельской улице, а также между Абоским мостом и предместьями Коликкойнмяки и Нейсютниеми (Выборгский форштадт)". В этот знаменательный день трамвай прошел по всему маршруту в оба конца, объявляя открытие первой трамвайной линии в Выборге. Это стало настоящим событием и праздником для города и горожан.
Вторая линия была открыта чуть позже - 13 октября 1912 года. Это также не осталось без внимания. Газета "Выборг Нюхетер" в номере за 14 октября 1912 года зафиксировала этот исторический факт. Горожане стали свидетелями того, что новая трамвайная линия была открыта "в конце Екатерининской улицы в воскресенье, 13 октября, и в недалеком будущем линия будет проходить по всей дороге в Коликкобакен". (Коликкобакен (шв.) - часть территории Южного поселка Выборга, между современным стадионом "Авангард" и Выборгским судостроительным заводом ).
Третья линия выборгского трамвая длиной 1481 м - Абоский мост - Нейсютниеми - появилась 5 декабря. "Путеводитель по Выборгу и окрестностям" (См. Путеводитель по Выборгу и окрестностям. Выборг.1915, с.5) так сообщает нам о новых возможностях городского трамвая: "Трамвайные вагоны ходят между Папульским и Абоским мостами и от станции, на перекрестке Александровской (ныне Ленинградский проспект- Прим.автора) и Торкельской улицы до Коликкойнмяки и обратно за семь с половиной минуты. Маршруты между Абоским мостом и Выборгским форштадтом, туда и обратно, трамвайные вагоны ходят в пятнадцать минут. Проездная плата в один конец пути составляет 15 пенни".
Трамвайное депо в эти годы находилось на Железнодорожной площади. Вокзал был центральным узлом трамвайных линий. Трамваи уходили налево по улицам: Линнанкату (ныне улица Крепостная), далее Торикату (ныне ул. Пионерская) и Торккелинкату (ныне пр.Ленина) к Выборгскому замку и далее, а направо, в район Папулы по улице Маунункату, (ныне ул. Железнодорожная), а также прямо по Реполанкату (ныне ул. Вокзальная), в район Ристимяки (район Южного поселка), оттуда трамвай, делая кольцо, направлялся обратно в центр.
Следует заметить, что Железнодорожная площадь была основным пунктом и старого городского транспорта. Здесь, как правило, терпеливо ожидали своих пассажиров и извозчики.
Так началась история выборгского трамвая ...
Шли годы, трамвай постепенно завоевывал авторитет и симпатии у горожан, широко и с размахом входя в городскую жизнь. Жители Выборга уже не мыслили себя и город без трамвая. Городские власти уделяли этой проблеме достаточно серьезное внимание. На расширение трамвая выделялись значительные средства.