член Международного Союза общественного транспорта
ГАЗЕТА О ПАССАЖИРСКОМ ТРАНСПОРТЕ
ОСНОВАНА 22 СЕНТЯБРЯ 1995 ГОДА

Архивариус N 9/10 2009 год

Екатеринбург - трамвайный город!

Екатеринбург по-прежнему остаётся одним из самых трамвайных городов России. Трамвай наиболее востребован горожанами. Ежегодно услугами екатеринбургского горэлектротранспорта пользуются 255 миллионов пассажиров. Из них выбирают трамвай 71,7%, троллейбус - 28,3%. 7 ноября екатеринбургскому трамваю исполняется 80 лет.

 

Трамвайный поезд на площади 1905 года Как всё начиналось


Об устройстве в Екатеринбурге электрического транспорта в городской Думе заговорили
впервые в 1896 году. Однако революция внесла свои коррективы. В апреле 1927 года вопрос о постройке трамвая ставится на заседании представителей новой власти - Свердловского исполкома. Реакция депутатов была неоднозначной, и всё же большинством голосов было принято положительное решение. В августе 1928 года был утверждён окончательный проект технических условий строительства трамвая.

Весной 1929 года началась ударная стройка. Сотни рабочих, поденных и сезонных, крестьян, приехавших на заработки, начали рыть вдоль улиц котлованы.
На подводах подвозили песок и щебень - рабочие устраивали основания под шпалы и рельсы. Работы велись преимущественно вручную. Основные орудия труда - лом да лопата.
Газета «Уральский рабочий» в апреле 1929 года пишет: «По плану строится первая линия
Вокзал - Цыганская площадь (6692 м двойного пути и 1405 м паркового пути). Вагоны будут работать на постоянном токе. Для этого запроектирована и оборудуется специальная подстанция с двумя ртутными выпрямителями по 300 киловатт каждый в здании бывшей электростанции «Луч».
Одновременно развернулось строительство трамвайного парка. Руководство города и области курировало стройку, помогали областные и городские предприятия. По воспоминаниям старожилов, пионеры и комсомольцы активно включились в сбор металлолома на отливку рельс и металлических опор.
Решалась и проблема обеспечения будущего трамвая кадрами. На первое время завербовали вагоновожатых в городах, где трамвай давно был построен. Так, в Свердловске появились специалисты из Москвы, Воронежа, Нижнего Новгорода, которые на специальных курсах готовили местные кадры. На курсы набирали в основном молодёжь из числа строителей. Отработав по 10 часов, они по вечерам осваивали невиданные здесь доселе профессии.
В день двенадцатой годовщины Октябрьской революции, 7 ноября 1929 года в полукольце трамвайных вагонов открылся митинг, посвящённый открытию свердловского трамвая. К открытию первой линии с Мытищинского завода прибыли 10 моторных вагонов. Украшенные флажками и портретами, под звуки военного оркестра восемь новых трамваев двинулись в первый свой рейс от Цыганской площади (ныне территория Южного трамвайного депо) до железнодорожного вокзала. Первый трамвай вел начальник стройки Николай Александрович Егоров.

Трамвайный вагон КМ с прицепомПротяжённость первого маршрута составила 11,6 км, а через пять лет в городе было уже 34 км трамвайных путей, на восьми маршрутах курсировали 93 вагона.
В годы Великой Отечественной войны при службе движения был организован участок грузовых перевозок. Выделенные в его распоряжение трамваи перевозили муку с мельзаводов на пекарни, развозили раненых бойцов по госпиталям, военную продукцию с заводов. Для этого было проложено около 20 тупиковых линий.

На территории вагоноремонтных мастерских трамвайного депо разместился эвакуированный из Москвы механический завод N2, который наладил производство гильз для противотанковых снарядов. Около 500 своих товарищей проводили на фронт трамвайщики. Мужчин заменили женщины и подростки.
В послевоенные годы электротранспортники восстановили пошатнувшееся хозяйство. Коллективы пополнились демобилизованными воинами, трамвайное и троллейбусное движение стало стремительно развиваться.

 

 

Ремонтный цех Западного депоДень сегодняшний

 

Электротранспорт Екатеринбурга - основа инфраструктуры столицы Среднего Урала. Сегодня он осуществляет 60 процентов городских пассажирских перевозок. Стабильную работу городского рельсового транспорта обеспечивают коллективы трёх трамвайных (Южное, Северное, Западное) депо, а также пяти служб - движения, энергохозяйства, пути, аварийнотранспортной, а также автоматики и связи. 29 трамвайных маршрутов связывают районы города с центром и между собой. Численность работающих в ЕМУП «Трамвайно-троллейбусное управление» составляет около 6000 человек.

К своему юбилею ЕМУП «ТТУ» совместно с администрацией города Екатеринбурга подготовило отличный подарок для горожан: начал работать новый трамвайный маршрут N33, который соединил конечные станции Дворец спорта» и «ЦПКиО». Протяжённость маршрута - 12,7 км. Создавая его, транспортники исходили из условий наименьшего количества перекрёстков и улиц в центральной части города, где в часы «пик» возникают задержки движения.

Подвижной состав - один из наиболее значимых элементов городского электрического транспорта. От его состояния зависит, насколько комфортно и безопасно поедут пассажиры. Возраст екатеринбургских трамваев более чем солидный: средний срок службы вагонов превышает 27 лет. Этот фактор напрямую влияет на количество сил, которое нужно вложить в машины, чтобы они могли регулярно выходить на линию. Для сохранения парка подвижного состава на предприятии был освоен капитально-восстановительный ремонт трамваев. Транспортная единица разбирается до основания, снимается обшивка и происходит замена изношенных элементов конструкции кузова, а узлы и агрегаты восстанавливаются до чертежных размеров. Сегодня этот вид ремонта выполняют Северное и Южное трамвайные депо. В 2008 году капитально-восстановительный ремонт прошли 22 трамвая.

 

Подбивка трамвайного пути с помощью специальной машиныПроводится и постепенное обновление парка подвижного состава. Оно осуществляется за счёт поставок трамваев, которые производит екатеринбургский завод «Уралтрансмаш». Программа по производству трамваев в Екатеринбурге была начата по инициативе ТТУ в 90-е годы. Сегодня в ЕМУП «ТТУ» 32 трамвая екатеринбургского производства. До конца года должны поступить ещё 8 вагонов.
В 2008 году был поставлен своеобразный рекорд по ремонту трамвайного пути: капремонт прошли 9380 м пути и 9435 м пути подверглись реконструкции со 100%-й заменой. Уже несколько лет проводится мощение бетонными плитами колеи трамвайных путей. Так в 2008 году благоустроили 8587 м пути. На середину октября текущего года работники службы пути капитально отремонтировали 9824 м трамвайного полотна. Всего в 2009 году планируется выполнить капремонт 10 км пути.

Улучшение состояния путевого хозяйства напрямую влияет на безопасность движения. Так, за последние два года количество сходов вагонов по причине неисправности пути снизилось в 5,6 раза. Служба энергохозяйства обеспечивает стабильную работу подвижного состава на линии.
В последнее время заметно сократились задержки движения из-за неисправности контактной сети. В 2009 году была проведена замена 10317 м трамвайного контактного провода. В 2008 году последние 10 подстанций переведены на телеуправление по каналам сотовой связи с использованием микропроцессорной аппаратуры КП «Исеть».

В последние годы в ЕМУП «ТТУ» проводятся модернизация и совершенствование производственных процессов. В 2008 году, впервые с конца 60-х годов, при ремонте трамвайных путей была применена алюминотермитная сварка рельсовых стыков. Для нужд службы пути запущен в эксплуатацию сварочный вагон на базе трамвая Т-3. Для улучшения электроснабжения транспорта в энергохозяйстве активно используется новое оборудование, а именно электролаборатория и калибратор.
Внедрена система спутниковой навигации на всём подвижном составе. Ею оборудовано 310 трамвайных поездов.
В ТТУ созданы все необходимые условия для развития новаторского творчества, и результаты этого дают ощутимый эффект. Так, в 2009 году было подано и внедрено 36 рацпредложений. Экономический эффект составил более 660 тысяч рублей.

Несколько слов о кадровой политике ЕМУП. Кадровая проблема довольно остро стояла на предприятии в 2008 году. Не хватало представителей основных профессий: водителей, кондукторов и ремонтников. Штат водителей был укомплектован на 89,8%. С трудом удавалось обеспечить выпуск подвижного состава на линию, большая нагрузка ложилась на работников цеха эксплуатации. В конце года ситуация улучшилась, снизилась текучесть кадров, появились новые водители и кондукторы, за счёт этого улучшилась и ситуация по выпуску подвижного состава.

Несмотря на кризис, ЕМУП «ТТУ» сохранило социальные объекты: детский лагерь отдыха «Маяк», спортивно-оздоровительный комплекс, санаторий-профилакторий «Уктус». Ежегодно для работников предприятия и их детей проводится около 20 спортивных соревнований, в которых принимают участие около 2000 человек. Лыжная база ЕМУП «ТТУ» - излюбленное место отдыха электротранспортников и горожан - признана лучшей в Екатеринбурге. Спортсмены ТТУ принимают участие в районных и городских соревнованиях, завоёвывают призы и кубки. Развита в ТТУ и художественная самодеятельность. Многие исполнители и художественные коллективы не раз становились лауреатами городских, областных, российских конкурсов. Танцевальные и вокальные ансамбли украшают все торжества, праздничные мероприятия, которые проводятся на предприятии. И главным из них в этом году станет празднование 80-летия Трамвайно-троллейбусного управления г. Екатеринбурга, которое будет отмечаться 7 ноября.

 

Ирина КОСАЧЕНКО,
редактор газеты
«Электропуть», г. Екатеринбург