член Международного Союза общественного транспорта
ГАЗЕТА О ПАССАЖИРСКОМ ТРАНСПОРТЕ
ОСНОВАНА 22 СЕНТЯБРЯ 1995 ГОДА

Архивариус N133 2010 год

Автобусы Neoplan: «На шаг опережая будущее»

 

 Автобусы Neoplan: «На шаг опережая будущее»«Когда стало нужно придумать название для автобусов нового типа, мы вместе сели на кухне - мама, отец, мой брат и я. И в итоге сошлись на слове «Неоплан». Оно произносится одинаково всеми людьми (в нём нет буквы «р», которую не используют в своём языке, например, китайцы), и только поэтому бренд «Неоплан» стал известен во всём мире. Случайность!»

 

Эти слова принадлежат господину Конраду Аувертеру - человеку, который всю свою жизнь посвятил созданию автобусов Neoplan, младшему сыну основателя компании, Готтлоба Аувертера-младшего. Понятно, что господин Аувертер немного слукавил: название фирмы отнюдь не является главным определяющим фактором всемирной известности. Залог успеха и мирового признания - высокое качество продукции и индивидуальный подход к каждому клиенту. Именно этим и славится марка «Неоплан», в июне отметившая своё 75-летие.
Одна из первых моделей, выпущенных под маркой «Неоплан»«Днём рождения» марки принято считать 1 июня 1935 года, когда изготовитель автомобильных кузовов Готтлоб Аувертер-младший открыл свою собственную кузовную мастерскую в г. Штутгарт (Германия). В его планах было производство кузовов и кабин для всех видов машин, но предметом особого увлечения всегда были автобусы. Название «Неоплан» было придумано гораздо позже - в 1953 году, когда Аувертером был разработан первый автобус с несущим кузовом. Вольный перевод этого названия - если быть более точным, то даже не перевод, а смысл, заложенный его создателями - «общественный транспорт нового поколения».
В 1960-х годах в семействе автобусов «Неоплан» появляется сразу несколько моделей, ставших законодателями моды или открывших новые ветви развития автобусостроения. Первой такой моделью стал перронный автобус с низким уровнем пола (1960 г.). Второй - туристический автобус Hamburg нестандартной по тем временам угловатой конструкции (1961 г.). Эта модель, кстати, была первым проектом Альбрехта Аувертера, старшего сына основателя компании. Соавтором проекта «Гамбург» стал сокурсник Альбрехта, Боб Ли - тот самый Боб Ли, который в дальнейшем создал неповторимый стиль автобусов «Неоплан» 1970-1990-х годов, узнаваемый на моделях разных лет производства и в то же время изменяющийся вместе с мировыми тенденциями автодизайна. В 1964 году воплощается в металле первый проект уже известного нам Конрада Аувертера - Do-bus, первый двухэтажный автобус Neoplan.
Автобус проекта Hamburg1967 год становится годом рождения ещё одной торговой марки, которая вот уже более 30 лет ассоциируется со словом «Неоплан». В этом году впервые демонстрируется модель Neoplan Skyliner - двухэтажный автобус для поездок большой протяжённости. В дальнейшем слово «лайнер» будет присутствовать в названиях практически всех серий автобусов компании. Уже через 4 года в линейке «Неоплана» появляется Cityliner - первый туристический автобус с высоким расположением салона, а в 1972 году на смену модели Hamburg приходит Neoplan Jetliner.
«Неоплан» также стал первой фирмой, предложившей использовать на городских маршрутах низкопольный подвижной состав (1976 г., модель N814). До этого автобусы с низким уровнем пола - нестандартной и довольно дорогой конструкции - работали только в аэропортах. Ещё одним исключением из этого правила можно назвать упомянутый выше «двухэтажник» Do-bus, в котором высоту пассажирского салона второго этажа удалось сделать довольно большой именно благодаря снижению уровня пола первого.
От низкого пола к сверхвысокому - так можно охарактеризовать переход «Неоплана» от N814 к следующей революционной модели, Neoplan Spaceliner. «Космический лайнер» в 1979 году стал первым туристическим автобусом с новой оригинальной компоновкой: пассажирский салон занял весь второй этаж лайнера, первый же этаж остался за бригадой водителей, багажными и техническими отделениями.
Neoplan Jumbocruiser — крупнейший из автобусовБыли у компании «Неоплан» и не признанные общественностью проекты. Один из них - разработанный в 1980 году автобус Telebus, предназначенный для перевозки инвалидов. Основными его отличиями были небольшая длина, низкий уровень пола, полностью пневматическая подвеска, наличие в салоне специальных мест для установки и крепежа инвалидных колясок. Telebus был создан в преддверии Международного года инвалидов, однако и в течение этого года, и по прошествии его заказов на производство оригинальной машины так и не поступило. Не пришёлся автобус по душе и целевой группе пользователей: пассажиры с ограниченными физическими возможностями не хотели для себя отдельного вида транспорта и непременно желали пользоваться теми же транспортными средствами, что и все остальные люди.
На съезде Международного союза общественного транспорта, прошедшем в Лозанне в 1987 году, «Неоплан» представил трёхосный сочленённый автобус с низким уровнем пола. Через некоторое время концепция этой машины де-факто стала стандартом для других производителей пассажирского транспорта.
«Космический лайнер» от «Неоплана»25 мая 1988 года в Штутгарте фирмой «Неоплан» был продемонстрирован первый в мире автобус с несущим кузовом, изготовленным из углеродных волоконных композитов. Основным достоинством машины, созданной в рамках концепции Metroliner in Carbon (MIC), была масса, в два раза меньшая, чем у аналогов с кузовами, созданными по стандартной технологии. К сожалению, недостатки концепции (высокая стоимость изготовления и эксплуатации автобусов, проблемы с акустикой в пассажирском салоне) превысили её достоинства. В связи с этим серийное производство машин проекта MIC так и не было налажено.
В 1992 году увидел свет Neoplan Megaliner - 15-метровый туристический автобус четырёхмостовой конструкции. Через четыре года новой звездой в созвездии «Неоплана» вспыхнул Starliner - «турист» класса люкс с футуристическим дизайном. В 1998 году на выставке IAA в Ганновере дебютировали сразу две новых модели фирмы Neoplan - городской автобус Centroliner и туристический Euroliner.
Новая эра в жизни марки «Неоплан» началась в 2001 году после приобретения семейной фирмы Аувертеров компанией MAN Nutzfahrzeuge. Автобусы Neoplan стали представителями премиум-сегмента модельного ряда концерна NeoMAN, сохранив при этом своё название и индивидуальность. В 2000-х годах началось серийное производство «туриста» Neoplan Tourliner (2003 г.), а также автобусов Starliner и Cityliner нового поколения (2004 и 2006 года соответственно), отличающихся от своих предшественников не только новым авангардным дизайном, но и применением современных технологий активной и пассивной безопасности.
Автобусы проекта TelebusПразднование юбилея марки «Неоплан» началось в 2010 году с открытия выставочного зала Bus Forum в Мюнхене, где была впервые представлена юбилейная модификация автобуса Neoplan Cityliner под названием Spirit Edition, выпуск которой будет произведён ограниченным тиражом. Российский этап празднования прошёл в Санкт-Петербурге в апреле 2010 года. В ходе юбилейного мероприятия были проведены пресс-конференция с участием Конрада Аувертера и представителей компании MAN Nutzfahrzeuge, экскурс в историю фирмы, знакомство с современной продуктовой линейкой марок MAN и Neoplan, тест-драйв автобусов и различные конкурсы.
«На шаг опережая будущее» - таков девиз марки «Неоплан». Девиз довольно амбициозный, но, как показывает история фирмы Готтлоба Аувертера-младшего, а теперь подразделения Neoplan компании MAN Nutzfahrzeuge, вполне отражающий реальное положение вещей: автобусы «Неоплан» были и остаются в авангарде технического прогресса, удивляя всех своим необычным и запоминающимся дизайном и выступая образцами для новых стандартов пассажирских перевозок.

 

Модельный ряд городских автобусов Neoplan NFНа снимках:
1. Одна из первых моделей, выпущенных под маркой «Неоплан»
2. Автобус проекта Hamburg
3. Neoplan Jumbocruiser - крупнейший из автобусов
4. «Космический лайнер» от «Неоплана»
5. Автобусы проекта Telebus
6. Модельный ряд городских автобусов Neoplan NF
7. Neoplan Starliner - звезда в созвездии автобусов «Неоплан»
 

Олег БОДНЯ
Фото автора и компании MAN Nutzfahrzeuge

 

Neoplan Starliner — звезда в созвездии автобусов «Неоплан»Neoplan в цифрах

0,36 - таков коэффициент лобового сопротивления новейшего автобуса Neoplan Cityliner. Эта модель стала самым обтекаемым серийным туристическим автобусом в мире. По сравнению с обычным автобусом, фронтальная ветровая нагрузка на Cityliner почти на треть ниже. Следствие - уменьшение ветрового шума и экономия топлива.

3 - число спален (каждая - с собственным санузлом) на втором этаже передвижного дома на базе автобуса Skyliner, построенного для состоятельного заказчика из Саудовской Аравии в 1980 году.

9 - столько тонн весил первый в мире автобус, изготовленный полностью из синтетических материалов по концепции Metroliner in Carbon.
13 - именно столько футбольных клубов из Германии и других стран полагаются на автобусы Neoplan для перевозки своих команд на стадионы в безопасной и непринужденной атмосфере. В их списке - московское «Торпедо», бельгийский «Брюгге» и английское «Челси».

15-метровый Neoplan Megaliner был представлен на выставке IAA 1992 года, хотя в то время эксплуатация автобусов такой длины не была разрешена законодательно. Но активными усилиями компания смогла через год получить специальное разрешение, действующее в Германии. Потребовалось ещё 11 лет для того, чтобы реализовать такие же послабления на европейском уровне.

20 - на столько градусов относительно вертикали наклонены вперёд перегородки оконных рам во всех актуальных моделях автобусов Neoplan премиум-сегмента. Этот стилистический элемент отличает автобусы Neoplan, начиная ещё с модели Hamburg. Со временем угол менялся - от первоначальных 17° или 18° он увеличился до сегодняшних 20°.

50 - столько киловатт составляет холодопроизводительность кондиционера, которым комплектуются двухэтажные автобусы Neoplan Centroliner DD, работающие на маршрутах регулярного сообщения в Эмирате Дубай. Такая колоссальная холодопроизводительность требует применения автомобильного двигателя в качестве привода для компрессора

 

Торжокское ПАТП. Исторические вехи предприятия

Торжок - старинный русский город, основанный новгородскими купцами на берегах реки Тверцы, притока великой Волги. Первое упоминание о нём в летописях относят к 1139 году. Торжок, или Торг, Новый Торг, Торжец, возник как торговое поселение и развивался, находясь на пересечении водных и сухопутных торговых путей, чем обеспечил себе благоприятную почву для экономического роста. В наше время город является одним из самых крупных районных центров Тверской области.

 

 Автобус ЛиАЗ-677М на улице Карла Маркса

Сегодня в Торжке располагаются производства, хорошо известные далеко за пределами области. К ним, несомненно, относятся ОАО «Пожтехника», занимающееся выпуском пожарных и аварийно-спасательных автомобилей, огнетушителей и коммунальной техники, ОАО «Торжокский вагоностроительный завод» - производитель электропоездов серии ЭТ и дизель-электропоездов серии ДТ, ОАО «Торжокские золотошвеи» - предприятие русского народного художественного промысла. Знаменит на всю Россию 696-й инструкторский испытательный вертолётный полк.
Но мы сегодня поговорим о не менее примечательном предприятии - торжокском автотранспортном хозяйстве, история которого ведёт свое летоисчисление с сентября 1953 года, когда из автоколонны N85 Вышнего Волочка было выделено 10 грузовых автомобилей для Торжка.
В то время на месте нынешнего ПАТП, расположенного по Калининскому шоссе, существовало лишь болото, однако уже вскоре стартовали работы по возведению гаражей и цехов автохозяйства. В течение примерно шести месяцев, пока строительство только набирали обороты, и топь ещё не была осушена полностью, техника отстаивалась под открытым небом в другом районе Торжка. Для самосвалов, чья работа требовалась на различных строительных площадках города, существовало негласное правило петровских времён - не возвращаться к территории будущей автобазы порожними.
В первый год рост предприятия шёл, главным образом, за счёт коллектива. А новые партии техники начали поступать в следующем, 1954 году: грузовые автомобили ЗиС-150 (ЗиЛ-150, бортовые, 4×2) и ЗиС-585 (самосвалы с задним откидным бортом, 4×2), а также автобусы ПАЗ-651, затем, несколько позже, 4 автобуса ЗиС-155.

 Автобус MAN SL200 на Кузнечной улице

Постепенно торжокское автохозяйство стало разрастаться за счёт других предприятий города. В дар досталось ценнейшее приобретение - несколько «студебеккеров» модели US6 для вытягивания машин на бездорожье, и, главным образом, с заболоченной стройплощадки будущего автопарка. Уже в 1955 году здесь появилась собственная ремонтная база - были построены и укомплектованы токарный и аккумуляторный цеха. К 1970 г. парк Торжокского АТП насчитывал свыше 200 единиц техники, причём 70 из них составляли автобусы.
Разумеется, парк разрастался и далее, а потому логично, что вскоре он был разделён: на прежней территории остались лишь автобусы, а грузовые автомобили были переданы в АТП N5 г. Торжка. Автобусное отделение стало активно пополняться новыми машинами - ПАЗ-652 и ПАЗ-672, семейством ЛАЗ-695 (включая все модели от ранних до ЛАЗ-695Н), ЛиАЗ-158, ЛиАЗ-677.
С 1957 года начал развиваться и таксомоторный парк. Основу его в разные годы составляли легковые автомобили ГАЗ-М20 «Победа», «Москвич-407», и, конечно же, «Волги» - ГАЗ-21 и ГАЗ-24.
В 1985 году на территории предприятия было построено единственное здание за счёт капитальных вложений - профилакторий для технического обслуживания подвижного состава. Все остальные постройки АТП возводились только на собственные средства силами работников. Так, например, в первой половине 1970-х годов в парке появилась собственная котельная, оборудованная четырьмя котлами марки «Универсал-6» для работы на угле.
Интересное пополнение парка пришло в 1990-х годах: в Германии были куплены 6 автобусов MAN SL200. Конечно, машины были уже не новыми - на своей родине они проработали около 15 лет. Последние автобусы этой марки в Торжке были списаны и утилизированы в 2009 году. А приход в 2007 году большой партии автобусов ЛиАЗ-5256 и ГолАЗ-ЛиАЗ-5256 перевернул ещё одну славную страницу истории - постепенно были выведены из эксплуатации знаменитые «старички» ЛиАЗ-677М, которые исправно трудились на благо города более 30 лет.

 

Автобус ЛиАЗ-5256.36 на пересечении улиц Степана Разина и Карла Маркса

С 2007 года по настоящее время идёт обновление подвижного состава предприятия. Сегодня ОАО «Торжокское ПАТП» эксплуатирует автобусы моделей ЛиАЗ-5256, ПАЗ-3205, ГолАЗ-ЛиАЗ-5256 и ГолАЗ-5291 «Круиз» - всего 45 единиц. Парк машин периодически пополняется новыми единицами подвижного состава. Как правило, это ЛиАЗ-5256 и ПАЗ-3205.
В 1980-е годы МУП «Торжокское ПАТП» обслуживало весьма широкую сеть маршрутов - 18 городских, 18 пригородных по району и 2 междугородных. Сегодня эти цифры несколько ниже - 11, 17 и 2 соответственно. Произошло данное снижение из-за уменьшения населения города, которое по последним данным составляет около 48 тыс. человек против 55 тыс. в советские годы. Сыграли также свою роль частный маршрутный и личный автотранспорт - здесь Торжок не стал исключением среди российских городов. Стоимость проезда же в городских автобусах на июнь 2010 года составляет 9 рублей за одну поездку.
Большую школу прошли водители Торжка, работая в АТП. Многие из них за свой труд были отмечены отраслевыми почётными знаками, правительственными и государственными наградами.

 

На снимках:
1. Автобус ЛиАЗ-677М на улице Карла Маркса.
2. Автобус MAN SL200 на Кузнечной улице.
3. Автобус ЛиАЗ-5256.36 на пересечении улиц Степана Разина и Карла Маркса.

 

Янис ВИТОЛС.
Фото автора и Николая ХАРЛАШКИН

 

 

Автор выражает огромную благодарность за помощь в подготовке материала Алексею Степановичу Кирьянову - бывшему директору ОАО «Торжокское ПАТП», ветерану предприятия, заслуженному работнику транспорта РФ, почётному гражданину г. Торжка, кавалеру медали ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени, а также Елене Николаевне Рапше - и. о. генерального директора ОАО «Торжокское ПАТП».