член Международного Союза общественного транспорта
ГАЗЕТА О ПАССАЖИРСКОМ ТРАНСПОРТЕ
ОСНОВАНА 22 СЕНТЯБРЯ 1995 ГОДА

Архивариус N134 2011 год

Троллейбусы, на которых нам не суждено ездить

 

 Троллейбус ЗиУ-6206У каждого достаточно крупного и амбициозного (в хорошем смысле этого слова) производителя пассажирской техники есть перспективные разработки. Это машины с оригинальным дизайном, оборудованием на новейшей элементной базе, словом, идущие в ногу с прогрессом. Какие-то из перспективных моделей через некоторое время, необходимое для изготовления опытных экземпляров, их испытаний и доводки, становятся серийной продукцией. Другие же многообещающие проекты по разным причинам не доходят до поточного производства. В худшем случае они остаются лишь на бумаге, в лучшем - создаются «в металле» в единственном экземпляре или малой серией, не имеющей продолжения.

 

Троллейбусный завод имени Урицкого, выпускающий свою продукцию под марками «ЗиУ» и «Тролза», известен, можно не сомневаться, большинству специалистов транспортной отрасли. Да и для всех жителей нашей страны, заставших 1980-1990-е годы, первой ассоциацией при упоминании слова «троллейбус» будет модель ЗиУ-682 - один из самых массовых троллейбусов не только завода Урицкого, но и в мире. Подвижной состав для троллейбусных систем производится в городе Энгельс Саратовской области уже 60 лет. За это время завод Урицкого выпустил более 70 000 троллейбусов. Среди них были машины крупносерийных моделей (например, упоминавшийся выше ЗиУ-682, а также ЗиУ-5, МТБ-82), троллейбусы, производимые небольшими партиями преимущественно на заказ, а также опытные разработки. Некоторые из них известны как специалистам, так и историкам отрасли, появление других же прошло практически незамеченным. Этот материал - одна из первых попыток обобщить информацию об опытных троллейбусах, выпущенных под марками «ЗиУ» и «Тролза» с начала производства до сегодняшних дней.
 ЗиУ-7 — укороченная версия троллейбуса ЗиУ-5Серийный выпуск троллейбусов на заводе Урицкого был организован в 1951 году. Предприятие стало изготавливать машины модели МТБ-82, до этого выпускавшейся на Тушинском авиазаводе. Практически одновременно начались работы по созданию троллейбуса нового поколения - более вместительного, с косвенной системой управления. Первая самостоятельная разработка КБ завода получила обозначение ТБУ-1. Этот пассажирский троллейбус был выпущен в 1955-1957 годах опытной партией в количестве 10 машин и не пошёл в серию из-за нестандартного расположения тягового двигателя (в заднем свесе) - точнее, из-за связанных с этим конструкторским решением повышенной нагрузкой на задний мост и проблем с жёсткостью рамы кузова.
Вместе с ТБУ-1 также были спроектированы ещё 3 модели - троллейбус-фургон ТБУ-2, троллейбус-платформа ТБУ-3 и троллейбус-самосвал ТБУ-4, но только две из них (ТБУ-2 и ТБУ-4) были выпущены в 1957 году в единичных экземплярах. Тем не менее, первые наработки конструкторов завода не пропали зря. На базе ТБУ-1 была создана серийная модель ЗиУ-5, а специальные троллейбусы марки ТБУ послужили прообразами грузовых троллейкаров, выпускавшихся в 1960-1980-е годы на Сокольническом вагоноавторемонтном заводе и Киевском заводе электротранспорта.
 Автобус ЗиУ-680 — результат модернизации проекта ЗиУ-6Параллельно с троллейбусом ЗиУ-5 в 1959 году был разработан автобус ЗиУ-6. Обе модели были полностью унифицированы по кузову, но судьба у них оказалась различной. ЗиУ-5 с 1960 года пошёл в серийное производство, а ЗиУ-6 так и остался ещё одной опытной разработкой завода. «Подвёл» двигатель - в то время в СССР не выпускались компактные дизельные двигатели с горизонтальным расположением цилиндров, зарубежные же были слишком дороги, а их закупка крупными партиями была сопряжена с известными финансово-политическими проблемами. Кроме того, у завода банально не хватило бы мощностей для поточного производства автобусов, т.к. план по выпуску троллейбусов был в те времена довольно высок, и альтернативы заводу Урицкого просто не существовало. Тем не менее, от проекта ЗиУ-6 долго не отказывались. С 1959 по 1975 год было выпущено 7 автобусов ЗиУ-6 различных модификаций. Опытная эксплуатация этих машин проводилась в Москве, Киеве и Сочи.
На основе модели ЗиУ-5 в начале 1960-х годов был сделан укороченный троллейбус ЗиУ-7, предназначенный для городов с небольшими пассажиропотоками. Было выпущено несколько партий этих опытных машин, однако, в серию модель ЗиУ-7 не пошла. Известно, что «семёрки» работали в Воронеже, Москве, Кирове и Чебоксарах.
 ЗиУ-5257 — троллейбус на базе ранней версии автобуса ЛиАЗ-5256В 1972 году началось массовое производство троллейбусов модели ЗиУ-682, первоначально имевшей наименование ЗиУ-9. «Девятка» была одним из представителей широкого модельного ряда, унифицированного по основным компонентам и планировавшегося к производству на заводе имени Урицкого. Вместе с ЗиУ-9 были разработаны городской автобус ЗиУ-8, сочленённый троллейбус ЗиУ-10 и троллейбус средней пассажировместимости ЗиУ-11. Из этих трёх моделей только ЗиУ-10 позже стала серийно выпускаться под индексом ЗиУ-683, остальные же так и остались опытными наработками. Автобус ЗиУ-8 был выпущен в количестве двух экземпляров, троллейбус ЗиУ-11 - в количестве 5 машин. Последние находились в регулярной эксплуатации в Волгограде, Саратове и Чебоксарах.
Со временем в конструкцию модели ЗиУ-682 стали вноситься изменения. Некоторые из них были настолько серьёзны, что приводили к созданию новых модификаций (ЗиУ-682В, ЗиУ-682В1, пр.). Из мало известных широкой общественности разработок на базе ЗиУ-682 можно отметить опытную модификацию ЗиУ-682В с асинхронными электродвигателями и тиристорно-импульсной системой управления (ТИСУ) фирмы Stromberg (Финляндия), а также ЗиУ-682С - вариант 682-й модели для северных регионов страны. Троллейбусы первой модификации, отличавшиеся от серийных «собратьев» довольно массивным коробом с электрооборудованием, размещённым в салоне под сиденьями, были выпущены ориентировочно в 1983 году в количестве двух экземпляров и проходили ходовые испытания в Москве, потом были переданы обратно на завод. В серию эта разработка не пошла по понятным причинам - наличие недешёвого иностранного электрооборудования и отсутствие опыта работы с ТИСУ у эксплуатирующих служб. Троллейбусы модификации ЗиУ-682С, также выпущенные в первой половине 1980-х годов в количестве двух штук и отправленные на испытания в Братск, имели полимерную теплоизоляцию салона, двойное остекление, улучшенную систему отопления салона и воздушные тепловые завесы на входе. Причина отказа от производства этой модификации была в том, что часть материалов, применённых на новинке, по ГОСТ не подходила для эксплуатации в условиях северных городов. Позже была создана доработанная модификация троллейбуса для Сибири и Дальнего Востока. Она легла в основу проекта, получившего обозначение ЗиУ-682Г.
 ЗиУ-52642 — «тендерный» троллейбусПараллельно с разработкой новых модификаций 682-й модели на заводе Урицкого шла работа и над другими проектами. В начале 1980-х годов увидели свет 2 троллейбуса ЗиУ-684. Фактически они также были одной из версий дальнейшего развития 682-го семейства. От стандартных на тот момент ЗиУ-682В они отличались немного переработанным внешним видом (была изменена форма дверных проёмов, передней маски и т.п.), пассажирским салоном с сиденьями нового типа, ровным полом по всей длине салона (первые модификации модели ЗиУ-682 имели пониженный уровень пола на задней площадке) и тиристорно-импульсной системой управления. В серию в том виде, в котором они были на испытаниях в Москве, троллейбусы ЗиУ-684 не пошли, однако большинство новых решений, опробованных на этих машинах, в дальнейшем попали в серийное производство. Рама без низкой задней площадки стала устанавливаться ещё на модификации ЗиУ-682В, ТИСУ стала базовой системой управления для сочленённых троллейбусов ЗиУ-683 и ЗиУ-6205, обновлённый салон стал одной из отличительных черт модификации ЗиУ-682Г.
Тогда же, в начале 1980-х годов на заводе Урицкого был изготовлен макетный образец троллейбуса модели ЗиУ-5257, разработанной во Всесоюзном конструкторско-экспериментальном институте (ВКЭИ) автобусостроения (г. Львов) в конце 1970-х вместе с автобусом ЛиАЗ-5256. Внешне троллейбус был похож на один из первых прототипов 5256-й модели. К сожалению, этим макетным образцом всё и ограничилось - для перехода на массовый выпуск новинки требовалась переналадка всех производственных линий, чего на тот момент завод себе не мог позволить. Тем не менее, к проекту по созданию троллейбуса на базе автобуса ЛиАЗ-5256 (на тот момент уже не опытного, а находящегося в мелкосерийном производстве) вернулись через 5 лет. В 1985 году в Энгельсе были изготовлены 2 троллейбуса модели ЗиУ-6202 - в кузове автобусов ЛиАЗ-5256, с ТИСУ фирмы Energoinvest (г. Сараево, Югославия). Машины оказались «проблемными», их нормальную работу наладить не удалось, и они были разобраны. Позже эксперименты по «превращению» ликинского автобуса в троллейбус - как неудачные, так и приведшие к положительным результатам, - стали проводить другие заводы и уже в совсем другое время.
 ЗиУ-52643 — совместная российско-германская разработкаВ 1990-х годах на заводе Урицкого, ставшем вначале ПО, а затем ООО «Троллейбусный завод» (ныне - ЗАО «Тролза»), начались работы над перспективным семейством троллейбусов ЗиУ-5264. За основу этого семейства была взята всё та же модель ЗиУ-682, подвергавшаяся тем или иным переделкам, иногда кардинальным. Объяснение такой «консервативности» простое - в условиях нестабильной экономики легче было выпускать модель, производство которой уже хорошо налажено, нежели переходить на серийное изготовление абсолютно новых машин, изменяя под него технологические цепочки предприятия.
Первой разработкой серии 5264, дошедшей до воплощения в металле, стал троллейбус ЗиУ-52642, имевший следующие отличия от базовой на то время модели ЗиУ-682Г: тиристорно-импульсная система управления тяговым двигателем, обновлённый пассажирский салон с раздельными сиденьями, поворотные двери, вынесенное на крышу электрооборудование. Всего в 1994-1998 гг. было выпущено 17 экземпляров ЗиУ-52642. В 1996 году на основе одного из них был создан троллейбус модификации ЗиУ-52642-20, разработанной по техническим требованиям Европейского банка реконструкции и развития в рамках программы обновления подвижного состава общественного транспорта российских городов. К сожалению, эта программа так и не была реализована, а производство модели ЗиУ-52642 было приостановлено из-за отсутствия заказов. Выпущенные в 1994-1998 гг. троллейбусы были проданы в Москву, Иркутск, Новосибирск и Улан-Батор (Монголия). Ещё 5 кузовов, вероятно, оставшихся от второй опытной партии (в первой было 10 машин), через некоторое время поступили в виде машинокомплектов в Саратов.
Следующим шагом по работе над серией 5264 стал выпуск в 1995 году троллейбуса ЗиУ-52643, оснащённого электрооборудованием компаний «Динамо» (Россия) и Siemens (Германия). Эта машина в связи с финансовым кризисом 1998 года так и осталась в единственном экземпляре, который некоторое время поработал на маршрутах Саратова, а затем был передан обратно на завод.
 Троллейбус Тролза-5264-01 «Столица»В 1999 году был выпущен первый троллейбус Тролза-5264-01 «Столица». Эта модель стала воплощением всех передовых дизайнерских и технологических наработок конструкторов завода. Троллейбус получил новый кузов с высокой крышей, современный дизайн (впервые в оформлении были широко применены пластиковые панели), более надёжные и компактные агрегаты. Всего в 1999-2002 гг. было выпущено 20 «Столиц», разошедшихся по многим городам России и даже за её пределами (4 троллейбуса были приобретены г. Душанбе). Дальнейшая работа над моделью была свёрнута в пользу проекта Тролза-5275.
Достойной парой «Столице» стал троллейбус Тролза-5264-02 «Слобода», увидевший свет в 2000 году. Схожий по компоновке с машинами Тролза-5264-01, этот троллейбус имел и определённые отличия - новую пластиковую маску, широкую переднюю дверь, транзисторную систему управления с асинхронным тяговым приводом. Модель планировалась как замена морально устаревшим троллейбусам ЗиУ-682Г-012, но, к сожалению, из-за проблем с системой управления опытная «Слобода» так и осталась в единственном экземпляре, второй троллейбус Тролза-5264-02 так и не был дособран.
 Троллейбус Тролза-5264-02 «Слобода»Наработки по серии 5264 были использованы в 2002 году при создании новой модификации ставшей уже классической 682-й модели - ЗиУ-682Г-016.02. Троллейбусы этой модификации получили широкое распространение в России и за её пределами. А в 2009 году получил «второе дыхание» проект «Слобода» - конструкторы энгельсского завода показали общественности новый «бюджетный» троллейбус Тролза-5264.05 «Слобода», которой по аналогии со своим «тёзкой» 2002 года воплотил в себе все последние наработки завода. Пока эта модель также не вышла за пределы опытно-промышленной партии, но она доступна для заказа и при наличии заинтересованности у эксплуатирующих предприятий вполне может стать серийной.
Рассказ об опытных разработках завода имени Урицкого был бы неполным без упоминания модели ЗиУ-6206. Этот шарнирно-сочленённый троллейбус большой вместимости был выпущен в 1994-1995 годах. Список новшеств, применённых на этой машине, был очень широк, назовём лишь некоторые. Оригинальный дизайн кузова с применением вклеенного остекления (впервые в отечественном троллейбусостроении), пятидверная компоновка, позволяющая ускорить посадку и высадку пассажиров на остановках, современная ТИСУ, электронные маршрутоуказатели, консольное крепление сидений, принудительная вентиляция салона, традиционное для автомобилей размещение педального узла... Уникальный троллейбус фактически опередил своё время и стал жертвой сложной экономической ситуации в стране - как раз в середине 1990-х годов в России прекратились централизованные закупки общественного транспорта. Единственный экземпляр ЗиУ-6206 в итоге остался на заводе, где находится и по сей день. Индекс 6206 был повторно использован в 2007 году для обозначения модели низкопольных сочленённых троллейбусов «Мегаполис».
Помимо описанных выше, у завода Урицкого были и другие мелкосерийные и опытные разработки, преимущественно на основе базовых моделей 682-го семейства. Большинство из них, как и упомянутые в материале асинхронные ЗиУ-682В и «северные» ЗиУ-682С, имели чисто прикладной (создавались для одного конкретного заказчика или под определённые условия), либо исследовательский характер и мало чем внешне отличались от серийной продукции. История троллейбусного завода из Энгельса - материал для книги, причём довольно объёмной. Поэтому в данный обзор вошли только все основные, можно сказать, этапные разработки предприятия с 60-летней историей производства общественного транспорта.

На снимках:
1. ЗиУ-6206 - троллейбус, опередивший своё время
2. ЗиУ-7 - укороченная версия троллейбуса ЗиУ-5
3. Автобус ЗиУ-680 - результат модернизации проекта ЗиУ-6
4. ЗиУ-5257 - троллейбус на базе ранней версии автобуса ЛиАЗ-5256
5. ЗиУ-52642 - «тендерный» троллейбус
6. ЗиУ-52643 - совместная российско-германская разработка
7. Троллейбус Тролза-5264-01 «Столица»
8. Троллейбус Тролза-5264-02 «Слобода»


Олег БОДНЯ
Фото из архива ЗАО «Тролза»

 

Большое спасибо за помощь в подготовке материала Сергею КЛЮЧАРЁВУ и Андрею ТАРАСОВУ.