член Международного Союза общественного транспорта
ГАЗЕТА О ПАССАЖИРСКОМ ТРАНСПОРТЕ
ОСНОВАНА 22 СЕНТЯБРЯ 1995 ГОДА

Архивариус N135 2011 год

Вехи истории Ассоциации: в фокусе - проблемы городского электротранспорта

 

 МАП ГЭТВ конце 2010 года в Ижевске прошло празднование 20-летия со дня создания Международной ассоциации предприятий городского электрического транспорта (МАП ГЭТ). Этот материал посвящён истории ассоциации, в нём перечислены основные вехи её работы, упомянуты люди, внесшие значительный вклад в её развитие.

 

Ижевск для проведения праздничных торжеств был выбран неслучайно - именно в этом городе в 1990 году состоялся учредительный съезд ассоциации (на тот момент всесоюзной, ВАП ГЭТ). Знаковой смотрится сейчас и дата создания. Ещё существовал Советский Союз, но уже проявлялись центробежные устремления, рассыпались организационные структуры, создавались новые, рвались многолетние связи предприятий. Ассоциация электротранспортников была одной из первых организационных структур, призванных сохранить и развивать эти связи, вначале внутрироссийские, а потом и с зарубежными коллегами, причем не только в бывших союзных республиках, но и в странах дальнего зарубежья.
 
Впервые предложение о создании ассоциации электротранспортников высказали на собрании центральной секции ГЭТ Всесоюзного научно-технического общества коммунального хозяйства и бытового обслуживания в декабре 1988 года представители УССР Г.П. Щербина и В.И. Крат. Предложение было одобрено. Ряду членов секции поручили представить свои предложения. В.И. Кутовой должен был до 1 февраля 1989 г. разработать проект Устава будущей ассоциации. Этот проект и был принят учредительной конференцией ВАП ГЭТ, которая состоялась 7 декабря 1989 года в Краснодаре. Однако, учредительной по факту конференция не стала.

Выступление Г.П. Щербины на юбилейной конференции в Одессе. 2000 год.
Действительное организационное оформление ассоциации произошло лишь через 6 месяцев, в июле 1990 года на учредительном съезде в Ижевске. Съезд был весьма представительным: на нём присутствовало 182 участника из 111 городов 10 союзных республик, а также Чехословакии. На съезде были представлены 117 трамвайно-троллейбусных, трамвайных и троллейбусных управлений, 15 заводов и производственных объединений, 17 других организаций. Съезд (впоследствии проводились конференции) утвердил Устав ВАП ГЭТ и Положение о региональных группах, избрал президентом А.М. Ульянова (Москва), создал региональные и профессиональные группы в составе ассоциации. Заявили о своем вступлении в ВАП ГЭТ 138 коллективных членов. Вскоре был сформирован аппарат Правления. Генеральным директором (эта должность вскоре была ликвидирована, но позднее восстановлена уже как исполнительный директор) был назначен В.А. Алешин, главными специалистами О.Г. Тирбах и А.А. Пономарёв.

Начальник Самарского ТТУ В.Н. Водолазов, начальник Калининградского ТТУ И.И. Кравцов, президент МАП ГЭТ О.Г. Тирбах и руководитель Белорусско-Прибалтийской группы МАП ГЭТ Е.Д. Власко. Брест, 2001 год.
В сентябре того же года состоялась отчётно-выборная конференция ВАП ГЭТ в Днепропетровске. В отчётном докладе, с которым выступил вице-президент С.П. Павельев, была названа новая цифра - 172 коллективных члена. Конференция избрала нового президента. Им стал В.А. Власов, оставшийся также руководителем центральной секции НТО.
 
Ассоциация быстро набирала авторитет, росло количество её членов. До 1994 года она функционировала как общественная организация, активно взаимодействуя с концерном «Горэлектротранспорт», который сохранил в определённой мере функции вышестоящего органа по отношению к вошедшим в него 111 эксплуатационным предприятиям и заводам. С 1994 года функции концерна, ставшего акционерным обществом, изменились. Ассоциация оказалась единственной структурой, в какой-то степени объединявшей предприятия ГЭТ. А в отношении эксплуатационных хозяйств бывших союзных республик она и сейчас остаётся такой.

 Начальник Екатеринбургского ТТУ А.В. Мирошник, руководитель Белорусской группы В.М. Павлючков, вице-мэр Екатеринбурга Е.Е. Липович, президент МАП ГЭТ Ю.Н. Горлин, исполнительный директор МАП ГЭТ И.В. Гуделайтис. Екатеринбург, 2009 год.
В июле 1995 года в Калининграде на II отчётной конференции Ассоциации с докладом выступил её новый президент О.Г. Тирбах. III конференция, тоже только отчётная, состоялась на этот раз через два года - в сентябре 1997 г. в Вологде, IV конференция, отчётно-выборная - ровно через три года, в сентябре 2000 года. Она совпала с 10-летием ассоциации. Министр транспорта наградил большую группу её активистов почётными знаками, значками и грамотами. Президентом МАП ГЭТ был вновь избран О.Г. Тирбах.
 
МАП ГЭТ - так отныне именуется наша ассоциация. В августе 1999 года Московская регистрационная палата присвоила Ассоциации работников предприятий ГЭТ статус Международной ассоциации предприятий городского электрического транспорта.
 
Вице-президентами МАП ГЭТ стали Ю.Н. Горлин (Санкт-Петербург), В.В. Люлько (Москва) и Г.П. Щербина (Киев). В январе 2002 года на очередной конференции в Вологде президентом был избран Ю.Н. Горлин, а О.Г. Тирбах стал почётным президентом ассоциации.
 
Таковы основные вехи истории Международной ассоциации предприятий ГЭТ, обозначенные отчётными периодами деятельности её президента, правления и исполнительной дирекции. Конечно же, работа МАП ГЭТ к этим протокольным вехам, при всей их значимости, никак не сводилась. В систему этой работы вошло ежегодное проведение научно-технических и научно-практических конференций и семинаров. Каждая такая встреча посвящалась комплексу вопросов, объединённых одним из направлений деятельности предприятий, наиболее актуальных в то время. География проведения конференций была весьма широкой - многие областные центры России, города Украины, Белоруссии, Молдовы, Казахстана, Узбекистана. Тем не менее, как правило, выбирался такой город, где лучше, чем в других, решались вопросы, соответствующие теме конференций, где было чему поучиться коллегам. А темы были весьма разнообразны. В ходе проведения конференций выявилась целесообразность их совмещения с мероприятиями, проводившимися в городах по случаю юбилеев местного трамвая или троллейбуса. Такая практика себя оправдала.
 
Конференции и семинары не только успешно решали задачи распространения важной информации, обмена передовым опытом, выработки единой позиции по основным направлениям деятельности. Важным было и постоянное участие в таких мероприятиях руководителей регионов и городских администраций. Это позволяло привлечь их внимание к нуждам предприятий ГЭТ, поднять их престиж, решать многие конкретные вопросы. Немалое значение для самих предприятий имела и подготовка к приёму своих коллег. Как правило, уровень работы, состояние техники, отношение к делу самих электротранспортников существенно улучшались.
 
Большим событием стало в 1996 году столетие российского трамвая, которое отмечалось в Нижнем Новгороде. Программа празднования была утверждена на правлении ассоциации, руководители МАП ГЭТ вошли в состав оргкомитета. К юбилейной дате организаторы приурочили проведение седьмого Всероссийского конкурса водителей трамвая и Международную научно-техническую конференцию «Автоматизация процессов управления на ГЭТ». В конференции приняли участие 216 представителей из 15 стран.
 
К традиционным конкурсам профессионального мастерства водителей трамвая и троллейбуса добавились конкурсы монтёров пути и кондукторов. I Всероссийский конкурс путейцев прошёл в 1999 году в Челябинске, последующие в Нижнем Новгороде (2001 г.) и Барнауле (2003 г.). Конкурсы кондукторов проводились лишь в некоторых городах.
 
Исполнительная дирекция, которую много лет после её восстановления возглавлял И.В. Гуделайтис, приняла на свои плечи всю тяжесть организации таких встреч, естественно, получая огромную поддержку от местных организаций и предприятий ГЭТ. Аппарат дирекции и, прежде всего, в разные годы А.А. Пономарёв, А.Н. Бабакова, Л.А. Иванова, Э.А. Журавская, Н.И. Лясникова, его повседневная работа всегда были достойны высокой оценки.
 
Между тем, условия, в которых приходилось работать электротранспортникам, продолжали усложняться. Правда, неразбериха 90-х годов постепенно ушла в прошлое, но подвижной состав неуклонно продолжал стареть, ещё острее становились проблемы финансирования, в т. ч. оплаты льготного проезда, в ряде городов России вновь началось закрытие трамвайных линий. МАП ГЭТ по-прежнему продолжала свою деятельность.
 
В отчётном докладе Ю.Н. Горлина, который прозвучал на конференции в Екатеринбурге (март 2006 г.), отмечалось, что с 2002 по 2005 год было проведено 19 конференций и семинаров в разных городах России, Белоруссии, Украины, Казахстана и Молдавии. На конференции был вновь избран президентом Ю.Н. Горлин. Вице-президентами стали В.Н. Водолазов, С.К. Корольков, В.В. Люлько и Н.В. Салищев. Были воссозданы региональные группы, в их числе появились Среднеазиатская и Молдавская, однако с корпорацией «Укрэлектротранс» договориться пока не удалось. Одновременно было принято и решение об учреждении отраслевого объединения работодателей ГЭТ, которое в феврале 2008 года было зарегистрировано как Общероссийское отраслевое объединение «Городской электрический транспорт». В 2009 году ОООР «ГЭТ» вошло в состав МАП ГЭТ.
 
Ассоциация активно занималась и издательской деятельностью. После вынужденной ликвидации журнала «Вестник ГЭТ» и выпусков «Экспресс-информации» начал регулярно выходить «Информационный бюллетень МАП ГЭТ». В 2007 году стараниями руководства и работников исполнительной дирекции Ассоциации (не только через финансирование, но и прямым, непосредственным участием) вышел в свет энциклопедический справочник «Городской электротранспорт». Ряд учебников и учебных пособий по экономике, путевому хозяйству, организации движения, экологии транспорта был издан при решающей финансовой поддержке исполнительной дирекции ЗАО «Электротранссервис», ОАО «Элтрансинформ» и ряда эксплуатационных предприятий - членов МАП ГЭТ.
 
Заметным направлением в деятельности МАП ГЭТ явилась подготовка обращений в органы федеральной власти и управления РФ, а в некоторых случаях и других государств по наиболее актуальным проблемам развития и функционирования городского электротранспорта. Начало было положено обращением ряда руководителей эксплуатационных предприятий во главе с президентом ассоциации в Союз российских городов с предложением о сотрудничестве (1996 год). В следующем году на расширенном заседании правления члены ассоциации решили обратиться к главам регионов и городских администраций и к правительствам стран, предприятия которых входят в МАП ГЭТ, с рекомендациями о мерах выхода из критической ситуации. Группа водителей трамвая - участников Всероссийского конкурса 2006 года обратилась к председателю правительства в защиту ликвидируемых в ряде городов трамвайных предприятий. В защиту тбилисского трамвая и троллейбуса было направлено письмо премьер-министру Грузии. Неоднократными были и официальные обращения к президенту и председателю правительства Российской Федерации. В 2009 году было подготовлено обращение в Государственную Думу о необходимости принятия неотложных мер по сохранению ГЭТ. В результате этого обращения уже в 2010 году по поручению председателя правительства Минтранс РФ принял ряд конкретных решений.
 
 В июле 2010 года в Иркутске состоялась очередная отчётно-выборная конференция МАП ГЭТ. Она подвела итоги последнего пятилетия (2006-2010 гг.). В настоящее время в состав МАП ГЭТ входят 180 коллективных членов из 14 стран, в том числе 116 эксплуатационных предприятий. Всего за 20 лет существования ассоциации было проведено 16 конференций в городах Белоруссии, Казахстана, Молдавии, России, Германии, Финляндии, Чехии, 4 общероссийских конкурса профессионального мастерства. Установлены контакты с международными организациями (МСОТ). Активно использовались средства массовой информации, особенно в целях популяризации идей развития электротранспорта. Конференция избрала президентом ассоциации А.В. Мирошника (Екатеринбург), вице-президентами - Б.И. Ткачука (Москва), С.И. Парфёнова (Новосибирск), С.К. Королькова (Москва) и Г.В. Герц (Екатеринбург).
Несколько раньше, в мае 2010 года расширенное заседание руководства МАП ГЭТ и ОООР «ГЭТ» приняло решение приурочить юбилейные мероприятия в связи с 20-летием ассоциации к проведению общего собрания ОООР «ГЭТ» в ноябре 2010 года в Ижевске. С этого события и начался рассказ о возникновении и двадцатилетней деятельности общественного объединения предприятий и работников городского наземного электрического транспорта, которое с 2010 года действует в тесном контакте с недавно созданным Общероссийским отраслевым объединением работодателей горэлектротранспорта.
Юрий КОССОЙ,
профессор Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета
Фото из архива Вадима РОЗАЛИЕВА и МАП ГЭТ

На снимках:
1. Выступление Г.П. Щербины на юбилейной конференции в Одессе. 2000 год.
2. Начальник Самарского ТТУ В.Н. Водолазов, начальник Калининградского ТТУ И.И. Кравцов, президент МАП ГЭТ О.Г. Тирбах и руководитель Белорусско-Прибалтийской группы МАП ГЭТ Е.Д. Власко. Брест, 2001 год.
3. Начальник Екатеринбургского ТТУ А.В. Мирошник, руководитель Белорусской группы В.М. Павлючков, вице-мэр Екатеринбурга Е.Е. Липович, президент МАП ГЭТ Ю.Н. Горлин, исполнительный директор МАП ГЭТ И.В. Гуделайтис. Екатеринбург, 2009 год.
 

 

С материалами о стратегии и деятельности МАП ГЭТ, более подробной историей ассоциации, документами, разработанными при её участии, можно ознакомиться на сайте www.mapget.ru