член Международного Союза общественного транспорта
ГАЗЕТА О ПАССАЖИРСКОМ ТРАНСПОРТЕ
ОСНОВАНА 22 СЕНТЯБРЯ 1995 ГОДА

Архивариус N138 2012 год

Общественному транспорту — 350 лет!

В наступившем году отмечается 350-летие пассажирского транспорта, причём летопись времени сохранила даже точный день выхода на линию первого общественного транспортного средства - 18 марта 1662 года.

 

Общественному транспорту — 350 лет!

Само предложение о том, чтобы в определённое время по установленным маршрутам проезжали транспортные средства, перевозящие горожан за умеренную плату, исходило от знаменитого французского учёного Блеза Паскаля. И 350 лет назад в Париже 8-местные открытые кареты (carosses a cinq sous), стоимость проезда в которых составляла 5 су, связали Люксембургский дворец с тогдашним пригородом Сент-Антуан.

 

В свете столь яркой памятной даты я хочу предложить вниманию читателей «Омнибуса» рассказ об этом событии по книге Б.Н.Тарасова о Блезе Паскале из серии «Жизнь замечательных людей» (Москва, 1979 год).

 

Виталий ОРЛОВ,
инженер городского транспорта

 

Ещё осенью прошлого (1661 - прим. ред.) года в разговоре с герцогом де Роанне у Паскаля возникла идея устроить в Париже дешёвый способ передвижения: многоместные «кареты по пять су», названные впоследствии омнибусами (от латинского omnibus - для всех*). Идея понравилась герцогу, и он возглавил деловую часть предприятия, вокруг которого стали собираться многочисленные подрядчики. 7 февраля 1662 года предприимчивые акционеры получили королевскую привилегию, одобрявшую общественное каретное движение, а 18 марта открылся первый маршрут - от ворот аристократического предместья Сент-Антуан до Люксембургского дворца. Вот как сразу после открытия в письме к одному из компаньонов сообщает об этом сестра Паскаля Жильберта, взяв перо вместо брата, неспособного держать его в руках. Торжественная процедура, начавшаяся в семь часов утра, сопровождалась одновременно помпезностью и охранительными предосторожностями. Так, ко дворцу, перед которым расположились четыре кареты (три кареты находились у ворот предместья), прибыли два комиссара полиции и парижский прево в сопровождении более десяти лучников и стольких же конников. Когда всё было готово к началу движения, один из комиссаров произнёс торжественную речь, в которой отметил общественную выгоду нового мероприятия и от имени короля пригрозил кучерам строгим наказанием, если те вздумают произнести хоть одно бранное слово. Затем кучера облачились в широкие голубые плащи с вышитым на них королевским оружием, и первый экипаж, в котором находился прево и специальный часовой, отправился в путь. А за первым экипажем с интервалом в четверть часа последовали и остальные три (в каждом из них также находился часовой), а лучники и конники растянулись по всему маршруту. У ворот предместья Сент-Антуан была проведена точно такая же церемония.

На близлежащих улицах и на Новом Мосту вскоре образовались толпы народа, сквозь которые запоздавшему зеваке было трудно протиснуться, чтобы поглядеть на невиданное доселе зрелище. Везде, пишет Жильберта, были видны только смеющиеся и радостные лица, а ремесленники, как в праздничные дни, бросали работу и ничего не делали.

Мероприятие, по её мнению, настолько удалось, что уже в первое утро кареты оказались заполненными до отказа и в них можно было даже заметить несколько женщин. Но этот же успех составлял и самое большое неудобство: люди мерзли на улице, ожидая карету, а она прибывала переполненной. Приходилось утешаться, что через четверть часа прибудет другая, однако и другая, и следующая были также полны, и люди были вынуждены идти пешком. И это не преувеличение, заверяет Жильберта компаньона своего брата, так как она сама оказалась в подобном положении, когда собралась навестить больного Блеза.

Успех, заканчивает она письмо, превзошёл все ожидания. О дальнейшем ходе дела Жильберта обещает регулярно сообщать вместо брата: он и сам бы с радостью сделал это, если бы только мог писать.

Вскоре количество маршрутов стало увеличиваться, а неутомимый Лоре** в своей «Исторической музе» сообщал парижанам, что отныне им предоставлены невероятные и к тому же дешёвые удобства в виде карет по пять су, запряженных прекрасными лошадьми, которые от предстоящей работы могут превратиться в кляч.

Несмотря на удачное начало предприятия, компаньоны не решились до полного завершения дела выплатить Паскалю соответствующую сумму, и он был вынужден помогать голодающим в Блуа, исходя из наличных средств.

Заслуги Паскаля как одного из изобретателей общественного транспорта были своеобразно отмечены в ХХ веке во Франции, когда в 1930-е годы здесь даже выпускались книжечки автобусных билетов с его изображением.
Б.Н.Тарасов «Паскаль» (серия «ЖЗЛ»)

 

*  Omni по-латыни - общий, для всех; см. также omnibus horis - в любой час, постоянно и omnibus locis - всюду, везде.


**  Жан Лоре с 1650 года издавал в Париже еженедельную газету в стихах «Историческая муза», в которой сообщались светские, литературные и театральные новости, а также освещались различные события - от изобретения городской почты до событий в личной жизни сановных особ.

 

 Блез ПаскальБлез Паскаль (Blaise Pascal) - французский математик, физик, литератор и философ. Классик французской литературы, один из основателей математического анализа, теории вероятностей и проективной геометрии, создатель первых образцов счётной техники, автор основного закона гидростатики. Родился 19 июня 1623 г. в Клермон-Ферране (Франция), умер 19 августа 1662 г. в Париже.

 

 

Итак, мы знаем, что идея многоместных пассажирских экипажей впервые была осуществлена ещё при Людовике XIV. Использовать слово «омнибус» для их обозначения стали намного позже - в Нанте в 1826 году. Молодой человек по имени Этьен Бюро (Étienne Bureau) создал транспортное средство для перевозки служащих своего деда, судовладельца, между его конторой и таможней. Транспортное средство обычно размещалось на Площади Коммерции, рядом со шляпным магазином Омнэ (Omnès). На вывеске магазина было написано «Omnes Omnibus» (игра слов - omnes по-латыни «все», omnibus - «всем» или «для всех»). Так среди пользователей линии вошло в оборот выражение «пойти к омнибусу», «сесть на омнибус».


Имеются также данные о том, что на два года раньше, чем в Нанте, омнибусное сообщение было организовано Джоном Гринвудом между Манчестером (Маркет-Стрит) и его пригородом Салфордом (Пенделтон). Омнибус начал ходить по этому маршруту 1 января 1824 года.

В Нью-Йорке омнибусы появились, как и в Лондоне, в 1829 году. Организатором омнибусного движения в Нью-Йорке был предприниматель Абрахам Брауэр (Abraham Brower). Первая омнибусная линия Нью-Йорка шла по Бродвею. Вскоре примеру Нью-Йорка последовали другие американские города - Филадельфия (в 1830 году), Бостон (в 1835 году) и Балтимор (в 1844 году).

В XIX веке омнибус получил повсеместное распространение, пока не был вытеснен конкой и трамваем. Тем не менее, например, в Санкт-Петербурге омнибус существовал вплоть до 1914 года, а в Екатеринославе (Днепропетровске) - до революции 1917 года и Гражданской войны (последний омнибус осуществлял регулярные перевозки пассажиров на Новомосковск и обратно). Часто пассажирские места располагались не только внутри омнибуса, но и на крыше (так называемый «империал»).