Журнал ''Пантограф''
член Международного Союза общественного транспорта
ГАЗЕТА О ПАССАЖИРСКОМ ТРАНСПОРТЕ
ОСНОВАНА 22 СЕНТЯБРЯ 1995 ГОДА

Архивариус N 3/4 2009 год

Трамвай Старого Оскола - молодой и скоростной

Старооскольский трамвай является одним из самых молодых в России. Регулярное движение трамваев по протяжённой линии, связывающей город с металлургическим комбинатом, было открыто 4 января 1981 года. Трамвайное управление Старого Оскола было создано за полтора года до этого события, 30 мая 1979 года. 30-летию с этой даты мы посвящаем материал, рассказывающий об истории трамвайной системы города.

 

Трамвай Старого ОсколаДепо будущего скоростного трамвая начали строить в 1977 году. Тогда же в Старый Оскол начали поступать первые вагоны модели 71-605. Трамвайную линию строили с применением техники и специалистов с железной дороги. Линия берёт своё начало от трамвайного депо и идёт по проспекту Металлургов до конечной станции "Оскольский электрометаллургический комбинат" ("ОЭМК"). На линии есть промежуточные конечные станции - "БСИ" и "Городское кольцо" ("Проспект Металлургов"). Дальнейшего развития система не получила, оставшись на уровне 1981 года. Трамвайная линия имеет несколько пересечений с автомобильными дорогами, но в основном проходит по выделенному полотну. В районе конечной станции "ОЭМК" находится трамвайный путепровод над автомобильной дорогой. Последние 600 метров линия проходит по территории комбината. Существовали планы по дальнейшему развитию линии внутри комбината, но они не были реализованы.
  Трамвайная система Старого Оскола является скоростной. Всего 4 города Российской Федерации имеют линии СТ. Помимо Старого Оскола это Волгоград, Ижевск и Усть-Илимск. В 2003 году трамвайное хозяйство было акционировано. 49% акций ОАО "Скоростной трамвай" принадлежит городу, 51% - ОЭМК,  Строительство линии с применением ж/д техники который изначально и строил трамвай для подвоза своих работников к комбинату. Однако город в последнее время средств на содержание хозяйства практически не выделяет, и оно полностью поддерживается комбинатом. Парадокс, но большинство работников ОЭМК пользуется для поездки на работу автобусами и лишь 1/3 - трамваями. Объясняется это тем, что трамвай в Старом Осколе считается менее надёжным видом транспорта. Поэтому в основном он перевозит только обслуживающий персонал. Несмотря на это, показатели объёма трамвайных перевозок растут с каждым годом. Так, в 1990 году скоростным трамваем было перевезено около 6,6 млн. чел. за год, а к 2000 году эта цифра выросла до 9,8 млн. чел. Сейчас трамвай перевозит свыше 11 млн. чел. в год. В Старом Осколе действуют три трамвайных маршрута: 1, 2 и 3. Первый маршрут - самый протяжённый, от станции "Городское кольцо" до "ОЭМК". Второй маршрут следует по трассе первого, оборачиваясь на станции "БСИ" и не доходя несколько остановок до станции "ОЭМК". Третий маршрут, соединяющий трамвайное депо со станцией "Городское кольцо", работает только в дневное время, он самый короткий - всего 3 остановки. Примечателен он тем, что на нём эксплуатируется челночная система из двух вагонов, сцепленных задними торцами друг к другу, причём посадка производится только в вагон, двери которого находятся справа по ходу движения.
Остановочная платформа на станции  БСИ В дневное время все трамвайные системы идут в депо, а на линии остаются только одиночные вагоны и один челнок. Интервалы на маршрутах в часы "пик" составляют 5-10 минут. Время в пути на первом маршруте от конечной станции "Городское кольцо" до ОЭМК - около 40 минут. Скорость вагонов в черте города составляет около 55 км/ч, а за городом возрастает до 70 км/ч. На 1-м маршруте организована зонная оплата за проезд. Стоимость проезда между станциями, находящимися в городской черте, составляет 8 рублей, за более дальнюю поездку, вплоть до конечной станции "ОЭМК" следует заплатить 12 рублей. В вагонах работают кондукторы. Помимо обычных билетов на трамвай продаются льготные талоны и проездные абонементы на месяц.
 В Старом Осколе особое внимание уделено остановочным пунктам трамвая. Их можно назвать платформами по аналогии с железной дорогой. Они оборудованы навесами, уровень посадочных платформ совпадает с высотой нижней подножки трамваев. На некоторых платформах существуют подземные переходы, однако сейчас они не используются.
Новые вагоны 71-619КТ, поступившие в депо СТ в марте Подвижной состав в Старом Осколе представлен трамвайными вагонами Усть-Катавского завода. В депо числится около 60 вагонов моделей 71-605 и 71-605А и 10 вагонов моделей 71-619К и 71-619КТ. Первые трамваи 71-619К поступили в 2001 году, 2 вагона 71-619КТ пришли в марте 2009 года. Спецтехника представлена вагонами производства ВРТТЗ на базе модели 71-605, часть трамваев переоборудована в специальные силами депо. Других пассажирских вагонов, кроме усть-катавских, в Старом Осколе нет и не было. В 2001 году планировалось закупить вагоны производства завода "Уралтрансмаш", однако вместо них были приобретены 71-619К. Причина такого шага проста - для перехода на екатеринбургские вагоны пришлось бы переобучать водителей и ремонтный персонал депо, а также приобретать для парка новое оборудование.
 

На снимках:
1. Строительство линии с применением ж/д техники
2. Остановочная платформа на станции "БСИ"
3. Новые вагоны 71-619КТ, поступившие в депо СТ в марте
 

Андрей ФУРСОВ
Фото автора и из архива ОАО "Скоростной трамвай"