член Международного Союза общественного транспорта
ГАЗЕТА О ПАССАЖИРСКОМ ТРАНСПОРТЕ
ОСНОВАНА 22 СЕНТЯБРЯ 1995 ГОДА

Калейдоскоп N139 2012 год

Автобусная классика в 43-м масштабе

Лет 20-30 назад мечтой большинства советских школьников (да что уж там говорить, и не только школьников!) была большая полка с моделями автомобилей в масштабе 1:43 - преимущественно легковых, а, если повезёт, то ещё и грузовых. В условиях повсеместного дефицита такую мечту могли воплотить в жизнь не все. Но сейчас времена изменились, и на прилавках магазинов и киосков - а затем и на полках коллекционеров - появились всевозможные масштабные модели автомобилей отечественного и зарубежного производства, как относительно дешёвые, так и премиум-класса.

 

Автобусная классика в 43-м масштабе
Одной из первых компаний, предопределивших современный «коллекционный бум», стала итальянская De Agostini, основавшая журнальную серию «Автолегенды СССР». Каждый выпуск этой серии содержит научно-познавательный журнал, подробно рассказывающий об одном из представителей советского легкового автопрома, и модель автомобиля в масштабе 1:43. Проект оказался сверхудачным, чему способствовали два фактора: первый - приемлемая для большинства наших соотечественников цена, второй - высокое качество моделей и информационной части журнала. Впрочем, был и третий, возможно, самый важный: коллекционеры давно ждали подобной модельной серии, созданной на современной технологической основе.

В итоге коллекционированием «Автолегенд» «заразились» многие люди, ранее не увлекавшиеся подобным хобби, а в продаже появилось несколько серий-«конкурентов» и одна серия-продолжение («Автомобили на службе»). Параллельно с журнальными сериями стали выходить и новые «коробочные» (модель с упаковкой, иногда - со специальным именным сертификатом или небольшой информационной брошюрой). При этом внимание стало уделяться не только легковой технике. Наконец-то появились недорогие модели грузовых автомобилей. Про пассажирский транспорт же речь пока не шла. Трудно сказать, с чем именно это было связано. Возможно, с тем, что в нашей стране престиж общественного транспорта как был, так и остаётся крайне низким, и производители просто боялись вкладывать средства в производство модели «какого-то там автобуса», опасаясь, что на неё не будет соответствующего спроса. Основной же причиной, скорее всего, было то, что выпуск моделей пассажирского автотранспорта требовал больших затрат, а также хорошего знания конструкции отечественных и зарубежных автобусов.

Заметим, что всё вышеописанное относится к бюджетному сегменту модельного рынка. Достаточно дорогие масштабные копии отечественных автобусов, троллейбусов и трамваев доступны для покупки уже давно, но спрос на такую продукцию небольшой. И дело даже не всегда в высокой цене, обусловленной большой долей ручного труда. Просто некоторые из моделей пассажирского транспорта, к сожалению, мало похожи на свои прототипы. При невысокой цене это, возможно, было бы простительно, но за сумму от 5 до 20 тыс. рублей любому коллекционеру хочется получить если не идеальную, то высококачественную масштабную копию. А таковые на нашем рынке присутствуют в единичных количествах.

Но, как говорится, свято место пусто не бывает. Два года назад на прилавках магазинов появилась модель автобуса ПАЗ-672М, ставшая первым выпуском «коробочной» серии Classicbus. Впрочем, эту серию можно назвать и журнальной, поскольку издаётся она под эгидой сайта www.classicbus.ru - электронного журнала, посвящённого пассажирской технике. Его авторы, коллекционеры автотранспортных моделей со стажем, не смогли пройти мимо того печального факта, что модели пассажирской техники слабо представлены на нашем коллекционном рынке. Раз есть спрос (а опрос моделистов показал, что такой спрос всё-таки есть) - то должно быть и предложение. Так и был задуман проект Classicbus - серия моделей пассажирского транспорта отечественного и зарубежного производства, работавшего на маршрутах в бывшем СССР и современной России.

Что же собой представляют масштабные копии, выпускающиеся под брендом Classicbus? Это качественные модели пассажирского транспорта масштаба 1:43, изготовленные из металла (кузов) и пластика (салон, днище, окна, др.). Страна-производитель моделей - Китай. Конечно, хотелось бы, чтобы такой продукт был отечественным, но на данный момент это просто невозможно. Современные технологии литья металла и пластмассы у нас применяются на многих предприятиях, но обеспечить невысокую цену продукции, сжатые сроки её изготовления и стабильное качество, увы, могут лишь единичные фирмы, и по этой причине они загружены заказами на годы вперёд. В Китае же процесс производства масштабных копий автотранспорта отшлифован до автоматизма, хотя, как признаются авторы проекта на своём сайте, там тоже есть свои нюансы. Например, качество покраски первых выпущенных моделей заметно «хромало».

После 672-го «Пазика» была выпущена бело-красная модель автобуса ЛАЗ-695Е - запомнившейся многим модификации львовской машины с широким раструбом воздухозаборника сзади. Под номером 3 в серии вышел автобус ЛиАЗ-677 - в оригинальной бежево-зелёной окраске начала 1970-х годов, с жёлтыми противотуманными фонарями в переднем бампере и лампочками-«блинами» сзади. Следующими поступили в продажу модели автобусов ЗиЛ-158В и КАвЗ-651. В конце 2011 года был выпущен дополнительный тираж моделей ЛАЗ-695Е и ЛиАЗ-677 (в бело-голубом и бежево-синем окрасах соответственно).

В первых числах января 2012 года коллекционеры смогли себе прикупить в качестве новогодних подарков масштабные копии автобусов ЗиС-154 и Ikarus 280. Без особого преувеличения можно сказать, что модель «Икаруса» произвела эффект взорвавшейся бомбы. Легендарный венгерский автобус-«гармошка», уменьшенный в 43 раза, идеально похож на свой прототип. Создатели серии не пошли на удешевление проекта (хотя изначально такие планы были) и выполнили модель в варианте с гибким резиновым сочленением. В итоге секции «Икаруса» можно поворачивать относительно друг друга - правда, на очень небольшой угол. За счёт этого, а также кропотливого воспроизведения всех деталей машины вплоть до голубой заводской таблички на борту, автобус смотрится как живой.

Раз уж речь зашла о несостоявшемся удешевлении модели «Икаруса», стоит рассказать о ценах на масштабные копии автобусов от Classicbus. Политика авторов проекта следующая: каждая модель имеет свою рекомендованную цену, она оглашается на сайте и согласована со всеми основными точками продажи, в первую очередь, специализированными интернет-магазинами. Все модели относятся к бюджетному сегменту, и их цена находится в диапазоне от 2 до 3 тыс. рублей. Но возможен выпуск и более дорогих моделей. К таковым можно отнести масштабные копии сочленённых машин (рекомендованная цена модели автобуса Ikarus 280 - 4250 руб.), модели, выпущенные ограниченным тиражом (автобус ПАЗ-672 в пожарной модификации - 3190 руб.) и копии с большим количеством мелких деталей сложной формы. К последним, наверное, будет относиться выпускаемый вслед за городским «Икарусом» и пожарным «Пазиком» междугородный автобус Ikarus 55 Lux. Его модель, по предварительным данным, будет стоить немногим более 3000 рублей.

Вообще же, у авторов проекта Classicbus планы поистине наполеоновские. Помимо уже вышедших восьми моделей, планируется выпустить ещё около 70 (!) масштабных копий исторических и современных автобусов и троллейбусов - как тех, что пошли в серийное производство, так и тех, которые остались в единичных экземплярах. При этом список планируемых к выпуску моделей на сайте постоянно корректируется, а его авторы прямо заявляют, что имеют право на сюрпризы. Ну что же, как говорится, будем следить за развитием событий.

Олег БОДНЯ. Фото автора

 

Дружелюбный транспорт 

Историю пассажирского транспорта изучают... в троллейбусе

В Новосибирске в конце февраля стартовала двухнедельная экскурсионная акция «Город на колёсах», сообщает информационное агентство «Академия новостей».

 

В рамках акции запланировано 22 экскурсии по пяти маршрутам на трёх троллейбусах и двух трамваях. Основной акцент сделан на истории развития городского транспорта.

«Нам показалось интересным рассказать о Новосибирске в таком нетрадиционном формате, - отметила директор музея города Елена Щукина. - Этот проект позволит жителям по-другому взглянуть на Новосибирск, ведь родную историю можно узнавать не только с помощью музея, книги или Интернета, но и во время поездки в удобном троллейбусе. В рамках проекта мы подготовили тематический фильм, с помощью которого жители узнают, как развивался пассажирский транспорт. Приняв участие в акции, можно узнать, что первый автобус в нашем городе представлял собой трёхтонный грузовик марки «Уайт» с прикреплённым к нему пассажирским кузовом, первый трамвай появился в Новосибирске 1934 году, а регулярное движение троллейбусов по маршруту «Аэропорт - автовокзал» началось в 1957 году».

Во время первой пробной поездки по маршруту «Площадь Ленина - площадь Калинина» заместитель председателя комитета по транспортной, промышленной и информационной политике городского законодательного собрания Валерий Ильенко предложил пассажирам оценить важность функционирования городских перевозок: «Представьте на минуту, что произойдёт, если в Новосибирске остановится весь пассажирский транспорт... Фактически остановится вся жизнь города!»

Акция вызвала большой интерес у новосибирцев. Её организаторы надеются на дальнейшее продолжение сотрудничества с городским предприятием электротранспорта.

 

Три собаки-поводыря прошли обучение для проезда в метро

В Санкт-Петербурге у 22 инвалидов по зрению есть собаки-поводыри, трое из них уже могут беспрепятственно проходить с хозяином в метро. Об этом в конце января рассказали в комитете по социальной политике городского правительства.

 

В комитете подчеркнули, что работу по подготовке собак-проводников к проезду в метрополитене Центр медико-социальной реабилитации инвалидов по зрению начал осенью 2011 года, когда руководство комитета смогло убедить сотрудников подземки в том, что специально подготовленная собака сможет преодолевать опасные участки без вреда для себя, своего хозяина и всех окружающих.

С ноября 2011 года на станциях Петербургского метрополитена начались практические занятия с инструктором-дрессировщиком. Собаки-поводыри (в основном овчарки и лабрадоры) выращиваются и воспитываются в подмосковном посёлке Купавна.

26 января 2012 года в правила пользования Петербургским метрополитеном были внесены изменения: собаки-поводыри теперь могут беспрепятственно проходить в метро.

В городском комитете по транспорту уточнили - при проходе в метро собака в обязательном порядке должна быть в наморднике, на поводке и со специальным опознавательным знаком. Кроме того, незрячий пассажир должен иметь при себе документ, подтверждающий прохождение курса обучения пользованием метро при сопровождении собаками-проводниками.

 

Наша антология

 

Лиричная и мелодичная, песня «Метро» от группы «Високосный год» в 2000 году стала одним из народных хитов. Пусть в действительности не мы придумали Windows, и мало кто из нас сможет дать точное определение слову «дефолт», но песня эта всё-таки о нашей жизни - в чём-то трудной, а в чём-то прекрасной.

 

Музыка и слова Ильи Калинникова

Метро

Наша с ней основная задача -

Не застуканными быть на месте.

Явки, пароли, чужие дачи

И дома надо быть в десять.

Она прячет улыбку и слёзы,

Она редко мне смотрит в глаза.

Мы спешим разными дорогами

На один вокзал.

 

В тайниках ледяного сердца

Спрятан очень большой секрет,

Как одна короткая встреча

Затянулась на несколько лет.

Среди сотни общих знакомых

И десятка фальшивых друзей

Она делает вид, что смеётся,

Я стараюсь не думать о ней.

 

Припев:

Мы могли бы служить в разведке,

Мы могли бы играть в кино.

Мы как птицы садимся на разные ветки

И засыпаем в метро.

 

Это мы придумали Windows,

Это мы объявили дефолт.

Нам играют живые Beatles

И стареющий Эдриан Пол.

Наши матери в шлемах и латах

Бьются в кровь о железную старость,

Наши дети ругаются матом,

Нас самих почти не осталось.

 

Припев.

 

От «Алтуфьево» до «Пражской»

Лишь на первый взгляд далеко.

Мы везём московские тайны

По секретным веткам метро.

Не найдя подходящего слова

И не зная других аккордов,

Мы теряем друг друга снова

В бесконечности переходов

 

А мы могли бы служить в разведке,

Мы могли бы играть в кино.

Мы как птицы садимся на разные ветки,

Мы засыпаем в метро.

 

Март 2000 г.