член Международного Союза общественного транспорта
ГАЗЕТА О ПАССАЖИРСКОМ ТРАНСПОРТЕ
ОСНОВАНА 22 СЕНТЯБРЯ 1995 ГОДА

Калейдоскоп 9/10 2009 год

Дружелюбный транспорт

Памятные доски расскажут об истории городского метро

Накануне 2010 года в Новосибирске на станциях метрополитена будут установлены памятные доски исторического содержания.

 Как сообщили корреспонденту ИА REGNUM Новости в пресс-центре мэрии Новосибирска, инициаторами создания табличек с информацией об истории строительства метро стали трудовые коллективы МУП «Новосибирский метрополитен» и МУП «Управление заказчика по строительству подземных транспортных сооружений».
Специалисты управления городской среды мэрии Новосибирска разработали дизайн памятных досок. На каждой табличке из латуни размещены герб города, символика метрополитена, название станции, а также информация о ее проектировщиках и строителях. Кроме того, на конечных станциях («Площадь Гарина-Михайловского», «Березовая роща», «Площадь Маркса», «Заельцовская») и на станции «Площадь Ленина» предусмотрены памятные доски с информацией о строителях и технических характеристиках Ленинской и Дзержинской линий новосибирской подземки.
«В настоящее время все 15 досок изготовлены, - сообщил главный художник Новосибирска Юрий Бурика. - На днях специальная комиссия побывает на каждой станции метрополитена, чтобы принять окончательное решение о местах их размещения. А в конце декабря новосибирцы и гости города увидят памятные доски в вестибюлях станций метро».

 В башкирских автобусах появился бесплатный интернет

В Башкирии в автобусах главного государственного перевозчика республики появился бесплатный wi-fi интернет.

Теперь пассажиры могут пользоваться им в течение всей поездки. Об этом корреспонденту ИА REGNUM Новости сообщил официальный представитель компании «Башавтотранс».
«При определенных условиях скорость работы сети превышает 100 Мбит/сек, и каждый владелец смартфона, КПК, PSP и ноутбука может рассчитывать на качественную бесплатную связь, - рассказывает сотрудник компании-автоперевозчика.
- Пока интернет установлен в автобусах самого востребованного уфимскими студентами маршрута № 51. Эти машины идут через весь город. По пути следования автобусов с бесплатным выходом в сеть расположены все значимые вузы республики. Число автобусов с системой wi-fi планируется увеличивать, а в будущем попасть в мировую паутину через пассажирские машины «Башавтотранса» можно будет и в других городах республики».

 

 Отель-трамвай

Салон отеля-трамвая

В Голландии для туристов работает отель-трамвай под названием Controversy Tram Inn, сообщает сайт Туризм.Ру.

 

Он расположен в паре часов езды от Амстердама. Название этой мини-гостиницы навеяно альбомом знаменитого поп- и фанк-певца Принца (в переводе с английского языка слово controversy означает «разногласие»). Владельцы Controversy Tram Inn, взбалмошная голландская пара, на собственные средства отреставрировали несколько железнодорожных и трамвайных вагонов, которые использовались в Нидерландах и Германии в середине прошлого века, и, оснастивControversy Tram Inn их всеми необходимыми удобствами, открыли отель (кстати, сами хозяева оборудовали под свою спальню двухэтажный лондонский автобус). В отеле четыре тематических номера - итальянский, французский, английский и американский.
Для антуража на территории Controversy Tram Inn красуются модель истребителя МиГ, несколько старинных автомобилей (среди которых советский ЗИМ) и даже «летающая тарелка» (а на самом деле спасательный ботик с нефтяной платформы), в которой устроена библиотека.

 

 

Метро Нью-Йорка в шелке и металлеМетро Нью-Йорка в шелке и металле

Надо признать, не слишком часто общественный транспорт и, в частности, метро, вдохновляет дизайнеров на создание модной одежды или аксессуаров. Но вот недавно два дизайнера одновременно посвятили свои работы метро Нью-Йорка.

Что бы мы, жители города с метрополитеном, делали, если бы у нас под рукой не было схемы метро? Да, она есть и в самом метро, и просто на улицах, но порой нужно иметь ее под рукой. Это было бы чрезвычайно удобно! Дизайнеры думают точно также, сообщает сайт Культурология.ру.
Например, итальянец Massimo Vignelli создал платье с изображением карты нью-йоркской подземки.
Дизайнер посчитал, что схема метро будет отлично смотреться на платье. Интересно, что выбрана была подземка Нью-Йорка, а не метрополитен какого-то другого города. Само платье сделано из шелка и выполнено в светлых тонах. Ветки метро же, в свою очередь, раскрашены в соответствующие цвета - красный, желтый, зеленый, голубой, синий... Словом, платье точно нельзя назвать бледным.
Правда, сам автор признает, что оно не совсем практично - некоторые ветки расположены на спине.
Метро Нью-Йорка в шелке и металлеДругое дело - фэшн-новинка от Tiffany Burnette. Она придумала браслет, на который нанесены станции метро «Большого яблока». Конечно, достаточно тяжело уместить всю схему метрополитена на какой-то маленькой вещице, которая всегда с нами, но хотя бы ее часть - можно. Дизайнер посчитала, что пока этой частью суждено стать Манхэттену, потому что позже она, возможно, создаст и другие схемы. Воплощение идеи нашло свое отражение в украшении - как видим, в итоге получился браслет, на лицевой стороне которого и изображена схема метро Манхэттена. Забавно и вполне удобно для забывчивых людей - перед выходом на улицу, перед поездкой на метро достаточно лишь не забыть надеть браслет, а про карту можно и не вспоминать. Браслет специально сделан классическим, не разноцветным, а однотонным, к тому же из металла. Интересно, что на карте можно увидеть не только линии и станции, но еще и улицы с номерами домов. Нам, россиянам, тяжело разобраться во множестве переплетающихся линий, которые к тому же и одного цвета, но американцам, похоже, все нравится. Не известно, нравится ли им цена браслета, хотя за такую полезную и оригинальную вещь не жалко выложить 23 доллара, не так ли?
На своем сайте дизайнер спрашивает, будут ли у кого-то идеи и пожелания, и, конечно, многие уже заказывают карты метрополитенов своих городов. Пожалуй, на таком бизнесе можно неплохо заработать!
Конечно, определить нужное направление по таким схемам - что на платье, что на браслете
- сложновато. Во-первых, станция назначения вполне может оказаться на спине, что, мягко говоря, совсем не удобно. Во-вторых, какой-то девушке просто покажется крайне глупым носить платье с картой метро. Хотя все эти минусы появляются, если их искать специально. Да и относиться к этим вещам лучше с юмором. На самом же деле, идея довольно интересна и в некоторых случаях, пожалуй, практична. Все-таки ничего подобного нам видеть пока не приходилось, а значит, это уже инновация.
 

Наша антология

Лучше звонки трамвайные...

В 50-60-е годы прошедшего века в Ленинграде писал замечательные стихи поэт Роальд Мандельштам. Однофамилец знаменитого Осипа Мандельштама, Роальд не так широко известен российским почитателям поэзии. Он умер совсем молодым, в 29 лет. Поэт жил в центре города, очень любил и хорошо знал его, и основной темой его стихов был городской пейзаж. Удивительна его городская лирика - эмоциональная, трагическая... Петербургские ночи, дворы и одинокий трамвай. Да, именно трамвай как непременная часть городской среды живет во многих стихах Роальда Мандельштама...

 

Алый трамвай
Сон оборвался. Не кончен.
Хохот и каменный лай. -
В звёздную изморось ночи
Выброшен алый трамвай.

 

 

Пара пустых коридоров
Мчится один за другим.
В каждом - двойник командора
Холод гранитной ноги.

 

 

- Кто тут?
- Кондуктор могилы!
Молния взгляда черна.
Синее горло сдавила
Цепь золотого руна.

 

 

- Где я? (кондуктор хохочет)
Что это? Ад или рай?
- В звёздную изморось ночи -
Выброшен алый трамвай!

 

 

Кто остановит вагоны?
Нас закружило кольцо.
Мёртвой чугунной вороной
Ветер ударит в лицо.

 

 

Лопнул, как медная бочка,
Неба пылающий край.
В звёздную изморось ночи
Бросился алый трамвай!
             22.5.1955 г.

 

* * *

 

Заоблачный край разворочен,
Он как в лихорадке горит:
- В тяжелом дредноуте ночи
Взорвалась торпеда зари.

 

 

Разбита чернильная глыба!
И в синем квадрате окна
Всплывает, как мертвая рыба,
Убитая взрывом луна.

 

 

А снизу, где рельсы
схлестнулись,
И черств площадной каравай,
Сползла с колесованных улиц
Кровавая капля - трамвай.

 

* * *

Вечерами в застывших улицах
От наскучивших мыслей вдали,
Я люблю,
как навстречу щурятся
Близорукие фонари.

 

 

По деревьям садов
заснеженных,
По сугробам сырых дворов
Бродят тени,
такие нежные,

 

Так похожие на воров.

Я уйду в переулки синие,
Чтобы ветер приник к виску,
В синий вечер,
на крыши синие,
Я заброшу свою тоску.

 

 

Если умерло
все бескрайнее
На обломках забытых слов,
Право, лучше звонки
трамвайные
Измельчавших колоколов.
         Февраль 1954 г.

 Уже в нескольких номерах мы опубликовали стихи и песни, так или иначе связанные с темой транспорта. Предлагаем читателям газеты подключиться к пополнению нашей антологии.

 

WWW-обозрение

Мэр на велосипеде - хороший знак!

Канадский сайт http:// www.sierraclub.on.ca, на первый взгляд, не имеет прямого отношения к транспорту.

 

мэр городка Missisauga Хэзел Маккаллион на велосипедеЕго тема - защита окружающей среды, борьба за чистоту планеты во всех смыслах. Здесь есть разделы о переработке отходов, сохранении лесов и Великих Озер, популяризации использования альтернативных источников энергии. И, конечно, нашлось место борьбе за чистый воздух в городах. Благодаря активной деятельности природоохранной организации Sierra Club Ontario канадцы, по крайней мере, этого региона страны, активно поддерживают ставшее всемирным движение «22 сентября - в город без автомобиля».
«Когда 87-летний мэр городка Missisauga Хэзел Маккаллион приехал на работу в офис на велосипеде, проделав 7-километровый путь, это означало, что акция поддержки движения 22 сентября в 2008 году удалась!» - этими словами на сайте организации начинается рассказ о развитии движения Car Free Day (День без автомобиля).
Работа по популяризации движения в Канаде берет начало в 2001 году, когда организация впервые подключилась к международным акциям и организовала свои мероприятия. Не сразу, не мгновенно пришли понимание и поддержка властей. Год за годом, постепенно желание не зависеть от автомобиля разделяли все новые чиновники, и наконец и мэр Торонто, и все члены городской администрации стали активными участниками акций в поддержку движения. В прошедшем году День без автомобиля был наиболее ярким - в его мероприятиях участвовали свыше 100 тысяч человек! Спонсировало проведение акций министерство транспорта провинции Онтарио.
Представители организации Sierra Club Ontario с гордостью отмечают: движение за ограничение использования в городах личных автомобилей, начавшееся со скромных неофициальных мероприятий, шаг за шагом набирало силу, привлекало к участию все больше представителей властей и наконец превратилось за эти годы в неотъемлемую часть городской политики.
Первый День без автомобиля в Missisauga вызвал у руководителей города такой энтузиазм, что 1 июля уже нынешнего, 2009-го года, по их инициативе был проведен первый всеканадский День без автомобиля.
«Омнибус» постоянно рассказывает читателям о том, как в разных странах ширится движение «22 сентября - в город без автомобиля». В этом году в Car Free Day приняли участие уже жители более чем 2000 городов. В одном из ближайших номеров газеты мы планируем вновь обратиться к этой теме.