член Международного Союза общественного транспорта
ГАЗЕТА О ПАССАЖИРСКОМ ТРАНСПОРТЕ
ОСНОВАНА 22 СЕНТЯБРЯ 1995 ГОДА

Калейдоскоп N136 2011 год

Ветераны дорог

Эти автобусы уже давно не работают на маршрутах Северной столицы. Они остались в памяти людей, на фотоснимках, в кадрах кинохроники и в телерепортажах, а также в музейных коллекциях.

 

Ikarus 55 LuxНа балансе предприятия

 

Многие петербуржцы, наверное, помнят, как 5 лет назад, на 80-летие ленинградского-петербургского автобуса у нас в городе прошёл парад пассажирской автотехники. В нём приняли участие не только новые и характерные для того времени представители автобусного парка СПб ГУП «Пассажиравтотранс», но и несколько машин, перешедших в разряд ретро-техники.

 

Главным героем того парада стал междугородный автобус Ikarus 55 Lux, бережно восстановленный сотрудниками предприятия к круглой дате. 55-е «Икарусы» выпускались в Венгрии, поступали в СССР в период с 1961 по 1972 год и работали на междугородных маршрутах нашей страны вплоть до начала 1980-х. В России до наших дней сохранились всего два автобуса этой модели. Один из них находится в столичном музее пассажирского транспорта, второй - в Санкт-Петербурге. Восстановленные до оригинального состояния автобусы Ikarus 55 также есть в Эстонии, Германии и, естественно, Венгрии.

ЛАЗ-699РБуквально за несколько месяцев до празднования 80-летия в статус раритетов перешли автобусы ЛиАЗ-677М - их эксплуатация в СПб ГУП «Пассажиравтотранс» прекратилась в начале 2006 года. Один из последних представителей этой модели также принял участие в параде и остался в собрании музейных автобусов предприятия. Несмотря на то, что автобусы ЛиАЗ-677 различных модификаций производились в Ликино-Дулёво с 1967 по 1994 год и уже к концу своего выпуска морально устарели, их мелкосерийное производство на други х российских заводах продолжалось вплоть до начала 2000-х. И до сих пор есть города, где «Лиазы»-«луноходы» работают на городских маршрутах.

Третьим ретро-автобусом, восстановленным на предприятии, стал междугородник ЛАЗ-699Р. До середины 2000-х годов такие машины работали на коммерческих маршрутах Петербурга. А выпускались они без малого 40 лет - с 1964 по 2002 год (естественно, речь идёт о модели ЛАЗ-699 во всех различных вариациях). В некоторых регионах России и Украины эти автобусы и сейчас ещё используются в качестве междугородного транспорта, но их количество неуклонно снижается.

В запасниках СПб ГУП «Пассажиравтотранс» есть и другие автобусы, которые могут получить музейный статус. Это раритетные ЗиС-155, Ikarus 556 и Ikarus 620, менее редкие, но также уже важные для истории ЛАЗ-695Н и MAN SL200. В 7-м автобусном парке до наших дней сохранился последний петербургский Ikarus 260 (на котором, между прочим, автор данного материала 10 лет ездил в школу на 16-м маршруте). Осталось в городе ещё несколько автобусов Ikarus 280 - модели, которая, без сомнения, также должна занять достойное место в ряду музейной техники.

Под маркой Retro Bus

 

ЛиАЗ-677МПараллельно с формированием музейной коллекции государственного автоперевозчика старые автобусы начинают появляться и у частных лиц. В одном из номеров нашей газеты мы уже рассказывали о проекте Retro Bus - объединении петербургских энтузиастов, приобретающих старые автобусы и восстанавливающих их до оригинального внешнего вида с целью дальнейшей работы на экскурсионных и заказных поездках. Тогда речь шла только об одном автобусе ЛиАЗ-677М. Сейчас же у Фёдора Черноусова и его коллег по проекту уже в наличии два старых «Лиаза», один ЛАЗ-695Н и микроавтобус РАФ-2203.

Второй «луноход» поступил в частную петербургскую коллекцию осенью прошлого года. Автобус был доставлен из Пермского края, где он работал в качестве служебной развозки сотрудников Чусовского металлургического завода. Это не оригинальная машина ликинской сборки - изготовителем данного экземпляра является Борский авторемонтный завод, расположенный в Нижегородской области. Сейчас этот автобус подменяет первый ЛиАЗ-677М, приобретённый энтузиастами. Уже известная нашим постоянным читателям машина проходит капитально-восстановительный ремонт.

ЛАЗ-695НЛьвовский ретро-автобус появился в Санкт-Петербурге в конце марта 2011 года. Он был куплен в г. Нерехта Костромской области, а за свою долгую жизнь успел поработать не только в этом регионе, но и в Иваново, куда он прибыл с завода в далёком 1987 году. В мае в ходе ремонта автобус получил новую схему окраски с логотипами проекта Retro Bus. Позже все машины этой частной коллекции будут иметь схожий внешний вид.

Микроавтобусы РАФ-2203 «Латвия» в 1980-е годы и в начале 1990-х работали в Северной Столице в качестве маршрутных такси. «Рафик» 1994 года выпуска в комплектации «Люкс» раньше принадлежал одному из государственных предприятий Москвы, а в прошлом году переехал в Петербург. В салоне микроавтобуса установлены мягкие диваны-трансформеры. Сейчас эта машина также находится на капитально-восстановительном ремонте.

Для работы ретро-автобусов разработан целый ряд специальных экскурсионных маршрутов, рассказывающих о жизни Ленинграда - Санкт-Петербурга в различные периоды прошлого века. Названия этих экскурсий говорят сами за себя: «Блокадный Ленинград», «Ленинград Бродского», «От застоя к перестройке», «Ленинградский андеграунд», «Бандитский Петербург». Также возможен заказ старых автобусов туристическими компаниями, производителями кинофильмов и сериалов, индивидуальными заказчиками для проведения праздничных мероприятий.

В планах энтузиастов - восстановление всей имеющейся техники до оригинального внешнего вида (с использованием символики проекта), а также расширение парка автобусов за счёт машин ЛАЗ-697, ПАЗ-672 и Ikarus 260.
 
На снимках:
1. Ikarus 55 Lux
2. ЛАЗ-699Р
3. ЛиАЗ-677М
4. ЛАЗ-695Н
Олег БОДНЯ
Фото автора

«Автобус будущего»

Городской конкурс детского рисунка с таким названием был проведён в мае этого года СПб ГУП «Пассажиравтотранс» при поддержке Комитета по образованию администрации г. Санкт-Петербурга.

 

Автобус будущегоВ конкурсе приняли участие воспитанники детских домов двух возрастных категорий: от 7 до 13 и от 14 до 17 лет. Оценивались качество работы и её оригинальность, технику исполнения юные художники выбирали сами. Для полёта фантазии ограничений тоже не было: нужно было лишь представить, как автобус будет выглядеть через десять, двадцать или даже пятьдесят лет.


Первый этап конкурса прошёл на базе восьми детских домов, подавших заявку на участие. На второй, городской этап были допущены 34 работы, из которых жюри и выбрало лучшие. Яркие и запоминающиеся рисунки вполне отразили главную тему. Участники конкурса вывели автобус на околоземную орбиту, погрузили в морские глубины, придали ему футуристический дизайн. И даже самые маленькие художники смогли точно и красиво нарисовать автобусы, уделив внимание их внешнему виду и конструкции.


До момента оглашения итогов конкурса и награждения его победителей на первом этаже административного здания предприятия была организована символическая выставка. На ней можно было увидеть все работы и понять, какой нёлегкий выбор стоял перед жюри.

 
Автобус будущего
 
Автобус будущего


Победителями конкурса стали:
Среди детей в возрасте от 7 до 13 лет:
I место - Анастасия Рощина, воспитанница детского дома №3;
II место - Виктор Коршунов, воспитанник детского дома №1;
III место - Дарья Седова, воспитанница средней школы №46.

 

Среди детей в возрасте от 14 до 17 лет:
I место - Мария Пасхина, воспитанница средней школы №46;
II место - Владимир Боримский, воспитанник школы-интерната №24;
III место - Мария Ерастова, воспитанница детского дома-школы №27.

 

Лучшие рисунки украсят борта и салоны автобусов на маршрутах СПб ГУП «Пассажиравтотранс». Детские учреждения, воспитанники которых заняли первое место, получат в подарок автобусную экскурсию.


Конкурс детского рисунка стал первым из мероприятий, приуроченных к 85-летию открытия регулярного автобусного движения в нашем городе.

 

 

Наша антология

 

К сожалению, множество «взрослых» стихов, посвящённых автобусу, обязаны своим появлением ощущению дискомфорта после поездок в них в час «пик». Детской же классикой стала азбука в стихах и картинках Самуила Маршака. Поведение зверей от Б до Я подозрительно похоже на поведение некоторых пассажиров, так что призыв поэта быть вежливыми актуален и сегодня, и не только для детей.

 

Автобус номер двадцать шесть

 

Самуил МАРШАК

 

Автобус номер двадцать шесть.

Баран успел в автобус влезть,

Верблюд вошёл, и волк, и вол.

Гиппопотам, пыхтя, вошёл.

 

Дельфин не мог вползти в вагон.

Енот не может выйти вон.

Жираф — как дёрнет за звонок:

Змею он принял за шнурок.

 

Индюк спросил: — Который час? —

Козёл сказал: — Не слышу вас. —

Лиса сказала: — Скоро семь. —

Медведь сказал: — Я всех вас съем!

 

Навозный жук жужжит: — Боюсь! —

Орёл сказал: — А ты не трусь! —

Петух пропел: — Какой герой! —

Рысь проворчала: — Рот закрой!

 

Свинья заспорила с ежом.

Тюлень поссорился с моржом,

Удав кольцом сдавил свинью.

Фазан забился под скамью.

 

Хорёк за хвост цыпленка — хвать!

Цыплёнок бросился бежать.

Червяк подумал, что за ним.

Шмель прожужжал ему: — Бежим!

 

Щегол уселся на окно.

Выпь говорит, что ей темно.

Эму сказал: — Закрыл он свет!

Юрок и дрозд сказали: — Нет!

 

Як промычал, пройдя вперёд:

- Автобус дальше не пойдёт!

 

***

Прочтите сказку эту, дети.

Расскажет весело она,

Какие звери есть на свете

И как писать их имена.

 

Когда в автобусе мы едем

Или в вагоне под землёй,

Не будь ежом, не будь медведем,

Не будь удавом и свиньёй!