Журнал ''Пантограф''
член Международного Союза общественного транспорта
ГАЗЕТА О ПАССАЖИРСКОМ ТРАНСПОРТЕ
ОСНОВАНА 22 СЕНТЯБРЯ 1995 ГОДА

Производство

«Метровагонмаш»: новая продукция и перспективные разработки

18 апреля 2012 года на подмосковном предприятии «Метровагонмаш» состоялся пресс-тур, посвящённый началу серийного выпуска вагонов метрополитена новых серий 81-760 и 81-761.

 

Новый вагон модели 81-760 для Московского метрополитена

 Первый опытный состав из вагонов новой линейки был представлен пассажирам 15 мая 2010 года на станции «Марьина Роща» в честь празднования 75-летия московского метрополитена. В течение 1,5 лет этот состав проходил сертификационные испытания в депо «Варшавское» и на линиях «подземки». В рамках программы по полному обновлению парка подвижного состава Калининской линии в 2012 году предусмотрено произвести и поставить 30 8-вагонных составов новой модели, а также 6 составов для Замоскворецкой и 4 для Серпуховско-Тимирязевской линии. Глобальные поставки вагонов моделей 81-760/761 предусмотрены и на следующий, 2013-й год.


Новые вагоны имеют ряд заметных отличий от тех, которые «Метровагонмаш» производил ранее. Среди них: модульность конструкции, позволяющая изготавливать широкий спектр модификаций вагонов в зависимости от требования заказчика, новый комплекс кондиционирования с системой обеззараживания подаваемого воздуха, современная информационная система с ЖК-дисплеями и блоками подсветки рекламы, новая система управления тяговым приводом, аварийный торцевой выход из кабины машиниста на путь и многое другое. При проектировании новой линейки вагонов основной задачей у мытищинских конструкторов была разработка современного подвижного состава классической длины (20 метров) с использованием имеющихся наработок и инженерных решений от вагонов метрополитена моделей 81-740/741 «Русич». «Русичи», созданные для движения по линиям лёгкого метро, не могли удовлетворять в полном объеме требованиям обычного, глубокого метрополитена в виду нестандартной длины, отсутствия аварийного выхода и прочих особенностей конструкции.

Производство вагонов метро начинается с заготовительного участка, где выпускают детали кузова, интерьера и подвагонного оборудования. В кузовном цехе полученные детали и узлы свариваются с помощью специальных устройств, зажимов и шаблонов и превращаются в кузов будущего вагона. Следующим этапом является малярный цех, где сваренный кузов покрывается грунтовкой, противопожарной мастикой и высококачественным лакокрасочным покрытием. Покрашенные вагоны на специальных технологических тележках перекатываются уже непосредственно в цех сборки, который напоминает автомобильный конвейер. Работники слесарного участка осуществляют монтаж стёкол, элементов интерьера салона и кабины машиниста, навешивают двери и монтируют блоки кондиционирования. На участке пневматики осуществляется монтаж ответственных пневматических систем для тормозов и других потребителей сжатого воздуха, а также направляющих для размещения проводки. Третьей важной составляющей сборочного процесса является установка электрооборудования - этими работами занимаются специалисты электромонтажного участка. Спустя несколько дней с момента прихода кузова из малярного цеха у выходных ворот сборочного цеха уже стоит готовый вагон, который в конце монтажных работ ставят на постоянные моторные тележки.

Сочленённый вагон 81-740.2Б для софийского метроПрежде чем новый вагон покинет завод, должна пройти его наладка и проверка работы всех систем. ОАО «Метровагонмаш» имеет свою собственную обкаточную электрифицированную линию. На крышу готового состава из новых вагонов краном устанавливается токоприёмник с подачей высокого напряжения на токосъёмники тележек, затем проводится обкатка состава в основных режимах. После подписания актов сдачи-приёмки сплотка из новых вагонов передаётся по сети железных дорог к заказчику.

Несмотря на начало серийного выпуска новых вагонов метро, завод продолжает производить классические вагоны моделей 81-717.5М/714.5М и сочленённые «Русичи». Помимо этого мытищинские вагоностроители изготавливают кузова для своего дочернего предприятия - Октябрьского элетровагоноремонтного завода (ОЭРВЗ), расположенного в Санкт-Петербурге, которое занимается сборкой новых вагонов для Петербургского метрополитена.

Помимо производства подвижного состава для метрополитенов «Метровагонмаш» осуществляет выпуск рельсовых автобусов, призванных заменить устаревшие дизель-поезда Венгерского и Рижского производства, обслуживающие неэлектрифицированные железнодорожные линии, включая малодеятельные участки.

Основной моделью дизельных поездов является рельсовый автобус модели РА-2, который может производиться как в односекционном, так и в многосекционном вариантах. Опыт эксплуатации на сетях Российских железных дорог показал достаточно большую экономическую целесообразность данного вида рельсового транспорта. Также в цехах завода идёт изготовление большой партии дизельных поездов для Сербских железных дорог. Особенностью данных поездов является европейский габарит, современная стеклопластиковая маска кабины машиниста, эргономичный салон с возможностью комфортной перевозки велосипедов и людей маломобильной группы. Конструкторское бюро завода ведёт разработку нового поколения рельсовых автобусов под условным названием РА-3. Новый перспективный поезд будет иметь модульную конструкцию, позволяющую устанавливать на состав как электрический привод от магистральной контактной сети, так и дизель-генераторную установку благодаря наличию так называемой бустерной вставки. Первые испытания дизельного поезда серии РА-3 запланированы на 2013 год.

География поставок продукции ОАО «Метровагонмаш» очень широкая: вагоны метро поставляются практически во все метрополитены России, а также в Киев, Минск, Баку и Софию, дизель-поезда работают на железных дорогах России, Украины, Литвы и Сербии. Для метрополитена столицы Болгарии мытищинские вагоностроители изготовляют специальную модификацию «Русичей» - 81-740.2Б/741.2Б. Эти вагоны хорошо зарекомендовали себя за несколько лет эксплуатации в софийском метрополитене.

Мытищинский завод является современным машиностроительным предприятием в сфере производства рельсового транспорта с высокой степенью механизации, автоматизации и культуры производства. «Метровагонмаш» выпускает вагоны метро с 1934 года, являясь одним из старейших предприятий отрасли. Идя в ногу со временем, подмосковное предприятие не останавливается на месте, что, безусловно, очень радует, учитывая периодически возникающие условия экономической нестабильности.

 

На снимках:

  1. Новый вагон модели 81-760 для Московского метрополитена
  2. Сочленённый вагон 81-740.2Б для софийского метро

Дмитрий ГРАФОВ
Фото автора

 

«Уралвагонзавод» и Bombardier показали городской транспорт будущего

Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод» и фирма Bombardier Transportation на международной выставке-форуме «Иннопром-2012» представили экспозицию под названием «Городской транспорт будущего».


Выставка прошла с 12 по 15 июля в Екатеринбурге. В рамках деловой программы форума состоялось подписание пакета соглашений между «Уралвагонзаводом» и крупнейшей мировой машиностроительной корпорацией Bombardier. В мероприятии приняли участие генеральный директор корпорации «УВЗ» Олег Сиенко и Андрэ Наввари, президент и главный управляющий директор Bombardier Transportation. Соглашение предполагает трансфер в Россию современных технологий производства, обучение персонала на европейских заводах Bombardier, совместное проектирование и организацию процессов по выпуску на территории России вагонов метро и трамваев.

В экспозиции «Городской транспорт будущего» был представлен образец полноразмерной кабины низкопольного трамвая Bombardier Flexity, основными особенностями которого являются эксплуатационная эффективность, комфортный пассажирский салон, лёгкий доступ для пассажиров с детьми и на инвалидных колясках, а также хорошая динамическая устойчивость, снижение шума и износа колес, улучшение и сокращение обслуживания. Также на стенде можно было увидеть уменьшенные копии вагонов метро и других трамваев Bombardier.

Корпорация «Уралвагонзавод», в свою очередь, впервые выставила на открытой площадке трамвай модели 71-409 разработки завода «Уралтрансмаш» - трехсекционный низкопольный сочленённый вагон повышенной вместимости, комфортный и удобный в использовании пассажирами с ограниченными физическими возможностями.

Появление в России современных и передовых вагонов метро и трамваев станет мощным толчком в развитии этой сферы транспортного машиностроения и позволит преобразовать внешний облик крупных городов, что приобретает особую актуальность в преддверие предстоящего Чемпионата Мира по футболу в 2018 году.

По материалам пресс-службы УВЗ

Зелёный свет для «Сбербаса»

В рамках 10-й юбилейной Сбербанкиады, прошедшей в июле в Казани, был представлен полнофункциональный мобильный офис «Сбербанка», созданный на базе туристического автобуса «Дельфин».

 

мобильный офис СбербанкаВ качестве партнёра для реализации уникального проекта по созданию мобильных офисов Сбербанк выбрал холдинг Volgabus, обладающий многолетним опытом по выпуску машин специального назначения. По запросу «Сбербанка» специалистами группы компаний «Волгабас» в кратчайшие сроки был разработан индивидуальный проект, сочетающий в себе функциональность и комфорт для клиентов, а также работников банка.


Первый мобильный офис произведён на базе туристического автобуса «Дельфин». Этот лайнер отличается передовым дизайном, современной агрегатной базой и уникальными технологическими решениями. Автобус полностью автономен. Он представляет собой оптимальное решение для обслуживания массовых мероприятий (спортивные соревнования, концерты звёзд, бизнес-форумы).


В мобильном офисе можно воспользоваться услугами банкомата и платёжного терминала. Однако наиболее перспективным для «Сбербанка» является работа с клиентами через консультанта, для которого в клиентской зоне организовано рабочее место. Срок окупаемости такого автобуса составляет всего 3 года. Это в 2-3 раза меньше, чем у стационарных офисов.


В «Сбербасе» созданы максимально комфортные условия: климат-контроль, приятное для глаз освещение, экран с информацией об услугах банка, удобный диван для ожидания. Чтобы избежать очереди, предусмотрена инсталляция дополнительного банкомата в специальном отсеке снаружи автобуса.


Служебная зона для персонала оборудована всем необходимым для длительного путешествия. Здесь есть мини-кухня, санузел, компьютер с выходом в Интернет. В задней части салона предусмотрен отсек со спальным местом.


В настоящее время компания «Волгабас» готовит новую модификацию мобильного офиса на базе автобуса среднего класса «Ритмикс». Эта машина более экономична и обладает повышенной проходимостью, что является важным преимуществом при обслуживании клиентов в регионах. Такой автобус мобилен, способен оперативно передвигаться и незаменим как при работе в малых населённых пунктах, так и в случаях возникновения внештатных ситуаций.

 

По материалам пресс-службы ГК «Волгабас»