член Международного Союза общественного транспорта
ГАЗЕТА О ПАССАЖИРСКОМ ТРАНСПОРТЕ
ОСНОВАНА 22 СЕНТЯБРЯ 1995 ГОДА

Производство N 133 2010 год

«Музей-передвижник» от «Волжанина»

Повод в очередной раз задуматься о том, как быстро летит время, предоставил этим летом журналистам ведущих автотранспортных изданий автобусный завод «Волжанин». Внезапно (сейчас это слово довольно модно употреблять в Интернете и в личных беседах) выяснилось, что прошло 15 лет с выпуска первого волжского автобуса собственной разработки.
Волжанин-5270А ведь вроде ещё совсем недавно я, будучи ещё студентом, во время подготовки к сдаче экзамена на вождение заметил на одном из городских маршрутов Санкт-Петербурга новые автобусы с рекламной надписью «Волжанин» на весь кузов. Это были такие же машины модели 5270, как и «юбиляр», фото которого вынесено в заголовок материала. Отличие их было в том, что они были немного моложе - 1999-2000 годов выпуска, с заводскими номерами из первого и второго десятков.
Справедливости ради стоит отметить, что показанный журналистам автобус также не является самым первым в собственном модельном ряду «Волжанина». Машина имеет заводской номер 4, а в качестве года выпуска на заводской табличке автобуса указан 1998-й. И вообще, модель 5270 - вторая в ряду оригинальных разработок волжского завода. До неё ещё был Волжанин-5268 - первый российский «междугородник», выпущенный всего в количестве трёх экземпляров.
Совсем уж дотошные любители истории автотранспорта могут сказать: мол, как же так, первые автобусы марки «Волжанин» вышли из стен предприятия ещё в 1993 году! Это действительно так, но вот только это были машины модели ЛиАЗ-5256, собранные на волжском заводе в рамках давно уже забытой производственной ассоциации «Автобус». По всем документам эти машины проходили именно как разработка ликинского завода, несмотря на то, что в Волжском было создано несколько новых модификаций модели 5256. В общем, считать «Лиазы» волжской сборки полноценными «Волжанинами» неверно. Это официальная позиция завода, и придётся нам с ней считаться.
Но вернёмся к нашему «юбиляру». Несмотря на свой возраст (12 лет для автобуса - уже повод для «выхода на пенсию»), это вполне «рабочая лошадка». Автор материала смог убедиться в этом лично - правда, в роли пассажира. Резюмирую: динамика у «Волжанина»-«пенсионера» - что надо, пассажирский салон сохранился весьма неплохо. Вероятно, хорошее состояние кузова и агрегатов, а также доступность машины (автобус принадлежит автоколонне №1732, с которой «Волжанин» плотно сотрудничает с первых дней работы) и стали основными причинами того, что именно этому экземпляру выпала великая честь - не только представлять первое поколение волжских автобусов перед журналистами, но и стать передвижным музеем завода. И это только первая «ласточка». В более отдалённых планах команды «Волжанина» - создание полноценной музейной экспозиции на территории предприятия. Повторюсь, что пока это только планы, но, думаю, никто не будет со мной спорить, что история волжского автобусного завода, как, впрочем, и большинства других отечественных автопроизводителей, достойна того, чтобы быть увековеченной в виде собственного музея.
Кстати, об истории. В ходе 7-й конференции для специализированных СМИ сотрудники пресс-службы «Волжанина» представили журналистам также краткое «резюме» уже почти 17-летней деятельности завода. Давайте вместе проследим все этапы его становления - можно даже сказать, «взросления».
 автобусы  Волжанин    на автополигоне НИЦИАМТ ФГУП «НАМИ» г. ДмитровО самом первом этапе уже было упомянуто выше. 1993 год - начало работы автобусного производства «Волжанин», создание «БронеЛиаза». Именно такое название на заводе получила модернизированная версия ликинской модели 5256 - за усиленную раму с двойной антикоррозионной обработкой, каркас кузова из «корабельной» низколегированной стали и обшивку из оцинковки. Широкий выбор отечественных и импортных силовых агрегатов и КПП стал хорошим подспорьем для эксплуатационников. Кстати, «Волжанин» стал одним из первых российских автозаводов, устанавливающих в свою продукцию комплектующие ведущих мировых производителей.
Следующий этап - появление собственных разработок. В 1995-1997 годах увидели свет опытные автобусы моделей 5268 и 5270. С 1999 года началось серийное производство модели 5270, причём сразу в трёх модификациях: городской (собственно, 5270), пригородной (52701) и междугородной (52702). Также в 1999 году была разработана северная модификация автобуса Волжанин-5270 - с дополнительной теплоизоляцией, стеклопакетами и «тепловыми пушками» в пассажирском салоне.
2002 год ознаменовался появлением в «линейке» завода туристического лайнера. Двухосный автобус Волжанин-5285 уже на следующий год получил «брата-близнеца». Им стал первый российский трёхосный туристический автобус Волжанин-6216. И если старшему «брату» повезло больше - автобусов модели 5285 на данный момент выпущено больше сотни, то звезда младшего зажглась только в прошлом году - серийный выпуск автобусов модели 6216 начался благодаря программе госзаказов. К сожалению, новые «туристы» повышенной вместимости сейчас большинству российских автоперевозчиков не по карману.
Зато «попаданием в десятку» стала другая модель волжского завода, также увидевшая свет в 2003 году. Речь идёт про «городскую электричку», автобус Волжанин-6270. Этот трёхосный 15-метровый «длинномер», созданный в различных модификациях (с собственным шасси и на шасси Scania, компоновки Low Entry и Low Floor), разошёлся по стране в количестве 200 экземпляров. Вроде и не так уж много, но если прибавить к этому числу ещё более трёхсот машин «СитиРитм-15», ставших «правопреемниками» модели 6270, то получается намного более солидная цифра.
Очередным этапным годом в истории «Волжанина» стал 2007-й. Именно этим годом датируется начало серийного производства 12- и 15-метровых городских автобусов марки «СитиРитм». Основные отличия нового модельного ряда: кузов из алюминиевого сплава, 100%-ная низкопольность, современный дизайн. Последняя на данный момент важная дата в истории волжского завода - апрель 2008 года. В этом месяце широкой публике была впервые представлена новая оригинальная разработка специалистов предприятия - туристический лайнер «Дельфин».
Вот так, вкратце мы проследили всю «биографию» автобусного завода из города Волжского - исключительно с точки зрения расширения и модернизации основного модельного ряда, не затрагивая многие другие аспекты жизни предприятия. Но, подводя итоги прожитого, есть смысл задуматься и о будущем. Так как 15 лет (или 17, как кому будет угодно) - это возраст юношества и здоровых амбиций, то и «Волжанин» ставит перед собой амбициозные задачи. Главная - это создание 18-метрового городского сочленённого автобуса семейства «СитиРитм». Кроме того, технические специалисты «Волжанина» продолжают работу над проектами машин, использующих для движения альтернативные виды топлива (гибридные автобусы, электробусы). Поэтому можно с уверенностью сказать: повод для нового рассказа о волжском автобусном заводе найдётся, и, скорее всего, не один.

На снимках:
1. Волжанин-5270
2. «Социальное такси» на базе автобуса Волжанин-6216, «юбиляр», междугородный Волжанин-5285 и «СитиРитм-12» на автополигоне НИЦИАМТ ФГУП «НАМИ» (г. Дмитров)

Олег БОДНЯ. Фото автора

 

Алексей Анатольевич БакулинОт первого лица

Алексей Анатольевич Бакулин, Генеральный директор группы компаний «Волжанин»:

 

- Я, наверное, оставил бы для будущего музея все модели автобусов, которые выпускались на нашем заводе. Потому что при создании каждой модели мы прошли через проблемы, вопросы, радость. В первую очередь, радость открытий, нововведений. И история завода последних 15 лет - это история открытий. Мы их делали для себя, как Жюль Верн - не выходя из кабинета, т. е., не выходя с автобусного завода. Открывали для себя автобусный мир, который формировался 100 лет, а мы должны были пройти этот путь за 15 лет. С каждой машиной связаны люди, команда, идеи, «проколы», ночные прорывы, призы на выставках. Это всё найдет своё отражение в будущем музее. Но так как «Волжанин» - молодое предприятие, то до такого количества экспонатов мы пока не доросли. Тем не менее, свой первый автобус мы точно сохраним для музея!

 
 

Низкопольный трамвай от «Уралтрансмаша»

В феврале в Нижний Тагил на испытания поступил опытный образец низкопольного трамвая модели 71-407 производства екатеринбургского завода «Уралтрансмаш».

 

Как сообщает газета «Машиностроитель», от своих предшественниц модель 71-407 отличается наличием низкопольной части, составляющей 39 процентов от общей площади пассажирского салона. Изготовление таких трамваев является настоятельным требованием рынка. Они удобны для перевозки инвалидов, пожилых людей, пассажиров с детьми. Кроме того, низкая площадка позволяет ускорить процесс посадки-высадки на остановках.

 

Дизайн нового вагона похож на тот, что имеет модель 71-405, находящаяся в серийном производстве, но есть и некоторые доработки. Например, увеличена площадь окон с тонированными стёклами. Использованы технические решения, делающие трамвай более удобным в обслуживании и эксплуатации.

 

Новый трамвай был впервые показан ещё в сентябре 2009 года на выставке «Магистраль». В Нижнем Тагиле вагон прошёл комплекс испытаний, был принят межведомственной комиссией и рекомендован к серийном производству. В конце июня трамвай был возвращён на завод, а в сентябре 2010 года поступил на опытную эксплуатацию в Пермь.