член Международного Союза общественного транспорта
ГАЗЕТА О ПАССАЖИРСКОМ ТРАНСПОРТЕ
ОСНОВАНА 22 СЕНТЯБРЯ 1995 ГОДА

Производство N136 2011 год

Наши автобусы

Городские и пригородные социальные маршруты Северной столицы обслуживают около 2500 автобусов. Большинство из них принадлежит СПб ГУП «Пассажиравтотранс». Ежедневно основное городское автопредприятие выпускает на петербургские маршруты 1200 транспортных средств большой и особо большой вместимости при парке в 1500 пассажирских машин. Ещё около сотни автобусов «Пассажиравтотранса» задействовано для работы на междугородных и международных маршрутах, а также для перевозки школьников.

 

Автобусы СПб ГУП «Пассажиравтотранс»2010 год стал годом самого масштабного обновления автобусного парка СПб ГУП «Пассажиравтотранс» за последние 5 лет. На петербургские маршруты вышли 452 новых автобуса российского производства. Кроме того, на предприятии была сформирована колонна из 19 автобусов ЛиАЗ-5256, предназначенных для перевозки детей. Эти машины хорошо зарекомендовали себя, доставляя юных горожан к местам отдыха.

 

Закупка новых автобусов - важная составляющая успешной работы предприятия в сфере пассажирских перевозок. СПб ГУП «Пассажиравтотранс» намерено развиваться, улучшать качество оказываемых услуг, и новый подвижной состав, безусловно, сыграет в этом процессе важную роль.

 

Новые автобусы, приобретаемые для работы на маршрутах Санкт-Петербурга, отвечают всем современным требованиям. Они оснащены двигателями экологического стандарта Euro-3, автоматическими коробками передач, имеют низкий уровень пола и дополнительно оборудованы аппарелью для въезда и выезда инвалидов на колясках. Для создания удобных условий работы водителей в кабинах новых автобусов устанавливаются кондиционеры.

 

Вся техника, поступившая в автобусные парки города в 2010 году, снабжена электронными маршрутными указателями и автоинформаторами с возможностью передачи как голосовых, так и визуальных сообщений о текущей и следующей остановке. При изменении маршрутов информация оперативно обновляется. Теперь пассажиры точно не проедут свою остановку. Водитель по громкой связи также может сам озвучить важную информацию.

 

Новые транспортные средства соответствуют и всем требованиям пожарной безопасности. Важным техническим новшеством является наличие автоматической системы пожаротушения моторного отсека. В случае появления дыма или огня водитель специальной клавишей приводит в действие систему тушения. Также предусмотрено подавление очага возгорания автоматически, без вмешательства водителя.

 

Автобусы ЛиАЗ-6213

Сочленённые «длинномеры»

 

Признаком любого мегаполиса являются пассажирские транспортные средства особо большой вместимости, позволяющие перевезти в своём салоне более 150 человек. Обычно это машины длиной 18 метров, состоящие из двух секций, соединённых с помощью сочленения специальной конструкции. В Петербурге представителями этого класса транспортных средств стали автобусы ЛиАЗ-6213 производства Ликинского автобусного завода.


Высота от уровня пола до дорожного полотна в этих машинах составляет всего 325 мм. Это позволяет обеспечить быструю посадку и высадку пассажиров на остановках, это удобно для пожилых людей. Ещё одно достоинство ЛиАЗ-6213 - вместительный пассажирский салон. Сиденья в этих транспортных средствах выполнены из антивандального материала, что значительно продлевает их срок эксплуатации.


Особенностью ЛиАЗ-6213 является сложный по конструкции узел сочленения. Поворотный механизм разработан немецкой фирмой Hübner, которая имеет многолетний опыт работы в этой отрасли. Механизм надёжен и долговечен, управляется с помощью электроники. Маневренность «гармошки» на трассе высокая, т.к. положение секций автобуса относительно друг друга регулируется в трёх плоскостях.


Автобусы ЛиАЗ-6213 используются на маршрутах с высоким пассажиропотоком. Они позволяют вместить в 1,5 раза больше пассажиров, чем обычный 12-метровый автобус. Есть у этих машин и высокопольный аналог - модель ЛиАЗ-6212. Такие автобусы также широко распространены в Северной столице.

 

«СитиРитм-15» на Невском проспектеВ городском ритме

 

В Санкт-Петербурге работают «длинномеры» ещё одного производителя - автобусного завода «Волжанин». Это 15-метровые трёхосные несочленённые машины моделей Волжанин-6270 и «СитиРитм-15».


Волжские городские 15-метровые автобусы неоднократно признавалась различными экспертными советами лучшими отечественными автобусами. Эти транспортные средства отличаются устойчивостью даже на дорожном покрытии, далёком от идеального. «СитиРитм-15» - относительно новая разработка завода, низкопольный автобус с каркасом из алюминиевого сплава. Волжанин-6270 - машина особо большой вместимости стандартной конструкции и компоновки, выпускаемая в различных модификациях, как с низким, так и с высоким уровнем пола. 12-метровые аналоги этих автобусов, «СитиРитм-12» и Волжанин-5270, также курсируют по улицам города.

 

НефАЗ-5299 на Петергофском шоссеАвтобусы из Нефтекамска

 

В прошлом году в Санкт-Петербург поступила большая партия автобусов НефАЗ-5299-30-32. Эти 12-метровые машины производятся на Нефтекамском автозаводе с использованием шасси КАМАЗ. Они хорошо зарекомендовали себя в эксплуатации, стандартная длина кузова и высокая маневренность позволяют использовать их на узких городских улицах.


Автобусы НефАЗ-5299-30-32 имеют одно существенное отличие от аналогов, работающих в СПб ГУП «Пассажиравтотранс» - частично низкопольную схему компоновки пассажирского салона. Ведущий мост у этих автобусов обычный, не портального типа, из-за чего в задней части салона сделано повышение уровня пола до стандартной величины. В районе передней и средней дверей пол низкий, благодаря чему автобус остаётся удобным для пожилых людей и пассажиров с детскими и инвалидными колясками.


Стоит также отметить, что напольное покрытие салона автобусов НефАЗ-5299 изготовлено из противоскользящего материала, который обеспечивает надёжный контакт с полом любой обуви при любой погоде. Полумягкие сиденья, обшитые специальной тканью, также можно назвать удобными.

 

Автобус Scania OmniLink«Скании» на маршрутах

 

Успешно предприятие использует и автобусы более ранних поставок, в том числе «европейцев» Scania OmniLink. Машины этой модели являются одним из самых востребованных продуктов компании Scania, их закупают города многих стран Европы. Автобусы Scania OmniLink отличаются оригинальным внешним видом, высокой надёжностью, удобством для пассажиров. Также как и «Нефазы», «Скании» сделаны по частично низкопольной схеме. Плоский и ровный пол между первыми двумя дверьми даёт возможность пассажирам свободно перемещаться в передней части автобуса и не загораживать обзор сидящим сзади. Пассажирский салон «Сканий» устроен таким образом, чтобы была возможность разместить как можно больше сидений по направлению движения и были отдельные места для пожилых и инвалидов. У дверей автобусов Scania OmniLink есть особенность - при открытии они позволяют максимально использовать пространство дверного проема, что ускоряет посадку-высадку пассажиров.

 

С эмблемой МАЗ

 

На балансе СПб ГУП «Пассажиравтотранс» есть и автобусы, выпущенные на Минском автозаводе. Это городские 12-метровые машины МАЗ-103, сочлененные 18-метровые МАЗ-105, а также более новые модели. В 2009 году в Северную столицу поступили четыре трёхосных автобуса МАЗ-107 с новой передней и задней облицовкой, а также один МАЗ-203 - представитель второго поколения минских автобусов.

 

Автобус ЛиАЗ-5256Городские трудяги

 

Говоря об автобусах, работающих на петербургских улицах, невозможно не упомянуть машины модели ЛиАЗ-5256. В первой половине 2000-х годов они пришли на смену «Лиазам» и «Лазам» советской разработки, а также наиболее старым «Икарусам». Постепенно ЛиАЗ-5256 стали основой парка СПб ГУП «Пассажиравтотранс». Сейчас уже подошло время списания наиболее старых экземпляров этой модели. Но ещё в течение нескольких лет эти трудяги, пусть и не слишком эффектно выглядящие, но по-своему удобные, будут возить пассажиров на маршрутах со средним и невысоким пассажиропотоком.

 

На межгородеMAN Lion's Classic «Наша поэзия»

 

Петербургские автобусы, как и раньше, продолжают трудиться на междугородных рейсах. Сейчас на маршрутах, соединяющих Северную столицу с другими городами нашей страны, работают комфортабельные лайнеры отечественного и зарубежного производства. Это автобусы «Волжанин» моделей 5285 и 5270.22, а также новое приобретение СПб ГУП «Пассажиравтотранс» - машины MAN Lion's Classic. В начале этого года некоторые автобусы MAN получили оригинальное тематическое наружное оформление, посвящённое Санкт-Петербургу и его знаменитым пригородам, Дню Победы, юбилею предприятия.

 

Автобус для перевозки детей на Исаакиевской площадиВсё лучшее - для детей!

 

Как уже было упомянуто в начале материала, в 2010 году предприятие получило в своё распоряжение 19 новых автобусов, предназначенных для перевозки организованных групп детей. Эти машины были приобретены за счёт городского бюджета и отвечают всем жёстким требованиям, предъявляемым для транспортных средств, используемых в качестве школьных развозок. В частности, на автобусах предусмотрена возможность ограничения максимальной скорости до 60 км/ч. Они оснащены антиблокировочной системой тормозов, пассажирские сидения оборудованы ремнями безопасности. В каждом поперечном ряду сидений установлена кнопка «Просьба об остановке» для непредвиденных ситуаций. Для удобства входа и выхода детей на автобусах смонтирована дополнительная выдвижная ступенька. Теперь в поездках юные пассажиры чувствуют себя максимально комфортно и безопасно.

 

На снимках:

1. Заглавная (без подписи)
2. Автобусы ЛиАЗ-6213
3. «СитиРитм-15» на Невском проспекте
4. НефАЗ-5299 на Петергофском шоссе
5. Автобус Scania OmniLink
6. Автобус ЛиАЗ-5256
7. MAN Lion's Classic «Наша поэзия»
8. Автобус для перевозки детей на Исаакиевской площади

Фотографии Евгения БУЮКЛИ, Олега БОДНИ
и из архива СПб ГУП «Пассажиравтотранс»