член Международного Союза общественного транспорта
ГАЗЕТА О ПАССАЖИРСКОМ ТРАНСПОРТЕ
ОСНОВАНА 22 СЕНТЯБРЯ 1995 ГОДА

Производство N137 2011 год

«Ритмикс», младший брат «СитиРитма»

Автобусный завод «Волжанин» в первую очередь известен как производитель транспортных средств большой и особо большой вместимости. Выпуск автобусов малой вместимости (модели 3290 и её модификаций) на волжском заводе по разным причинам не выходил за рамки мелкосерийной сборки, ну а машины среднего класса (от 46 до 80 мест) предприятием не изготавливались вовсе - за исключением одного опытного образца на шасси Daewoo. Так что появление в линейке завода автобуса-«середнячка» вполне можно классифицировать как дальнейшее расширение модельного ряда и заявку на освоение новых рынков сбыта.

 

Городская версия автобуса

Время для появления новинки было выбрано правильно. Сейчас многие российские города отказываются от «Газелей» на пассажирских линиях, предпочитая им более надёжные и вместительные автобусы малого и среднего класса. Павловский ПАЗ-3205, созданный ещё в 1980-х годах, морально устарел и продолжает оставаться «бестселлером» исключительно за счёт своей низкой цены и возможности ремонта практически в любых условиях. Но ему на смену уже приходят автобусы ПАЗ-3204, и большая популярность этой модели с многочисленными её модификациями показывает, что отечественным перевозчикам нужны недорогие, но вместительные и надёжные транспортные средства «павловского» форм-фактора.

 

Сотрудники «Волжанина» подошли к созданию нового автобуса ответственно и, можно сказать, с широким размахом. В Волжском планируется не просто выпуск новой модели на существующих производственных мощностях. Для организации сборки автобусов среднего класса будет построен новый завод - на площадке рядом с действующим предприятием по выпуску машин большого класса. И это не просто слова: в конце июня автор данного материала сам принял участие в закладке памятной капсулы в фундамент нового здания. К слову, на тот момент часть помещений завода уже была отстроена. Ввод в строй первой очереди объекта намечен на декабрь текущего года.

 

Пассажирский салон городского «Ритмикса»

 На заводе будет организовано производство автобусов «Ритмикс» (такое название получила новая модель - явно с отсылкой на «старших братьев», семейство автобусов «СитиРитм»), включающее в себя полный цикл работ - от сборки шасси, получаемых в виде машинокомплектов от иностранных партнёров, (о них - ниже) до монтажа интерьера пассажирского салона. Большинство технологических процессов планируется автоматизировать - как для снижения себестоимости автобусов, так и для увеличения качественных параметров производства. Проектная мощность завода составит 3000 автобусов в год.

 

Создать полноценное предприятие «с нуля» - задача непростая, и для её решения требуются немалые средства. В данном случае цена вопроса оказалась равна 650 млн. рублей. Кредитную линию предоставил «Сбербанк». Проект получил поддержку на региональном и федеральном уровнях. Строительство нового автобусного завода в г. Волжский включили в реестр приоритетных инвестиционных проектов Волгоградской области.

 

Стоит отметить, что открытие новой производственной площадки - лишь первый шаг в стратегии развития группы компаний «Волжанин». В дальнейшем на территории рядом с заводом планируется строительство научно-исследовательского центра, а также технопарка, где партнёры «Волжанина» смогут арендовать места для создания мини-производств по изготовлению комплектующих для автобусов. Будет также возможно расширение заводских мощностей до уровня 6000 автобусов в год. Но это всё пока только планы, на реализацию которых будет дан зелёный свет только после успешного выхода нового завода на проектную мощность и нескольких лет активных продаж. Росту последних, кстати, должна будет поспособствовать масштабная дилерская сеть «Волжанина» в России и странах СНГ, создание которой - тоже одна из важнейших современных задач холдинга.

 

Междугородный автобус на выставке «КомТранс»

Партнёрами «Волжанина» в данном проекте выступили индийская корпорация Ahsok Leyland и её чешское подразделение, компания Avia. Обе фирмы будут поставлять автобусные шасси с двигателями экологических классов Euro-4 и Euro-5. В Волжском эти шасси будут проходить окончательную сборку, затем на них будут устанавливаться кузова собственной разработки завода. Основа кузовов - алюминиевые профили, наружная обшивка - из композитного материала Alucobond, передняя и задняя маски - пластиковые.

 

В июне журналистам профильных СМИ и индийской делегации был представлен первенец проекта - городской автобус на шасси Ashok Leyland. Кратко остановимся на характеристиках машины: габаритные размеры - 8200 * 2330 * 2765 мм, пассажировместимость - 50 мест, из них 30 для сидения, двигатель Ashok Leyland H6E4S123 (180 л.с., дизельный, Euro-4), МКПП Ashok Leyland S5-36/OD (количество передач - 5+1), рулевое управление ZF. Подвеска рессорная, с гидравлическими телескопическими амортизаторами и стабилизатором поперечной устойчивости. Автобус позиционируется как машина для коммерческого маршрутного движения в крупных городах, также он вполне может работать на пригородных и междугородных рейсах между небольшими населёнными пунктами.

 

Пассажирский салон междугородного «Ритмикса»

В сентябре на выставке «КомТранс-2011» впервые был показан широкой общественности второй вариант «Ритмикса» - междугородный автобус на шасси Avia. Также приведём его краткие теххарактеристики: габаритные размеры - 8500 * 2330 * 2765 мм, пассажировместимость - 27 мест, двигатель Cummins ISB 4,5 (152 л.с., дизельный, Euro-5), МКПП ZF 6S850 (количество передач - 6+1), рулевое управление ZF. Передняя подвеска рессорная, с гидравлическими телескопическими амортизаторами и стабилизатором поперечной устойчивости, задняя подвеска пневматическая с двумя амортизаторами. Эта машина уже предназначена для работы на протяжённых междугородных маршрутах с небольшим пассажиропотоком. Также на неё могут обратить внимание представители среднего бизнеса - автобус может использоваться как комфортабельная развозка сотрудников или деловых партнёров.

 

Аналогичный автобус, но с немного изменённым экстерьером был продемонстрирован на международной выставке Busworld Europe в бельгийском городе Кортрийк. Вместе с ним был презентован проект более вместительного междугородного лайнера на шасси Avia. Автобус длиной 9,36 м будет иметь ширину и высоту 2,42 и 3,3 м соответственно, 36 посадочных мест, более мощный двигатель (185 л.с.). По остальным характеристикам он будет близок к своему 27-местному «коллеге».

 

Volgabus Rhythmix на выставке Busworld EuropeВ дальнейших планах «Волжанина» - расширение гаммы автобусов на шасси Ashok Leyland и Avia за счёт создания школьных модификаций, машин, работающих на сжатом природном газе, полноприводных автобусов. Пока что же будет выбран узкий перечень модификаций, которые будут производиться крупносерийно и станут доступны для «мгновенной» продажи со склада, в том числе с помощью различных финансовых схем (лизинг, рассрочка). Таким образом, к пассажирскому транспорту будут применяться «автомобильные» технологии продаж. Будем надеяться, что такая стратегия развития бизнеса даст свои положительные плоды.

 

На снимках:
1. Городская версия автобуса
2. Пассажирский салон городского «Ритмикса»
3. Междугородный автобус на выставке «КомТранс»
4. Пассажирский салон междугородного «Ритмикса»
5. Volgabus Rhythmix на выставке Busworld Europe
 

Олег БОДНЯ
Фото автора