член Международного Союза общественного транспорта
ГАЗЕТА О ПАССАЖИРСКОМ ТРАНСПОРТЕ
ОСНОВАНА 22 СЕНТЯБРЯ 1995 ГОДА

Производство N 1/2 2009 год

Новая "Слобода" и обсуждение проблем отрасли

24 марта в Саратове состоялась научно-техническая конференция "Современные тенденции развития подвижного состава ГЭТ в условиях экономического кризиса", организованная ЗАО "Тролза", одним из основных российских производителей троллейбусов. .
 
овременные тенденции развития подвижного состава ГЭТ в условиях экономического кризисаВ работе конференции приняли участие более 40 специалистов, представляющих 25 производственных фирм и эксплуатирующих организаций из России и сопредельных государств.
Первый доклад конференции был посвящён троллейбусному заводу в г. Энгельс Саратовской области. Основная продукция и перспективные модели, новшества в конструкции машин, современные технологии, применяемые при изготовлении электротранспорта, работа над повышением качества продукции - эти и многие другие вопросы были подробно освещены техническим директором ЗАО "Тролза" Сергеем Ключарёвым и главным конструктором Эдуардом Даниловым.
Одна из основных проблем отрасли - недостаточное финансирование городского электрического транспорта. О возможных путях увеличения финансирования рассказал исполнительный директор ЗАО "Тролза" Михаил Петриченко. Особое внимание он уделил федеральной программе обновления подвижного состава, обеспечивающей выделение средств на закупки пассажирского транспорта из государственного бюджета. Всего по данной программе планируется освоить 20 млрд. руб., из них на приобретение троллейбусов будет выделено 3 млрд. руб. Завод уже подготавливается к активному участию в программе.
Представители принимающей стороны также рассказали об экспортных поставках энгельсских троллейбусов. Наиболее удачный в этой сфере проект - "Днипро", по которому города Украины за 2007-2008 гг. получили более 170 машин модели Е187 (аналог ЗиУ-682Г-016.02). Один из наиболее крупных заказов 2009 года - 60 троллейбусов ЗиУ-682Г-016(012)П для столицы Таджикистана Душанбе. Ну, а самой престижной для "Тролзы" стала поставка в начале года 16 низкопольных машин Тролза-5265 "Мегаполис" в Одессу. Эти троллейбусы, помимо стандартных узлов и агрегатов, оснащены кондиционерами, предназначенными для охлаждения воздуха в пассажирском салоне в жаркие летние дни.
  троллейбус Тролза-5264.05 СлободаСвои новые разработки на конференции представили производители комплектующих для троллейбусов - систем управления (ООО "Арс-Терм", Новосибирск, ООО "Чергос", Санкт-Петербург), тяговых электродвигателей (ООО "Силовые машины" - завод "Реостат", Великие Луки), отопительного оборудования (НПФ "Этна", Саратов). С докладами об актуальных проблемах электротранспорта выступили сотрудники МУП "Ижгорэлектротранс" (Ижевск) и МУП "ВТУ" (Волгодонск).
Второй частью конференции стала обзорная экскурсия по троллейбусному заводу, в ходе которой гостям предприятия было продемонстрировано современное оборудование, используемое при производстве пассажирского транспорта. Финальной частью экскурсии стала презентация новых разработок завода - автобуса Тролза-5250 и троллейбуса Тролза-5264.05. На последних остановимся поподробнее.
Низкопольный автобус Тролза-5250 "Экобус" снабжён гибридным тяговым приводом и унифицирован с троллейбусами модельного ряда "Мегаполис" по конструкции и основному оборудованию. Основные преимущества машины - экономичность и высокие экологические показатели. Первое достигается использованием гибридного привода с энергоаккумуляторами, второе - благодаря применению сжатого природного газа (метана) в качестве топлива. Первый экземпляр "Экобуса" в 2008 году прошёл сертификационные испытания на Дмитровском автополигоне (Московская обл.). Сейчас специалисты "Тролзы" занимаются его доводкой и подготовкой к серийному производству.
Главной премьерой конференции стал новый "бюджетный" троллейбус Тролза-5264.05 "Слобода", созданный на замену устаревшим моделям - ЗиУ-682Г-016 и ЗиУ-682Г-016.02. Обновлённая "Слобода" (в начале 2000-х уже существовал троллейбус с аналогичным названием и схожей конструкцией) получила новое оформление передней и задней масок, пластиковую сборную крышу, двери со сплошным остеклением. Изменились интерьеры пассажирского салона и кабины водителя. Оборудование на первом экземпляре Тролза-5264.05 установлено типовое для "бюджетной" машины: реостатно-контакторная система управления и двигатели постоянного тока. По заказу новые троллейбусы могут комплектоваться транзисторной системой управления и асинхронными тяговыми приводами.
На 2009 год запланированы сертификация и выпуск опытно-промышленной партии троллейбусов марки "Слобода". По результатам опытной эксплуатации будет принято решение о переходе на серийный выпуск новой модели и замены ею устаревшего модельного ряда. Кроме того, на этот год запланировано создание модернизированного троллейбуса Тролза-5265М "Мегаполис", главным отличием которого станет применение мультиплексной системы управления оборудованием, позволяющей более оперативно устранять любые неполадки машины. Другие задачи, поставленные перед конструкторами новой версии "Мегаполиса" - модернизация салона и кабины водителя в целях улучшения эргономики, оптимизации пространства для пассажиров, а также доработка внутренней отделки машины.
Олег БОДНЯ