член Международного Союза общественного транспорта
ГАЗЕТА О ПАССАЖИРСКОМ ТРАНСПОРТЕ
ОСНОВАНА 22 СЕНТЯБРЯ 1995 ГОДА

Производство N 11/12 2008 год

Дуобус из Майкопа

Дуобус - транспортное средство, совмещающее в себе достоинства троллейбуса (экономичность и экологичность) и автобуса (независимость от контактной сети). Первые российские дуобусы были созданы в 2007 году - на Башкирском троллейбусном заводе в Уфе, а также в Майкопе. О совместной разработке специалистов Майкопского троллейбусного управления и сотрудников Московского энергетического института - в нашем материале.

 

Дуобус из МайкопаОт обычного троллейбуса майкопский дуобус отличается наличием дополнительного оборудования - маломощного, но компактного двигателя внутреннего сгорания, совмещённого с ним генератора и блока накопителей электроэнергии конденсаторного типа. В движение новое транспортное средство приводится стандартным электродвигателем. За взаимодействие всех компонентов машины отвечает транзисторная система управления.
Кратко о принципе работы дуобуса. Тяговый двигатель машины может получать энергию для движения из двух источников - контактной сети (с помощью обычных токоприёмников) и конденсаторного блока. Накопление энергии в последнем может происходить как при работе под контактной сетью, так и путём генерации электрического тока двигателем внутреннего сгорания. За счёт работы ДВС в оптимальном режиме (с постоянной фиксированной нагрузкой) достигается минимальный выброс вредных веществ в окружающую среду.
Стоит отметить, что в системе управления транспортного средства заложена функция рекуперации, то есть при торможении (перед остановкой, на уклонах и т.п.) тяговый двигатель работает в режиме генератора и также отдаёт полученную энергию в блок накопителей.
Дуобус из Майкопа Буферная ёмкость блока позволяет дуобусу двигаться по улицам без контактной сети с эксплуатационной скоростью и при полной нагрузке неограниченное время - естественно, при условии периодической дозаправки бензином. Разработчики машины сейчас рассматривают возможность оборудования дуобуса водородными топливными элементами, главным достоинством которых является отсутствие небезопасных для окружающей среды продуктов реакции.
При создании дуобуса за его основу был взят троллейбус ЗиУ-682, капитально-восстановительный ремонт которых МТУ освоило ещё в начале 2000-х годов. При этом кузов экспериментальной машины имеет довольно серьёзные отличия от известного всем "682-го". Для увеличения маневренности (столица Адыгеи находится на равнинной территории, но многие близлежащие посёлки расположены в гористой местности) и более равномерного распределения нагрузки по осям немного укорочен задний свес дуобуса. Вход и выход пассажиров осуществляется через две узкие пассажирские двери, при этом в пассажирском салоне достаточно много мест для сидения. Для выделения машины в общем потоке транспорта изменён дизайн её передней маски. Работы по проектированию дуобуса начались в Майкопе в 2006 году. За прошедшие 2 года построен и обкатан первый экземпляр экспериментального транспортного средства. Сейчас идёт долгий и кропотливый процесс отладки системы управления машиной, настройки всех её компонентов для работы в оптимальных режимах. На 2009 год намечена окончательная доработка опытного экземпляра и изготовление нескольких серийных машин.
Транспортные средства, получающие энергию сразу от нескольких источников питания, были придуманы довольно давно. Поэтому дуобус нельзя назвать оригинальной российской разработкой. В странах Европы и Америки работы по созданию новых, более экономичных и не причиняющих вред окружающей среде видов пассажирского транспорта ведутся уже более 10 лет. При этом иностранные инженеры в основном идут по пути модернизации автобусов.
Дуобус из Майкопа В нескольких городах мира проходят опытную эксплуатацию гибридные автобусы, приводящиеся в движение по принципу, схожему с описанным выше, но при этом не имеющие токоприёмников, то есть не способные получать энергию из контактной сети. Основные их отличия друг от друга заключаются в типе применяемых накопителей энергии (аккумуляторы, конденсаторы), а также других вспомогательных устройств. Для увеличения полезной площади пассажирского салона вместо тягового электродвигателя в гибридных автобусах зачастую устанавливаются мотор-колёса. Есть модификации автобусов, где вместо двигателя внутреннего сгорания и генератора в качестве источников электроэнергии используются водородные топливные элементы.
Описанные выше устройства и технологии позволяют добиться почти 100%-ной "экологической чистоты" транспортного средства и его максимальной автономности на дороге. Однако их применение довольно сильно увеличивает как первоначальную стоимость автобуса, так и расходы на его эксплуатацию. Поэтому пока о производстве дуобусов и гибридных автобусов в промышленных масштабах речь не идёт. Тем не менее, развитие технологий не стоит на месте, и шанс, что эти виды транспорта через несколько лет получат широкое распространение, довольно высок.
Напоследок отметим, что в 2007 году по заказу ГУП "Мосгортранс" сразу несколько российских и зарубежных предприятий взялись за разработку гибридных автобусов для российской столицы. Об одном из них мы вкратце упомянули в N3/4 за 2008 год. По мере появления более подробной информации мы вернёмся к теме перспективных видов пассажирского транспорта.

Олег БОДНЯ. Фото автора