член Международного Союза общественного транспорта
ГАЗЕТА О ПАССАЖИРСКОМ ТРАНСПОРТЕ
ОСНОВАНА 22 СЕНТЯБРЯ 1995 ГОДА

Производство N 7/8 2009 год

«Волжанин»-2009: новые проекты и оптимизация производства

Многие отечественные производители пассажирской техники в конце 2008 - первой половине 2009 года снизили темп работы. Автобусный завод «Волжанин» не стал исключением из этой печальной статистики. Тем не менее, заводчане не сдаются и ищут пути выхода из сложившейся ситуации, предлагая своим партнёрам как уже проверенные временем модели автобусов, так и новую технику.
 
1.	Автобусы Волжанин-5285 и Volgabus CityRhytm -12Главная задача - оптимизация
 

Кризис неплатежей застал «Волжанин», также как и другие промышленные предприятия России, в конце прошлого года. Часть клиентов не смогла вовремя расплатиться за приобретённую технику, кто-то вообще был вынужден отказаться от заказанных транспортных средств. По состоянию на начало июля, завод загружен лишь частично: введена 4-дневная рабочая неделя, часть выпущенной продукции уходит на склад.
В сложных экономических условиях на первый план выходит необходимость сокращения финансовых издержек предприятия. Основной путь решения проблемы - оптимизация всех производственных процессов. На «Волжанине» эта работа идёт по трём направлениям. Первое - снижение объёма используемых ресурсов. Второе - уменьшение доли импортных комплектующих в производимой технике. Третье - оптимизация логистических издержек. Это довольно большой фронт работ для управленцев, технологов и конструкторов.
Первым результатом оптимизации можно назвать сохранение себестоимости изготовления автобусов на прежнем, докризисном уровне. Сейчас в разработке находятся новые модификации автобусов с шасси собственной конструкции, а также производства Камского автозавода. Подробный рассказ о новой продукции «Волжанина» и планах завода на будущее можно будет прочитать в третьей части материала, здесь же перспективные разработки приводятся как пример работы по второму направлению сокращения заводских расходов. Уменьшение логистических издержек планируется проводить путём создания на территории предприятия технопарка по производству комплектующих для автобусной техники. Кроме того, изменена специализация производственных площадок завода: в Кабардино-Балкарии теперь выпускают автобус малого класса модели 3290, сборка автобусов модели 5270 и её модификаций теперь снова ведётся в Волжском. Связано это с тем, что шасси TATA для «младшеклассников» поступает из Индии через новороссийский порт, а для бюджетных городских машин большого класса планируется использование шасси из Набережных Челнов.

 

2.	Автобус Волжанин-6270 на городском маршрутеПо заказу министерств и ведомств
 

Большую надежду руководство «Волжанина» возлагает на государственную программу финансирования пассажирского транспорта, получившую неофициальное название «70/30» - по процентному соотношению объёмов средств, выделяемых на развитие отрасли федеральным и региональными бюджетами. Завод готов к серийному выпуску городских и пригородных автобусов, но, к сожалению, реализация этой программы, находящейся в ведении Министерства регионального развития Российской Федерации, по разным причинам затягивается. Аукционы на покупку подвижного состава пока провели только несколько регионов. Тем не менее, первый итог уже есть - 8 городских и пригородных автобусов марки «Волжанин» в ближайшее время поступят в города Чувашии.
Более удачно продвигается работа завода с другими министерствами Российской Федерации. В 2009 году группа компаний «Волжанин» выиграла несколько конкурсов на поставку специальной техники. Пожалуй, наиболее важным контрактом является изготовление по заказу Минздравсоцразвития 19 автобусов для перевозки людей с ограниченными возможностями. 15-метровые трёхосные междугородные лайнеры, созданные на базе модели 6216, имеют специальный подъёмник и особую схему планировки салона, позволяющую разместиться в автобусе с комфортом как обычным пассажирам, так и инвалидам-колясочникам. Помимо «длинномеров», в заказ министерства вошли также автобусы малой вместимости Волжанин-3290 в количестве 31 шт. 21 междугородный автобус модели 5285 в этом году поступит в распоряжение Министерства внутренних дел, 5 городских машин «СитиРитм-12» будут изготовлены для Министерства обороны Российской Федерации.

 Волжанин  в г. Фролово Волгоградской области
Новые разработки
 

В связи с усложнившимися финансово-экономическими условиями работа над наукоёмкими перспективными разработками «Волжанина» ушла на второй план. Первый же план заняли новые модификации уже известных моделей завода - как правило, более дешёвые и менее трудоёмкие в изготовлении. Что делать: таково требование рынка. В начале лета увидел свет первый экземпляр волжского междугородника на шасси собственного производства. Автобус, получивший название Волжанин-5285.06, будет выпускаться в трёх вариантах - на 43 (с туалетом и мини-кухней), 45 (только с туалетом) и 47 (эконом-версия) посадочных мест. В качестве силовой установки лайнера выступает немецкий двигатель Deutz (Euro-3). Рулевое управление, МКПП и мосты также иностранного производства, а именно марки ZF. На базе модели 5285.06 традиционно предусматривается выпуск автобусов специальной комплектации - мобильных офисов и штабов, передвижных библиотек, медицинских центров и т.п.
Ещё один новый проект завода «Волжанин» - создание городских среднепольных и частично низкопольных городских автобусов с использованием шасси Камского автозавода. Это также будут не новые модели, а модификации машин уже известного семейства 5270/52701. Благодаря применению шасси производства КАМАЗа автобусы станут более доступными для покупателей, уменьшатся производственные расходы завода. В более отдалённых планах - создание низкопольных автобусов на шасси КАМАЗ, машин с газовым двигателем.
Не оставляет без внимания «Волжанин» и свой амбициозный проект прошлого года - туристический лайнер «Дельфин». Первый опытный экземпляр новой модели прошёл эксплуатационные испытания в Петербурге. По их результатам в конструкцию автобуса будут внесены изменения, но, вероятно, это ещё не последний этап доводки лайнера. Что вполне объяснимо: заводчане не хотят выпускать на рынок «сырую», недоработанную модель, тем более что сейчас спрос на новую и сравнительно недешёвую технику невелик.

 

Автобусы на экспорт

 «Волжанин» продолжает активно продвигать свою продукцию в страны Европы. В 2007-2008 гг. низкопольный автобус «СитиРитм-12» прошёл эксплуатационные испытания в Дрездене. Им, а также лайнером «Дельфин» (обе машины демонстрировались на выставке IAA-2008 в Ганновере) заинтересовались автоперевозчики из Германии, Финляндии, стран Восточной Европы. Главный вопрос, который сейчас стоит перед заводчанами - получение европейского сертификата, позволяющего эксплуатировать автобусы марки «Волжанин» (экспортный вариант - Volgabus) на городских и междугородних маршрутах.
Имея сертификат, уже можно участвовать в конкурсах на поставку подвижного состава для европейских городов. Понятно, что при том изобилии производителей техники, которое наблюдается у наших западных соседей, это будет непростым делом. Помочь может основной «козырь» волжских автобусов - меньшая стоимость (на 20-30 %) по сравнению с европейскими аналогами при аналогичном качестве сборки и комплектующих. Также «на руку» может сыграть довольно оригинальный дизайн автобусов, хотя этим-то как раз зарубежную публику не удивишь. Но всё-таки будет очень приятно, если на улицах европейских городов появятся российские автобусы. Поэтому в деле продвижения своей продукции на иностранные рынки мы можем пожелать «Волжанину» только удачи.
Троллейбус Волжанин-ВЭТА

Партнёрские проекты завода «Волжанин»

 

Помимо собственных разработок, волжский автобусный завод участвует в партнёрских проектах. Один из них - создание 15-метрового трёхосного троллейбуса. Реализатор проекта - волгоградское МУП «Метроэлектротранс». По заказу электротранспортников волжский завод поставил автобусные кузов и шасси, электрооборудование для первого российского 15-метрового троллейбуса предоставила чешская фирма Cegelec. Сейчас машина проходит опытную эксплуатацию в троллейбусном депо №1 Волгограда, по окончании которой новая модель будет сертифицирована и запущена в производство.
Ещё одним партнёрским проектом «Волжанина» является электробус - автобус, основным силовым агрегатом которого является электродвигатель. 7-метровое низкопольное транспортное средство создано при непосредственном участии итальянской компании EPT (Electro Power Technology). В 2008 году экспериментальный образец электробуса прошёл испытания в российской столице. Источником питания машины служат аккумуляторы, зарядку которых планируется осуществлять на специальных станциях. На данный момент обкатка первого экземпляра электробуса завершена, начаты теоретические исследования по новой модели экспериментального транспортного средства. Ожидается, что она получит новый суперлёгкий кузов и портальный задний мост с мотор-колёсами.

 

НА СНИМКАХ:
1. Автобусы Волжанин-5285 и Volgabus CityRhytm -12
2. Автобус Волжанин-6270 на городском маршруте
3. «Волжанин» в г. Фролово Волгоградской области
4. Троллейбус Волжанин-ВЭТА (для врезки)
Олег БОДНЯ
Фото автора и Алексея ШЕСТОПАЛОВА