Журнал ''Пантограф''
член Международного Союза общественного транспорта
ГАЗЕТА О ПАССАЖИРСКОМ ТРАНСПОРТЕ
ОСНОВАНА 22 СЕНТЯБРЯ 1995 ГОДА

Регион N140 2012 год

Экологически чистые, экономичные и вместительные

В 2011-2012 годах в Великом Новгороде проведено масштабное обновление автобусного парка. В городе заменён практически каждый второй автобус, а это без малого сто машин. При этом большая часть новой техники работает на экологически чистом топливе - сжатом природном газе.

 

Экологически чистые, экономичные и вместительные

Реализация столь масштабного и дорогостоящего проекта стала возможной благодаря сотрудничеству администрации Новгородской области, мэрии Великого Новгорода и частной компании «Питеравто». Областной и городской бюджеты не понесли дополнительных расходов на приобретение новых автобусов, ни одна из социально значимых бюджетных статей не была затронута. В новую технику и новые технологии вложены частные инвестиции. Как говорят специалисты, в России это один из первых крупных и успешных проектов государственно-частного партнёрства в сфере общественного транспорта.


Главная цель сотрудничества органов власти и бизнеса - повышение качества жизни в Великом Новгороде - достигнута. На центральных улицах древнего города новые автобусы подходят к остановкам с интервалом в 2-3 минуты. Не каждый регион Российской Федерации может позволить себе приобретать автобусы особо большой вместимости. В Великом Новгороде львиная доля закупленной техники - отечественные сочленённые машины марки ЛиАЗ-6212. Обычно подобные транспортные средства приобретаются за счёт городского бюджета, здесь - на средства частной компании-перевозчика. Каждая такая машина вмещает до 180 пассажиров. Эти автобусы пришли на смену устаревшим «Икарусам» и весьма подержанному подвижному составу из Европы. В новых машинах установлены современные информационные системы для пассажиров: табло с бегущей строкой, автоматическое объявление остановок. Когда автобусы несколько месяцев назад только начали поступать в Великий Новгород, водители обратили внимание, что некоторые пассажиры даже специально ждали на остановках новые машины. Настолько они понравились новгородцам.


Безусловно, этот подвижной состав не требует такого частого ремонта, как старый. И это существенная статья экономии для транспортного предприятия. Ещё одна, даже более существенная - использование компримированного (сжатого) природного газа в качестве топлива для новых автобусов - они работают на метане. Более 35 000 рублей на один автобус в месяц транспортная компания экономит на топливе при использовании газа вместо дизеля. В Новгороде уже есть опыт эксплуатации такой техники, почти в центре города расположена специализированная заправочная станция. Однако автобусы с газовыми двигателями дороже, а требования к подготовке обслуживающего персонала предъявляются более жёсткие. По согласованию с областными и городскими властями «Питеравто» пошло на связанные с этим дополнительные расходы. Стоимость заправки автобуса газом на день работы в три раза ниже, чем затраты на традиционное дизельное топливо. Впрочем, специалисты пока с осторожностью говорят об экономическом эффекте - велики первоначальные траты. Но вот экологический эффект налицо. Во всём мире газовое топливо рассматривается не столько как более дешёвое, сколько как более чистое. При его сгорании, как известно из школьного курса химии, образуется углекислый газ и вода. Снижение вредного воздействия на окружающую среду - одна из важных задач любого города, особенно такого туристического центра как Великий Новгород.


Ещё один важный экологический и социальный эффект - снижение количества поездок на личных автомобилях. Новые автобусы и надёжнее, а значит, лучше соблюдается расписание, и комфортнее. По статистике, с приходом новых машин, увеличилось количество пассажиров. Возможно, среди них есть и те, кто пересел в автобус из личного авто. Таким образом, пусть и ненамного, но сократится воздействие автотранспорта на окружающую среду и улучшится дорожная ситуация. Так что новгородская программа обновления общественного транспорта решает целый ряд проблем и открывает новые возможности для развития российских регионов. Мировые тенденции последних лет демонстрируют стремительное развитие транспорта на альтернативных источниках энергии. Переход общественного транспорта на экологически чистые виды энергии по аналогии с передовыми странами должен стать целью для российских городов на ближайшее десятилетие, тем более что все возможности для этого есть, как показал успешный опыт компании «Питеравто» в Великом Новгороде.
 

 Петербургское бюро транспортной информации

Ногинский трамвай ищет инвестора

Ещё одна российская трамвайная система оказалась на грани закрытия.

 

Ногинский трамвай ищет инвестораВ подмосковном Ногинске трамвай давно стал одной из основных достопримечательностей. Во-первых, это первая в стране трамвайная система, открытая после событий октября 1917 года. Первый трамвайный вагон прошёл по тихим улочкам провинциального Богородска в далёком 1924-м году. Во-вторых, Ногинск - единственный в России город с полностью однопутной трамвайной линией. Вся линия обслуживается единственной тяговой подстанцией, размещённой в здании 1920-х годов в районе остановки «Нарсуд».

К сожалению, с конца 1980-х трамвай в Ногинске постепенно терял популярность - главным образом, из-за низкой скорости движения вагонов по причине плачевного состояния путей и контактной сети. Другой важной причиной было отсутствие на остановках расписания движения трамваев, из-за чего потенциальные пассажиры предпочитали автобусы и маршрутки, количество которых росло в геометрической прогрессии. После включения ногинского трамвайного предприятия в состав ГУП МО «Мособлэлектротранс» его руководитель выдвинул идею замены трамвая в Ногинске троллейбусом с удлинением трассы следования. Была разработана техническая документация, но распад СССР и глубочайший экономический кризис поставили на этой идее крест, продлив жизнь трамваю.

Ежедневный выпуск на линию в 1990-е годы составлял от 4 до 6 вагонов РВЗ-6М2. На смену рижским трамваям в конце 1990-х пришли вагоны 71-608К и 71-608КМ. В 2004 году глава Ногинского района Лаптев предложил областному правительству план развития трамвайного движения в Ногинске. Правительство его одобрило и приняло решение осуществить задуманное до 2007 года. Но, к сожалению, единственной реализованной частью плана стал ремонт пути на участке Истомкино - Бугрова. А тем временем пассажиры продолжали пересаживаться на автобусы и маршрутные такси...

Утром 1 апреля 2011 года жители Ногинска, придя в привычное время на остановки, с удивлением обнаружили, что трамвай больше не ходит. Причиной прекращения его работы стал приказ генерального директора ГУП МО «Мособлэлектротранс» А.М. Фарберова №29 от 28 марта 2011 г. «О временной приостановке деятельности Ногинского трамвайного предприятия и объявлении режима простоя». По словам чиновника, причиной данного решения стало сокращение финансирования перевозок со стороны города, не позволявшее проводить капитальный ремонт и обслуживание трамвайных путей и подвижного состава.

Несмотря на нехватку средств, городская администрация поставила перед собой цель непременно возродить трамвай, чтобы он продолжал перевозить пассажиров. Первым шагом в этом направлении стала передача трамвайного хозяйства в собственность города, чего удалось добиться лишь в конце 2011 года. Сейчас администрация Ногинска занята поиском инвесторов, способных выделить средства на ремонт и восстановление путей и контактной сети, а также закупку нового подвижного состава, так как из шести имеющихся пассажирских вагонов половина выработала свой ресурс. Инфраструктура трамвайного предприятия сохранилась в целости и сохранности и может использоваться по своему прямому назначению.

В июне 2012 года стала привычным явлением обкатка сохранившихся вагонов по городской линии. По словам мэра Ногинска, высказанным им на пресс-конференции 17 апреля, трамвай начнёт работу не раньше, чем городская администрация будет уверена в его полной работоспособности и безопасности для пассажиров. Он особенно подчеркнул, что с раннего детства пользовался трамваем в Ногинске и сделает всё возможное, чтобы этот вид транспорта возобновил работу и регулярно перевозил пассажиров.

Владимир ВАРАКСИН
Фото автора

 

От редакции. С 1 июля ногинский трамвай стал перевозить пассажиров, причём в бесплатном режиме. Обслуживание трамвайной системы взяла на себя частная компания «БСК-5», один из основных городских автоперевозчиков. Однако, уже 10 августа движение трамваев было прекращено, а представители частного инвестора заявили об отказе от дальнейшей работы над восстановлением трамвайного предприятия.

 

Службе контроля за правилами проезда в московском общественном транспорте исполнился год

Безбилетниками, выявленными в наземном транспорте столицы, за год существования службы контроля ГКУ «Организатор перевозок», можно заселить средний российский город.

 

1 июля исполнился ровно год с момента создания в Государственном казённом учреждении Москвы «Организатор перевозок» специализированного подразделения по контролю оплаты проезда пассажирами и провоза багажа на наземном пассажирском городском транспорте столицы.

С этой даты контролёрами ГКУ «Организатор перевозок» наложено штрафов за безбилетный проезд на сумму 70 млн. рублей, из них 40 млн. за четыре последних месяца. Если учесть, что этот год был периодом становления службы, её кадрового насыщения, обучения персонала, наработки практических профессиональных навыков - успехи контролёров учреждения впечатляют. С июля прошлого года выполняются совместные мероприятия ГКУ «Организатор перевозок» и ГУП «Мосгортранс» по контролю за соблюдением правил проезда пассажиров и провоза багажа в столичном наземном транспорте. В ходе совместной работы были проведены проверки в 32 филиалах на 728 маршрутах, обслуживаемых ГУП «Мосгортранс». Проверено 328 132 единиц транспорта.

В данный момент в Москве действует 766 маршрутов, обслуживаемых ГУП «Мосгортранс», на которых задействовано более 6700 автобусов, троллейбусов и трамваев, выполняющих ежедневно около 42 000 рейсов. По данным ГКУ «Организатор перевозок», в каждом третьем транспортном средстве выявляется безбилетный пассажир. В настоящее время каждый контролёр в смену проверяет в среднем 20 транспортных средств. У «зайцев» изъято 10 818 незаконно используемых Социальных карт москвича и Московской области.

Организован учёт нарушителей правил проезда. Около 1800 граждан из общего числа оштрафованных были привлечены к административной ответственности неоднократно. Около 40 «зайцев» попадались от четырёх до шести раз, 128 - по три раза а 1638 пассажиров - дважды.

Из-за безбилетных пассажиров бюджет города Москвы недополучает, по разным экспертным оценкам, от четырёх до восьми миллиардов рублей в год. К примеру, в европейских городах, таких как Берлин, не добирают 30 млн. евро, а в Париже - 50. Десять лет штраф за безбилетный проезд в московском транспорте составлял 100 рублей. Три года назад в связи с принятым законом «О внесении изменений в КоАП РФ» контролёры «Мосгортранса» вообще лишились права наказывать нерадивых пассажиров и могли лишь попросить безбилетника оплатить проезд у водителя, либо сойти на следующей остановке. Опираясь на международный опыт противодействия безбилетному проезду, контролёры ГКУ «Организатор перевозок» получили право взимать штраф, размер которого был повышен до 1000 рублей.

Управление по контролю за соблюдением правил проезда пассажиров и провоза багажа ГКУ «Организатор перевозок» к концу 2012 года планирует увеличение штатной численности контролёров до 700 человек.

По информации Департамента транспорта города Москвы