член Международного Союза общественного транспорта
ГАЗЕТА О ПАССАЖИРСКОМ ТРАНСПОРТЕ
ОСНОВАНА 22 СЕНТЯБРЯ 1995 ГОДА

Регион N138 2012 год

«Профессионализм и высокое качество работы ОАО „Электротранспорт города Мурманска“ ценят на международном уровне»

 

11 февраля 2012 года ОАО «Электротранспорт города Мурманска», самое северное в мире троллейбусное предприятие, отмечает своё 50-летие. С начала работы компанией перевезено около 3 млрд. пассажиров. На долю электротранспорта приходится более 60% пассажирских перевозок в городе. О том, как предприятие развивалось, как преодолевало трудности, рассказывает генеральный директор компании Сергей КОРОБКОВ.

 

генеральный директор компании Сергей КОРОБКОВ
 

- Сергей Евгеньевич, как формировалась команда профессионалов, какие проблемы были в начале пути?

 

- Предприятие появилось 50 лет назад. Тогда с транспортом было достаточно плохо, не хватало автобусов и у нас в Мурманске. И в горисполкоме приняли решение о строительстве современной электротранспортной системы. Первое троллейбусное депо, рассчитанное всего на 25 машин, появилось на улице Карла Либкнехта, а на нынешней улице Генерала Журбы начала работу первая подстанция. Для Мурманска троллейбусная транспортная деятельность была совершенно новой, поэтому первых водителей пришлось отправлять для учёбы в Ленинград.

 

Кстати, троллейбусы были получены ещё в 1961 году, а пуск первого маршрута был назначен на 11 февраля 1962 года. Первые 9 троллейбусов вышли на маршрут, следующий от улицы Карла Либкнехта до областной больницы, как раз в этот день.

 

- Спустя 50 лет многое изменилось. Как сегодня работает предприятие?

 

- Сегодня ОАО «Электротранспорт города Мурманска» - стабильное, финансово устойчивое предприятие. Общая протяжённость троллейбусных линий составляет 75 км. Работают 2 депо, 11 тяговых подстанций, 5 диспетчерских станций. На балансе предприятия находится 130 троллейбусов, более 40 единиц автотранспорта. Численность работающих составляет около 1200 человек. Жизнедеятельность предприятия обеспечивает 8 служб: 2 троллейбусных депо, службы движения, сбора выручки, энергохозяйства, аварийно-техническая, ремонтные мастерские, участок электроники, навигации и связи. Все объекты для оперативного решения вопросов объединены в единую локальную сеть.

 

Кроме того, сейчас мы начали заниматься автобусными перевозками. В распоряжении нашей компании находится 13 автобусов. Предприятие обслуживает два подвозных маршрута: №3Т и №4Т. Выигран конкурс на городской автобусный маршрут №33, на нём мы работаем с конца ноября 2011 года.

 

- Какие трудности возникали у предприятия и как вы с ними справлялись?

 

- Был период, когда предприятие активно развивалось вместе с городом. В конце 60-х застраивался Северный район, пополнялся троллейбусный подвижной состав. В 1975 году начало работать второе депо, которое обслуживало уже 100 троллейбусов. Потом троллейбусные линии стали строить на юге города: до улицы Генерала Щербакова, затем было освоено «колечко» на улице Копытова, а дальше машины добрались и до улицы Героев Рыбачьего. Была освоена и третья городская терраса - пущен троллейбус по улице Полярные Зори.

 

Начиная с 2000-х годов, развитие затормозилось. К сожалению, новые линии уже не строились. Тогда разрабатывался только проект пуска троллейбуса в Росту, который до конца не удалось осуществить. После 2000 года транспортный рынок постоянно менялся в двух направлениях: увеличивалось количество перевозчиков и уменьшалось число перевозимых пассажиров - стала сказываться автомобилизация населения. В Мурманске, где сейчас проживает 307 тысяч человек, количество автомобилей приблизилось к 100 тысячам. Уменьшилось количество студентов и учеников - постоянных пассажиров, поэтому за каждого приходится бороться. Мы стараемся расширять сферу своей деятельности, предоставляя безопасные, качественные услуги. Безусловно, экономические кризисы последних десятилетий не могли не коснуться предприятия. Однако коллективу удалось не только сохранить его, но и обеспечить динамическое развитие.

 

- «Электротранспорт» всегда поддерживает качественный уровень обслуживания. Как команде удаётся быть на высоте?

 

- Работа предприятия нацелена на качество. Мы постоянно совершенствуемся. На протяжении 1990-х годов было сложно работать, многие обанкротились. В тот период мы пошли совсем нестандартным путем - увеличили численность подвижного состава на 12-15 единиц. Сразу же почувствовалась отдача - появились новые пассажиры, сохранился весь кадровый состав «Электротранспорта». За счёт этого и удалось выжить.

 

Каждую свободную копейку предприятие старалось вложить в обновление подвижного состава. В конце 90-х создавались экологические фонды, за счёт которых удалось приобрести несколько машин. Тогда была развита система взаимозачётов, и из республики Беларусь посчастливилось привезти 10 новых троллейбусов. Мы использовали любую возможность, чтобы обновить транспорт. В 60-х были ЗиУ-5, затем ЗиУ-682, с 2006 года у нас эксплуатируются низкопольные троллейбусы с асинхронным двигателем и транзисторной системой управления.

 

В условиях недостатка инвестиций чаще всего мы идем двумя путями: покупаем новый подвижной состав с электронными системами управления и асинхронными двигателями, а также отправляем часть парка на капитально-восстановительный ремонт.

 

На предприятии внедряются импортные спецчасти контактной сети. С 2009 года работают 2 автобусных маршрута-подвозки к троллейбусным линиям. Три года назад была внедрена система спутниковой навигации на троллейбусах и автомобилях.

 

Сегодня с уверенностью могу сказать, что все наши машины находятся в хорошем техническом состоянии. Коллектив очень трепетно относится к своему делу и не допускает, чтобы на линии были сходы с маршрутов по технической неисправности.

 

Электротранспорт города Мурманска- В каких направлениях ОАО «Электротранспорт города Мурманска» планирует развиваться в наступившем новом году?

 

- До настоящего времени не решены вопросы тарифной политики, поэтому каждый новый год начинаем в подвешенном состоянии. Позапрошлый год мы очень тяжело заканчивали как раз из-за того, что с экономической точки зрения тариф полностью устарел. Он уже не учитывал стоимость электроэнергии, которая, например, в 2010 году увеличилась на 44 процента. Для предприятия это дополнительные 23 миллиона рублей к текущим расходам. По произведённым расчётам, в 2011 году нам было необходимо порядка 40 млн. руб. компенсации за работу на социально-значимых маршрутах. К счастью, по решению городского совета и администрации было выделено около 2/3 этой суммы, что позволило закончить год достойно.

 

Конечно, для предприятия нет ничего хуже неизвестности. В любом случае, я считаю, что мы продвинулись достаточно далеко - купили пять новых троллейбусов и три капитально-восстановленных. Рискуя, ввели в транспорте бесплатную услугу Wi-Fi, которая оказалась востребованной.

 

Дальнейшее развитие предприятия связываю с увеличением транспортной работы - как за счёт расширения услуг электротранспорта, так и за счёт внедрения автобусных перевозок.

 

В ближайшее время мы постараемся организовать специальную систему, благодаря которой пассажиры смогут через Интернет проследить, как происходит движение троллейбусов. Хотя бы на одной из остановок хотим установить электронные табло, позволяющие пассажирам видеть, через сколько минут придёт нужный троллейбус. Например, на остановке «Пять углов», где проходит большое количество маршрутов, будет установлено табло с номером маршрута и количеством минут до прихода троллейбуса, практически, как в метро. Учитывая, что в мировой практике это уже не новшество, думаю, что у нас это тоже будет возможно сделать. Надеюсь, что в ближайшее время будет принято решение о строительстве контактной сети в Восточный район.

 

Конечно, многое ещё зависит и от финансирования. Сегодня на уровне Правительства России готовится постановление о том, что право решать «тарифный» вопрос отдадут субъекту РФ, то есть, устанавливать цену на проезд сможет или правительство области, или отдаст это право городу. Если такой шаг будет сделан, то предприятие действительно сможет развиваться.

 

- В 2011 году предприятие высоко оценили на международном конкурсе «Золотая колесница»...

 

- Да, в прошлом году мы решили побороться за Международную общественную премию транспортной отрасли «Золотая колесница». Участие в конкурсе оказалось успешным. Компания стала победителем в номинации «Лучшее российское региональное предприятие транспорта общего пользования».

 

В сентябре 2011 года в Государственном Кремлёвском Дворце состоялось торжественное чествование победителей. Впервые наравне с российскими предприятиями награду получали и компании из различных регионов мира. Конкуренция была серьёзной.

 

Для анализа работы «Электротранспорта» брались показатели не одного года, рассматривалась динамика развития предприятия за несколько лет. Наш труд был высоко оценен, мы получили заслуженную награду и диплом о том, что являемся лидером отрасли.

 

Коллектив действительно это заслужил, потому что здесь трудятся профессионалы. Надеюсь, наше 50-летие станет праздником не только для работников предприятия, но и для мурманчан, поскольку наши специалисты много делают, чтобы город стал краше. Для нашей компании всегда остаётся актуальным девиз: «Профессионализм, качество, безопасность и надёжность!»

 

Материал предоставлен информационным агентством «Би-порт» (www.b-port.com)

Фото из архива ОАО «Электротранспорт города Мурманска» и Юрия АНИСИМОВА

 

Сергей Коробков родился в 1954 году. Окончил электромеханический факультет Мурманского высшего инженерного морского училища. В троллейбусном предприятии г. Мурманска («Управление троллейбуса», МУП «Электротранспорт», ОАО «Электротранспорт города Мурманска») работает с 1976 года. С 1976 по 1979 год - мастер энергохозяйства, с 1979 по 1981 год - старший мастер энергохозяйства, с 1981 по 1983 год - начальник энергохозяйства, с 1983 по 1986 год - заместитель начальника управления троллейбуса, с 1986 по 2008 год -  начальник управления троллейбуса, затем директор предприятия. С 2008 года - генеральный директор ОАО «Электротранспорт города Мурманска».

 

Награждён знаками «Почётный работник транспорта России», «За заслуги в развитии физической культуры и спорта», «100 лет Российскому трамваю», многочисленными почётными грамотами администрации города Мурманска. Депутат Совета депутатов города Мурманска второго, третьего и четвёртого созывов.