член Международного Союза общественного транспорта
ГАЗЕТА О ПАССАЖИРСКОМ ТРАНСПОРТЕ
ОСНОВАНА 22 СЕНТЯБРЯ 1995 ГОДА

Регион N 9/10 2008 год

Вместе искать решение проблем

Пассажирские перевозки - городские, областные, междугородные - в Липецкой области осуществляются в основном автобусами. О том, на каком уровне сегодня эта важная сфера, шел серьезный разговор на июльском совещании перевозчиков и представителей областной администрации, отвечающих за организацию транспортного обслуживания населения.

 

Пассажирские перевозки - городские, областные, междугородные - в Липецкой области На совещании подводили итоги первого полугодия 2008 года, анализировали положение отрасли, рассматривали перспективы. В Липецкой области, как и во многих других российских регионах, одна из самых больных проблем - старый подвижной состав. В рамках совещания была организована выставка, на которой перевозчики ознакомились с предложениями по обновлению парка. В частности, петербургская Группа компаний "Политроника" продемонстрировала несколько автобусов различной вместимости, которые можно приобрести по весьма привлекательной схеме.
Итак, сегодняшний день липецких транспортников в цифрах и фактах.

 

Кто везет?

 

Перевозку населения в Липецкой области обеспечивают 40 предприятий различных форм собственности и 65 индивидуальных предпринимателей.
Регулярные пассажирские перевозки по социально-значимым маршрутам выполняют 23 предприятия и один индивидуальный предприниматель, в том числе 9 муниципальных, 13 - акционерных обществ и 1 ОГУП. В марте 2008 года из состава МУП МПП ЖКХ "Добровское" был выделен автобусный парк с созданием нового предприятия ООО АТП "Добровское".
В области продолжает активно формироваться рынок транспортных услуг с привлечением пассажирского транспорта субъектов малого предпринимательства, как малых предприятий, так и индивидуальных предпринимателей. В первом полугодии текущего года произошло качественное изменение структуры частных перевозчиков. Договоры на 2008 год органами местного самоуправления заключались с перевозчиками, положительно зарекомендовавшими себя в предшествующем договорном периоде. Всего в регионе по маршрутам, не отнесенным к социально значимым, регулярные пассажирские перевозки (на конец июня) осуществляли 17 предприятий различных организационно-правовых форм и 65 индивидуальных предпринимателей.

 

Парк нуждается в обновлении

 

На конкурсе профессионального мастерства Центрального федерального округа  среди водителей автобусов ЛиАЗ в нынешнем году 1 место занял Андрей Сухинин На конкурсе профессионального мастерства Центрального федерального округа среди водителей автобусов ЛиАЗ в нынешнем году 1 место занял Андрей Сухинин Пассажирский парк области насчитывает 1704 единиц подвижного состава: 1518 автобусов, 118 троллейбусов, 68 трамваев, в том числе 1094 единицы маршрутных транспортных средств предприятий, осуществляющих социально-значимые перевозки.
В 1 полугодии 2008 года пассажирский парк области пополнился 11 автобусами, что наряду со списанием изношенных автобусов позволило сохранить средний возраст парка в текущем году на уровне 11,6 лет. При этом за счет средств областного бюджета приобретено 8 автобусов марки ЛиАЗ городского, пригородного и междугородного исполнения. Новые автобусы поступили в ОГУП "Липецкие автобусные линии".
В этом же полугодии за счет средств местных бюджетов приобретен 1 автобус марки ПАЗ-3205 для жителей Тербунского района и 1 автобус марки ПАЗ-32053 для жителей Воловского района. Кроме того, за счет собственных средств предприятием ЕМУП "Автоколонна-1499" приобретен автобус ЛАЗ-695Т 2002 года выпуска.
В нынешнем году управлением дорог и транспорта разработан и внедрен новый механизм государственной поддержки органов местного самоуправления по обновлению районных маршрутных парков, обеспечивающих социально-значимые пассажирские перевозки. Постановлением администрации Липецкой области от 19.02.2008 № 22 утвержден порядок предоставления органам местного самоуправления субсидий из областного фонда софинансирования расходов на приобретение автобусов в муниципальных образованиях. В областном бюджете на эти цели предусмотрено 19 465 тысяч рублей.
На заседании комиссии по проведению отбора муниципальных образований области на предоставление субсидий определены следующие районы области: Данковский, Усманский, Становлянский, Лев Толстовский, Добринский, Добровский, Воловский, Тербунский, Лебедянский, Хлевенский, Грязинский. Почти во все названные районы (за исключением Данковского и Добринского районов) уже поступили новые автобусы. Всего до конца года планируется пополнить областной парк еще 22 единицами новой техники.
Новые ЛиАЗы принимают 'Липецкие автобусные линии' Правда, следует отметить, что не все органы местного самоуправления достаточно активны в части приобретения подвижного состава: даже не все местные власти предоставили в установленные управлением дорог и транспорта сроки заявки на получение субсидий для приобретения подвижного состава.
В общей сложности за последние 6 лет (с 2002 по 2007 годы) пассажирский парк области обновился на 399 новых автобусов и троллейбусов, приобретенных как за счет средств областного бюджета (152 ед.), так и районных (49 ед.) бюджетов и бюджета г.Липецка (198 ед.).
На конец 2007 года средний возраст социально-значимого парка области составил 11 лет. За последние 2 года парк автобусов "постарел" на 0,5 года. Произошло это за счет списания автобусов, выработавших ресурс. Так, в 2006 году было списано 95 автобусов, приобретено же 17 автобусов (за счет средств областного бюджета). В 2007 году списано 90 автобусов, приобретено - 19 (на сумму 42,9 млн. руб.) за счет средств областного бюджета и 5 автобусов (на сумму 5,5 млн. руб.) за счет собственных средств предприятий и местных бюджетов. В первом полугодии текущего года списан 91 автобус, приобретено 11 единиц. Таким образом, областной парк ежегодно сокращается, и с каждым годом его провозные возможности снижаются за счет выбраковки.
Из общего числа пассажирских транспортных средств предприятий, работающих с бюджетной поддержкой, почти половина (532 ед.) имеет сверхнормативный срок эксплуатации, и с каждым годом положение продолжает ухудшаться. Надо отметить, что в последние годы происходило обновление большей частью городского и пригородного парка транспортных средств. При этом автобусный парк, задействованный на обслуживании междугородных маршрутов, практически не обновлялся, в результате чего средний возраст парка автобусов междугороднего исполнения (а их 138 ед.) сегодня составляет 16,7 лет. За пределами нормативных сроков эксплуатируется 80,4% междугородних автобусов, и это в основном устаревшие модификации автобусов Икарус-250, 255, 256 и ЛАЗ-699 1977-1997 годов выпуска.
Сохранение текущих темпов обновления подвижного состава может привести в ближайшее время к необратимым последствиям как в экономической, так и в социальной сфере, негативно это скажется и на здоровье граждан - как с точки зрения влияния на окружающую среду, так и в плане дорожно-транспортной безопасности. К 2011 году средний возраст пассажирского парка области при существующих темпах обновления превысит 13 лет, за предельными сроками эксплуатации окажется порядка 65 % от общего количества маршрутных транспортных средств.
Для исправления сложившейся ситуации необходимо как можно скорее обновить подвижной состав, имеющий сверхнормативные сроки эксплуатации, - замене подлежит порядка 380 автобусов (без учета г. Липецка).

 

Маршрутная сеть

 

Маршрутная сеть области сегодня насчитывает 531 маршрута, в том числе 171 - городских, 291 - пригородных, 69 - междугородных. Кроме того, для перевозки учащихся районных школ в области организовано 12 школьных маршрутов. Рынок пассажирских транспортных услуг продолжает развиваться за счет привлечения к перевозкам индивидуальных предпринимателей, которые самостоятельно обслуживают 84 маршрута, 21 дублирует муниципальные. В течение первого полугодия 2008 года было открыто еще 3 новых коммерческих маршрута.
Сеть межобластных маршрутов претерпела значительные изменения: из-за повышения экологических требований к подвижному составу в конечных пунктах маршрутов и значительного снижения пассажиропотока, несколько междугородных маршрутов, связывающих районные центры Липецкой области с Воронежем, Москвой, Волгоградом, Рязанью закрыты. Протяженность маршрутной сети, по которой осуществляются регулярные перевозки пассажиров транспортом общего пользования, в 1 полугодии 2008 года сократилась по указанной выше причине и составила 19 615,5 км.

 

Доходы и расходы

 

В 1 полугодии 2008 года автомобильным транспортом по социально-значимым маршрутам перевезено 79,6 млн. человек, что практически на уровне 1 полугодия 2007 года (78,8 млн. чел.). Но по отдельным предприятиям количество перевезенных пассажиров снизилось значительно: ОАО "Грязинское АТП" - на 26,6%; ОАО "Хлевенское АТП" - на 16,6%, ООО "ПП Данковское" - на 10,8%; МУ "Долгоруковское ПАТП" - на 9,3%. ООО "ПАТП Лебедянское" - на 8,8%.
Пассажирооборот составил 521,0 млн. пасс.-км, или 100,3% к уровню соответствующего периода прошлого года. Собственные доходы предприятий от перевозки платных пассажиров по социально-значимым маршрутам составили 408,3 млн. руб., к уровню 1 полугодия прошлого года - 105,1%. Уровень роста доходов отстает от уровня повышения тарифов, который составил: на пригородных перевозках 106,8%, на междугородных - 106,0%, на городских - примерно 117%.
На ухудшении финансового положения предприятий сказался высокий темп прироста цен, который за шесть месяцев этого года по Липецкой области составил 8,3%. Особенно резко выросли цены на бензин и дизтопливо. По этой причине предприятия вынуждены сокращать расходы по остальным статьям затрат: на приобретение и восстановление шин, на техническое обслуживание и ремонт автотранспорта, на содержание и ремонт зданий и сооружений. В сочетании с высокой изношенностью автотранспортных средств это сокращение ведет к тому, что перевозчики не могут гарантировать высокую степень безопасности поездок и достаточный уровень качества своих услуг.
Следствием роста цен явилось также снижение удельного веса собственных доходов в затратах предприятий: с 48,1% в 1 полугодии 2007 года до 43,1% в 1 полугодии 2008 года. В то же время стоит отметить предприятия, которым, несмотря на равно тяжелые вместе с остальными условия хозяйствования, удалось сохранить или улучшить данный показатель. Это - предприятия Данковского района, ООО "АТП Добровское", ОАО "Тербунское АТП", ОАО "Чаплыгинское АТП". Самое высокое значение показателя окупаемости имеют ОАО "Добринское АТП" (81,9%) и индивидуальный предприниматель Ю.Н.Агеев (139,6%). Наименьший уровень окупаемости в предприятиях: Измалковского (39,5%), Становлянского (42,2%), Хлевенского (47,6%) районов и в пассажирских предприятиях г. Липецка (45,3%).
За 1 полугодие 2008 года в предприятия поступило ассигнований на покрытие убытков, связанных с регулированием тарифов, на общую сумму 360,7 млн. руб., в том числе из областного бюджета - 74,7 млн. руб., из бюджетов муниципальных образований - 286,0 млн. руб. На компенсацию убытков, связанных с перевозкой граждан льготных категорий, всего из федерального и областного бюджетов предприятиям направлено 28 млн. руб. На компенсацию проезда детей из многодетных семей направлено 4,2 млн. руб.
Общая финансовая поддержка предприятий автомобильного транспорта области из бюджетов различных уровней составила в 1 полугодии 2008 года 423,4 млн. руб.
Чтобы обеспечить нормальный уровень транспортного обслуживания жителей внутри муниципального образования, многие районные администрации были вынуждены передвинуть лимиты бюджетных назначений со второго полугодия 2008 года на первое полугодие.
Приведенные данные говорят о том, что если районные администрации не смогут изыскать дополнительные средства для покрытия убытков, связанных с регулированием тарифов на пассажирские перевозки, финансовое положение предприятий во втором полугодии ухудшится.
Расходы составили в сумме 982,2 млн. руб., в том числе по маршрутным перевозкам - 947,7 млн. руб., что больше аналогичного периода прошлого года на 17,3%.
С учетом всех видов ассигнований и компенсаций, итогом деятельности автотранспортных предприятий от перевозки пассажиров на регулярных маршрутах стал убыток в сумме 80,6 млн. руб. Положительный финансовый результат основной деятельности имеют только два предприятия - ОАО "Добринское АТП" и ИП "Агеев".

 

Можно зарабатывать!

 

Для улучшения своего финансового положения многие предприятия, помимо пассажирских перевозок, стремятся развивать и прочую деятельность, например, сдача в аренду автотранспорта и помещений (в 1 полугодии 2008 года доходы составили 2,2 млн. руб.), оказание услуг частным перевозчикам по медицинскому освидетельствованию, техническому осмотру и ремонту (доходы составили 2,3 млн. руб.), стоянка автомобилей ( получено 4,8 млн. руб.).
Кроме перечисленных, оказываются и другие виды услуг: ремонт личного автотранспорта, размещение рекламы, перевозка пассажиров легковыми такси, организация на автовокзале розничной торговли (Грязинское автопредприятие).
Общая сумма доходов, полученных предприятиями от прочей деятельности, составила 35 млн. руб., расходы составили 9,2 млн. руб. Результат - прибыль 26,8 млн. руб. Стоит отметить предприятия Данковского и Задонского районов, которые благодаря доходам от прочей деятельности получили прибыль по итогам полугодия.
В бюджете области на поддержку автомобильного пассажирского транспорта в 2008 году запланировано 218 млн. руб., в том числе на покрытие убытков - 153,8 млн. руб.

 

Внедрение прогрессивных технологий

 

Для осуществления комплекса первоочередных мероприятий по модернизации пассажирского парка области и внедрению транспортной автоматизированной системы Управление дорог и транспорта Липецкой области готовит проект областной целевой программы "Повышение комплексной безопасности и устойчивого функционирования пассажирского транспорта общего пользования Липецкой области (2009-2011 годы)".
Управление дорог и транспорта области продолжает работу по внедрению системы диспетчерского управления, контроля и обеспечения безопасности на межмуниципальном пригородном и междугороднем внутриобластном пассажирском транспорте, основанной на базе спутниковой навигации с использованием радиофицированных систем передачи данных. Начато внедрение спутниковой навигации на автобусах ЕМУП "Автоколонна-1499". На сегодня бортовыми комплектами оборудовано 10 автобусов предприятия .
Приобретено дополнительно 10 комплектов бортовых систем для автобусов ОГУП "Липецкие автобусные линии" (ЛАЛ) на сумму 138 тыс. руб. за счет собственных средств предприятия. На машинах этой компании уже установлено 43 бортовых комплекта системы навигации.

 

По материалам Управления дорог и транспорта
администрации Липецкой области

 

От редакции. Как видим, нерешенных проблем в сфере пассажирских автобусных перевозок в Липецкой области немало. Но руководство Управления вместе с Ассоциацией автоперевозчиков области постоянно ищут пути решения этих проблем. Нет сомнения, что их совместная работа приведет к улучшению транспортного обслуживания населения.