член Международного Союза общественного транспорта
ГАЗЕТА О ПАССАЖИРСКОМ ТРАНСПОРТЕ
ОСНОВАНА 22 СЕНТЯБРЯ 1995 ГОДА

Регион N 7/8 2008 год

Пассажирский транспорт Казани

Казань - крупный российский город, столица Республики Татарстан. Один из основных экономических, политических, научных и культурных центров России. По данным на 2007 год, в Казани проживает 1,12 млн. человек.
В столице Татарстана работают 4 вида пассажирского транспорта - трамвай, троллейбус, автобус и метрополитен. Сети маршрутов первых трёх видов транспорта развиты довольно широко. Метрополитен в силу своей "молодости" пока имеет всего одну линию, состоящую из пяти станций. Ниже остановимся на каждом из видов транспорта поподробнее.

 

Пассажирский транспорт Казани

 По состоянию на середину июня, в Казани работали 13 трамвайных маршрутов. В ближайшее время их количество уменьшится - одна из центральных трамвайных линий столицы Татарстана будет демонтирована, на смену трамваям придут троллейбусы. Насколько это сокращение трамвайной сети оправдано, судить пассажирам и специалистам по транспорту. Однако с точки зрения топологии сети эта линия была довольно востребована - при её отсутствии явно увеличатся так называемые "нулевые рейсы" вагонов в одно из двух трамвайных депо города.
  Подвижной состав казанского трамвая довольно разнообразен. Основные модели, эксплуатирующиеся в столице Татарстана - 71-605(А), 71-608К(М) и новые, 2007 года выпуска, ЛМ-99АЭ. В относительно небольшом количестве в Казани представлены вагоны 71-402 "Спектр", 71-619К(Т), ЛМ-93 и ЛМ-99К. На центральном маршруте N2 работают два последних рижских вагона модели РВЗ-6М2. Состояние подвижного состава в силу его высокого среднего возраста удовлетворительное. Казанские троллейбусы курсируют по 14 маршрутам, обслуживаемым двумя троллейбусными парками. Сеть маршрутов более разветвлённая, чем трамвайная. Планами дальнейшего развития города намечено её увеличение, в том числе и строительство троллейбусных линий в новых районах города.
   Сейчас в Казани идёт процесс активного обновления троллейбусного парка. В 2007 году столицей Татарстана были приобретены новые машины марки "Тролза" (30 троллейбусов модели 5275.05 "Оптима" и 2 5265 "Мегаполис"). На этот год намечена покупка 50 низкопольных троллейбусов модели 5298.01 "Авангард". Пока же основу парка составляют прошедшие капитальный ремонт машины ЗиУ-682. В единичных экземплярах на улицах Казани встречаются троллейбусы БТЗ-5276, АКСМ-101, ВМЗ-5298 и Nordtroll NTR-120MT. Состояние подвижного состава можно оценить как хорошее

 Пассажирский транспорт Казани Несмотря на более высокую стоимость проезда (15 рублей против 10 у всех трёх видов электротранспорта), автобусы в Казани пользуются большой популярностью. Этому способствуют разветвлённая маршрутная сеть (около 90 городских и 60 пригородных маршрутов), высокие скорости движения автобусов и их отличное техническое состояние. Последнее вызвано тем, что большинство машин, курсирующих по городу, новые.
  В 2007 году состоялась крупная закупка автобусов для столицы Татарстана, позволившая приостановить работу на маршрутах машин устаревших моделей, а также маловместительных и неудобных для пассажиров "Газелей" и "Пазиков". Тогда же была проведена транспортная реформа, в ходе которой были изменены многие маршруты городского транспорта. Все автобусные маршруты, как обычные, так и работавшие ранее в режиме маршрутного такси, были объединены. Сейчас они не имеют отличий по стоимости проезда и правилам работы. Единственное имеющееся на данный момент отличие - используемый подвижной состав.

 На маршрутах, обслуживаемых крупными городскими автопарками, работают преимущественно автобусы большой (НефАЗ-5299, МАЗ-203) и средней (Golden Dragon, Higer) вместимости, на маршрутах частных АТП - машины средней (те же Golden Dragon, Higer) и малой (Богдан А191, Hyundai County, Yutong) вместимости. Практически все автобусы имеют стандартизированную красную окраску. 
Новые ЛиАЗы принимают 'Липецкие автобусные линии'

 В такой же цвет окрашены и новые казанские трамваи, троллейбусы же имеют зелёные кузова (красный и зелёный - основные цвета флага Татарстана).
  Казанский метрополитен - самый "молодой" из российских метрополитенов. Первая линия казанской "подземки" прошла от Кремля до района Горки, расположенного на юге города. Пассажиропоток по этой линии весьма невысок, однако после строительства ещё двух станций - "Проспекта Победы" в южном жилом массиве и "Козьей слободы" в заречной части города - ожидается, что он увеличится более чем в 2 раза (с 70 до 190 тыс. пассажиров в сутки). Пока же потенциал метро используется не на полную мощность: 4-вагонные поезда следуют с интервалами в 6-7 минут и имеют хорошую наполняемость только в часы "пик".

 

 

Олег БОДНЯ Фото автора

 

 

Современная транспортная система - по науке...

Айдар Абдулхаков, председатель Комитета по транспорту и связи администрации Казани:

 

  - Когда есть цель совершенствовать транспортное обслуживания населения, когда надо определить, как должен развиваться весь городской транспортный комплекс, приходится решать многообразные задачи, учитывать множество параметров, и тут неизбежно столкновение интересов разных групп, участвующих в системе. - пасса Однозначных ответов на все вопросы здесь быть не может. Поэтому для решения таких задач администрация города привлекает науку. Когда была определена цель разгрузить улично-дорожную сеть, мы обратились к петербургским ученым. На тот момент по одним и тем же улицам проходили около 50 дублировавших друг друга маршрутов, обслуживавшихся в основном микроавтобусами и автобусами малого класса. В результате исследовательской работы была существенно пересмотрена вся маршрутная сеть в городе, с 1 июля 2007 года стали работать по новой схеме. Разумеется, не все сразу наладилось идеально, но в целом, мы считаем, многие задачи по повышению качества транспортного облуживания пассажиров успешно решены. И это было оценено национальной премией "Золотая колесница" сразу в 6 номинациях.
  В прошедшем году было закуплено 1237 новых больших городских автобусов, соответствующих экологическим стандартам Euro-3, в основном низкопольных, 32 новых троллейбуса, 20 новых трамваев.
  Требования пассажиров к качеству и комфорту перевозок постоянно растут, стало быть, и останавливаться нельзя. В нынешнем году будет открыта новая станция Казанского метрополитена, а в 2009 - еще одна, которая будет уже за рекой Казанкой. Серьезным стимулом для активной работы стала подготовка к Универсиаде, которая пройдет в Казани в 2013 году. Разрабатывается очень масштабная программа по развитию городской транспортной системы, включающая модернизацию и развитие улично-дорожной сети, развитие всей транспортной инфраструктуры...Только на 2009 год запланировано увеличение троллейбусных линий на 67 километров, а к Универсиаде в плане построить 143 километра. Предполагается осуществить полную реконструкцию трамвайных линий. К сожалению, придется убрать трамвай из центра города, зато он получит значительное развитие в спальных районах, где большой пассажиропоток и можно обеспечить более высокие скорости движения.
  Один из важнейших пунктов программы развития транспортной системы - отдать на дорогах приоритет общественному транспорту. В городе уже 6 улиц с выделенными полосами для движения автобуса. В ближайшее время к ним добавятся еще 12. Параллельно внедряются интеллектуальные транспортные системы, включающие современные технологии по спутниковому слежению и диспетчеризацией, работу светофоров, предоставляющих общественному транспорту преимущество на дорогах. При разработке и внедрении программы стараемся использовать лучший зарубежный опыт.