член Международного Союза общественного транспорта
ГАЗЕТА О ПАССАЖИРСКОМ ТРАНСПОРТЕ
ОСНОВАНА 22 СЕНТЯБРЯ 1995 ГОДА

Регион N 133 2010 год

Формировать системы мобильности нового качества

В последнее время наблюдается обострение внимания к развитию транспортных систем городов в контексте градостроительного проектирования. Переосмысление значения общественного транспорта в рамках транспортных систем необходимо как часть учета мирового опыта в интеграции транспортной системы, как часть градостроительной философии. «Формировать системы мобильности нового качества» - так звучит общий заголовок для серии материалов о глобальных тенденциях в развитии транспортных систем городов и накопленном опыте, о прогнозах развития транспортной ситуации в российских городах и изменениях в секторе общественного транспорта, о различных подходах к градостроительному планированию с интегрированием транспортных систем, которые подготовила для нашей газеты директор архангельской компании «АвтоДорожный Консалтинг» Елена СВАТКОВА.

 

Первый материал серии был опубликован в «Омнибусе» №132.
Предлагаемая вашему вниманию вторая публикация серии посвящена мировому опыту организации агломераций, основным принципам их функционирования и перспективам развития общественного транспорта в рамках агломерационного подхода.

 

2. Новые перспективы развитию общественного транспорта дает агломерационный подход

 

Известно, что административные границы сдерживают экономический рост, понижают масштабность стратегий развития. Особенно граничный эффект негативно влияет на развитие транспортных систем. Укрупнение - путь активизации в условиях современного глобального рынка на основе новых возможностей:

  • оптимизировать схемы развития транспортных сетей и системы расселения;
  • продуцировать более масштабные проекты;
  • повышать инвестиционный потенциал проектов, и, прежде всего, инфраструктурных;
  • повышать мобильность населения на основе систем общественного транспорта и выравнивать занятость между поселениями, расположенными в транспортной досягаемости друг от друга, приемлемой для повседневных поездок между домом и работой. Критическим фактором является не расстояние, а время. Если поездка на работу требует полчаса, то для современного человека не важно, что дом и работа находятся в разных муниципалитетах.

Чикаго входит в список самых удобных для жизни городов в СШАПеречисленные новые возможности в мировой практике успешно реализуются на основе агломерационного подхода, т.е. согласования и объединения интересов поселений, которые оказывают взаимное влияние друг на друга. Раздельное рассмотрение таких взаимозависимых поселений искажает реальную картину. Поэтому, для качественного транспортного планирования важно учитывать развитие таких поселений не как «островных образований» в рамках административных границ, а как участников агломераций, ежедневно обменивающихся пассажиро- и грузопотоками определенной мощности.

 

Агломерационный подход предусмотрен Концепцией Стратегии социально-экономического развития регионов РФ (Минрегионразвития, 2005 г.), которая, в числе прочих новых принципов, продвигает принцип субсидиарности, предполагающий децентрализацию власти и исполнение тех или иных полномочий на том уровне управления, где они могут быть исполнены наиболее эффективным образом.

Согласно Концепции, совокупность регионов - «локомотивов роста» - должна составить новую каркасную структуру пространственной организации России. Эта новая структура может быть образована не только субъектами федерации, но и городскими агломерациями, связанными общностью экономической и социальной жизни. Физическим каркасом такой агломерации является общая система транспортных коммуникаций, обеспечивающая ежедневную мобильность населения.

 

Понятие «агломерация» в мировой практике

Агломерация может быть моноцентричной с центральным городом-ядром (не обязательно самым большим), а может быть полицентричной (конурбация). Хороший пример конурбации - Сан-Франциско. В административных границах этот город насчитывает всего 500 тыс. жителей. Но, несмотря на небольшую величину, этот город имеет известные на весь мир картинные галереи, концертные залы, величественные небоскребы - это один из крупнейших культурных и деловых центров США. Сан-Франциско, являясь ядром агломерации, обслуживает территорию с населением 5 млн. человек, куда входят города с численностью населения большей, чем сам Сан-Франциско (Окленд, Сан-Хосе - столица Силиконовой долины).

 

Всего в США насчитывается 50 агломераций-миллионников. Это - доминирующая форма расселения в США, где проживает 90% всего населения.

 

Агломерации в США начали формироваться в 1950-е годы на основании четких критериев:

  • если 25% активного населения одной территориальной единицы работают в соседней территориальной единице или, если из всего количества рабочих мест 25% занято проживающими в соседней территориальной единице, то эти две административные единицы могут быть выделены в агломерацию.

Чикаго входит в список самых удобных для жизни городов в США

 

Успех агломерационной практики сделал тему агломерации экономически актуальной, и десятки городов, каждый из которых изначально обладал и дорожил своей автономией, стали сливаться в агломерации. Автономии скреплялись надстроечными формами управления без ликвидации самих муниципалитетов. Основная причина растущей актуальности агломераций объяснялась управленческими соображениями.

 

Существует распространенное понятие - оптимальный для управления город.

 

Критерии: управленческий охват таких задач как комфорт проживания, управляемость коммунальным хозяйством (водоснабжением, теплоснабжением, канализацией и очистными сооружениями), эффективность и оперативность реагирования пожарной охраны, скорой помощи, системы правопорядка и эффективность системы общественного транспорта.

 

Оптимум города определяется на отметке около 300 тыс. жителей. В городе с такой численностью уже могут появиться структуры и услуги, которые ассоциируются с комфортом столичной жизни: несколько театров и музеев, несколько вузов, крупные торговые центры, аэропорт, железнодорожный вокзал, обеспечивающие связь с другими городами и даже странами. Этот уровень способен удерживать активный средний класс от оттока в более крупные города.

 

Если численность города выше этой отметки, то управление городским хозяйством усложняется. Нагрузки возрастают на все инженерные сети, которые чаще дают сбои, но при этом оперативность служб экстренного реагирования, наоборот, снижается. Возникают сбои в функционировании систем, прежде всего, транспортной. Сложно организовать четкую работу общественного транспорта между разными районами города, учесть все ритмы. Снижение качества услуг общественного транспорта вызывает отток пользователей на личный легковой транспорт. Возникает перегруженность дорог и улиц и ее неизбежное следствие - снижение безопасности жизни (рост аварийности, ухудшение качества воздуха, шум).

Однако оптимальный по управляемости городского хозяйства город не может «потянуть» многие урбанистические функции. Например:

  • крупный стадион, центр развлечений, хороший оперный или драматический театр, которые, как известно, окупаются при наличии в зоне влияния этих объектов населения порядка 1 миллиона человек,
  • метро (около 1,5-2,0 млн. жителей),
  • троллейбус (не менее 600 тыс.).

 

Эта дилемма между управленческим оптимумом и необходимым масштабом для экономической окупаемости проектов решается с помощью федеративной логики - создания федерации поселений, каждая из которых поддерживает управленческий оптимум и обладает самостоятельностью в своих делах, но какую-то часть суверенитета, связанную с общими интересами, делегирует на верхний уровень. Такой подход создает новые возможности, расширяет масштаб влияния и наращивает инвестиционный потенциал. Об административном объединении участников агломерации речь не идет.

 

Основу агломерации составляет принцип субсидиарности: решать проблемы как можно ниже и, только если это не получается, из-за необходимости принимать решения в более масштабном системном контексте - передавать их на следующий, более высокий уровень, способный расширять масштаб охвата. Применение этого золотого правила агломерации «отшлифовано до блеска» в США и Великобритании. Поселения в составе агломерации остаются формально разрезанными административными границами муниципалитетов, однако ни бизнес, ни население этого совершенно не замечают. Именно успешная интеграция, делающая административные границы прозрачными, - основной критерий успеха применения агломерационного подхода.

 

Структуры, формирующие надстроечный уровень - это разнообразные Советы, которые занимаются стратегией развития агломерации, а также вопросами, которые непосильны муниципалитетам в одиночку. В Великобритании представители в Советы выбираются, а в США - назначаются муниципалитетами.

 

Главные области ответственности надстроечных структур:

  1. транспорт;
  2. охрана правопорядка;
  3. охрана окружающей среды, состояние воды и атмосферы;
  4. другие вопросы (например, пользование подземными водоносными слоями и т.п.).

 

Например, Совет Большого Чикаго (8 млн. чел., в то время как сам город Чикаго имеет население чуть более 1 млн.) состоит из 30 членов, из которых только 7 представляют интересы центрального города. Одна из главных задач работы Совета - реализация стратегии развития агломерации Большой Чикаго до 2040 г.

Определенные федеральные трансферты в США увязаны исключительно:

  1. с агломерациями и наличием у них долгосрочных программ развития и координационно-исследовательских структур;
  2. с эффективностью управления агломерациями.

 

Перед членами Совета отвечают нанятые сотрудники надстроечной структуры - ученые, консультанты, координаторы, т.е. команда, которая профессионально занимается непосредственно работой. Сами Советы проектов не осуществляют и их финансированием не занимаются. Их главная задача - координировать работу в масштабе агломерации, анализировать результаты, выявлять и предупреждать проблемы, искать пути их решения, оптимизировать, гармонизировать, балансировать интересы, выяснять, что нужно гражданам агломерации, и в каком направлении нужно развивать агломерацию для повышения ее конкурентоспособности, обеспечения экономического успеха, занятости и высокого качества жизни.

 

Все решения Совета проходят только в случае принятия их единогласно. Обязательное условие - обратная связь с населением и контроль деятельности Советов со стороны гражданского общества.

 

В российской практике известен пример подобия надстроечной структуры - администрация района Кавминвод, объединяющая интересы Пятигорска, Железноводска, Кисловодска, Ессентуков и более мелких поселений на юге Ставропольского края. В основном они объединились в агломерацию для совместной координации курортной деятельности, но оказались способными и на другие дела, например, пробили федеральное финансирование дорожного строительства, которое полагалось только городам свыше полумиллиона жителей. Объединение позволило им доказать, что совместно они этому и ряду других критериев вполне отвечают. Таким образом, российская практика показала, что ФЗ №131 «Об основах местного самоуправления» вполне позволяет российским городам двигаться в перспективном агломерационном направлении.

(Продолжение следует)

 

В Новосибирске открыли новую станцию метро

В Новосибирске запущена в эксплуатацию новая станция метро - «Золотая нива».

 

Начало работы такого объекта - это и возникновение комплексного транспортного узла на стыке Дзержинского и Октябрьского районов.

Проект второго пускового комплекса второй очереди метрополитена предусматривал строительство 13-й станции - «Золотая нива» и перегона до станции «Берёзовая роща» протяжённостью 1,548 км.

«Станция начала работать в полном цикле, начато бесперебойное движение поездов», - сообщил мэр Владимир Городецкий. Интервал прохождения поездов на новой станции составляет 5-6 минут.

«Наше твёрдое намерение - продолжать строительство метро. Мы надеемся, что мы все - города, в которых строится метро, - будем убедительными в отстаивании своей позиции и найдем взаимопонимание: без поддержки федерального центра возведение подобных объектов - непосильная для местных бюджетов задача»,- считает мэр. Следующая запланированная для строительства станция - «Площадь Станиславского».

 

«Золотая Корона» внедрила транспортные карты в Благовещенске

Начала работать система «Электронный проездной-Благовещенск» - совместный проект российской платёжной системы «Золотая Корона», министерства социальной защиты населения Амурской области и Азиатско-Тихоокеанского банка.

 

Благовещенск стал первым городом Дальневосточного Федерального округа, где в общественном транспорте оплатить проезд можно не только наличными, но и пластиковой «Социальной картой».

Микропроцессорные социальные карты с транспортным приложением постепенно заменят используемые до настоящего времени в регионе единые социальные проездные билеты.

Внедрение первой на Дальнем Востоке России системы безналичной оплаты проезда стало результатом эффективного государственно-частного партнерства и является примером консолидированного подхода к модернизации социально значимого сектора экономики. Используя масштабный опыт работы РПС «Золотая Корона» в сфере автоматизации городских пассажирских перевозок, администрация Амурской области предложила горожанам сервис, отвечающий самым высоким требованиям современной организации транспортной отрасли. В системе «Электронный проездной-Благовещенск» аккумулированы лучшие решения, проверенные в процессе работы в таких городах, как Новосибирск, Самара, Челябинск, Оренбург, Горно-Алтайск, Омск, Кемерово.

Сегодня к системе подключен весь муниципальный транспорт города: проезд по транспортным картам можно оплатить во всех автобусах и троллейбусах. Все транспортные средства, подключенные к системе, обозначены наклейками «Социальная транспортная карта». В июне к системе присоединились ещё несколько транспортных предприятий, обслуживающих пригородные маршруты.

Получить социальную транспортную карту может любой житель города Благовещенска и Благовещенского района, имеющий право на льготный проезд в общественном пассажирском транспорте. Для этого достаточно оформить заявление на выдачу карты в головном офисе Азиатско-Тихоокеанского банка. Количество поездок по карте в течение месяца не ограничено. На карту также можно получать пенсию и иные социальные выплаты.