член Международного Союза общественного транспорта
ГАЗЕТА О ПАССАЖИРСКОМ ТРАНСПОРТЕ
ОСНОВАНА 22 СЕНТЯБРЯ 1995 ГОДА

Регион N 136 2011 год

«Лучший подарок для горожан — улучшение качества нашей работы»

 

В должности генерального директора СПб ГУП «Пассажиравтотранс» Александр Бебенин работает чуть больше года. Ранее он возглавлял Северо-Западную транспортную прокуратуру. Молодой и требовательный руководитель, с первых дней работы на предприятии занял активную позицию, значительно повысив ответственность подчинённых. Об актуальных задачах и уже решённых проблемах он рассказал в интервью нашей газете.

 

Александр Бебенин
- Александр Борисович, узнав о том, каким предприятием вы будете руководить, представляли ли вы весь масштаб работы? Свои первые впечатления помните?
- Конечно, моя работа на предыдущей должности дала мне полное представление о транспортной системе региона, и то место, которое занимал в ней «Пассажиравтотранс», мне было хорошо известно. Но, как говорится, чтобы хорошо узнать что-то, нужно в это погрузиться. Свои ощущения помню. Представьте, моими подчинёнными оказались сразу 8000 человек. Я стою перед ними, а они пристально смотрят на меня. Мысль одна: «Надо взять вес и удержать».
- Получается держать?
- Стараюсь. В любом случае, оценка моей работы - прерогатива пассажиров, коллектива предприятия и руководства города.
- Автобусы «Пассажиравтотранса» каждый день перевозят по городу тысячи петербуржцев и гостей города. Каким парком машин располагает пред¬приятие и сколько маршрутов сегодня обслуживает?
- Списочный состав, имеющийся в распоряжении нашего предприятия, составляет 1600 автобусов. Ежедневно мы перевозим около 600 000 пассажиров, в год эта цифра составляет порядка 250 млн. человек. Мы обслуживаем 109 городских, 8 пригородных и 32 междугородных маршрута.
- Наряду с новыми автобусами на линию выходят и машины со стажем. Есть планы по их замене?
- Обновление подвижного состава очень важно для транспортного предприятия, ведь ожидания горожан связаны главным образом с комфортом и безопасностью поездки. Но, одновременно, это требует огромных бюджетных затрат. В прошлом году мы обновили треть нашего парка, получив 452 автобуса для городских маршрутов и 19 автобусов для перевозки детей, а также вложив собственные средства в покупку 20 междугородных автобусов MAN. В этом году планы скромнее, но закупки продолжатся, мы ждём поступления 30-40 новых машин.
- Автобусное сообщение исторически имело большое значение для Санкт-Петербурга. В чём вы видите сегодняшнюю роль этого вида транспорта?
- Автобус не привязан ни к рельсам, ни к контактной сети, поэтому он отличается мобильностью и может выполнять различные задачи. Например, автобус работает там, где закрывается трамвайное движение. Если ограничивается работа метро, усиливаются автобусные маршруты. Также мы оперативно выделяем автобусы при наступлении чрезвычайных ситуаций. Обязательно участвуем в транспортном обслуживании важных общегородских мероприятий, в частности, Петербургского экономического форума. Да что говорить, даже фанатов футбольных команд, прибывающих в Санкт-Петербург на гостевые матчи, доставляем от вокзала на стадион «Петровский»...
- Пассажиров сегодня всё больше волнуют вопросы безопасности. Что делается для её повышения?
- Конечно, обеспечение безопасности является приоритетным направлением нашей деятельности. Назову базовые принципы: снижение аварийности, повышение надёжности водительского состава и применение к нарушителям материальной и дисциплинарной ответственности. Для реализации этих принципов разработан целый ряд мер. Во-первых, это обязательное обучение водителей для повышения уровня профессионального мастерства, проводимое 2 раза в год. Нарушители ПДД проходят дополнительную переподготовку. Во-вторых, линейный контроль на маршрутах, который организуют не только специалисты, но и руководители наших автопарков. Также мы возродили институт водителей-инструкторов для профилактической работы с водительским составом.
В сфере пассажирских автомобильных перевозок Санкт-Петербурга СПб ГУП «Пассажиравтотранс» первым внедрило автоматизированную систему предрейсового осмотра водителей с целью снижения риска возникновения аварийных ситуаций. Она максимально повышает объективность информации и исключает субъективные оценки медицинского персонала, проводящего осмотры.
Все автобусы нашего предприятия, обслуживающие междугородные маршруты, снабжены ремнями безопасности. Группы детей перевозим только на автобусах, специально предназначенных для этой цели.
- Автобусы «Пассажиравтотранса» стали своеобразной экспериментальной площадкой для новых технологий. Как вы оцениваете этот шаг?
- Внедрение новых технологий - закономерный этап развития транспортной отрасли. Действительно, сегодня на нашем подвижном составе установлено оборудование системы электронного контроля оплаты проезда и АСУ ГПТ (автоматизированной системы управления городским пассажирским транспортом). За этими сложными словосочетаниями стоят понятные и нужные вещи. В первом случае - удобство горожан при ежедневной оплате своих поездок, а во втором - возможность получения полной информации о местонахождении автобуса и оперативного реагирования на непредвиденные ситуации. Другой вопрос, что люди, консервативные по своей природе, не всегда сразу принимают технические новинки, и нужно время, чтобы привыкнуть к ним и оценить удобство. Поэтому, например, в случае с электронной оплатой проезда мы параллельно проводили обучение персонала и информирование пассажиров.
- Что вы считаете необходимым для правильной организации работы на предприятии? Какие требования предъявляются к персоналу?
- Мои основные требования как руководителя - заинтересованность в работе, бережное отношение к имуществу и дисциплина. Дисциплина трудовая, и, что я считаю наиболее важным - дисциплина внутренняя. Иногда нужно проявить жёсткость по отношению к подчинённым, но, прежде всего, потому, что мы работаем на пассажирском транспорте. Это значит, что неверные действия любого сотрудника или халатность могут прямо или косвенно повлиять на процесс перевозок. Допускать этого нельзя. Кроме того, работа коллектива должна базироваться на чувстве товарищества и неравнодушии к общему делу.
- Как предприятие отметит историческую дату?
- Строго говоря, 85-летие не является юбилеем, хотя, конечно, это важная и значимая дата. Поэтому мы не будем устраивать пышных мероприятий с большими затратами. Считаю, что лучшим подарком горожанам станет улучшение качества нашей работы. Комфортабельный, чистый автобус, работа по расписанию, квалифицированный водитель - вот главные ожидания наших пассажиров. Мы постараемся их оправдать.

Беседовала Татьяна КЛЕПИКОВА
 

85 лет успешной работы в сегменте городских автобусных перевозок - этим достижением СПб ГУП «Пассажиравтотранс» обязано, прежде всего, своему трудовому коллективу. Ветеранам и почётным работникам, преданным любимому делу; молодым амбициозным специалистам, подхватившим победную эстафету. Тем, кто ежедневно обслуживает пассажиров на маршрутах. И тем, кто, оставаясь «за кадром», вносит вклад в общее дело. Знаменательная дата - повод познакомиться с некоторыми из них.

 

Андрей Галямов: « Я не жалею о том, что стал водителем»

 

Андрей ГалямовУ водителя Андрея Галямова много наград. Он пережил ленинградскую блокаду, неоднократно поощрялся за многолетний ударный труд. Но о нагрудном знаке «За работу без аварий» 1-й степени он говорит с особой гордостью.

 

«Я пришёл в автобусный парк №1 в 1960 году, окончив курсы водителей после службы на флоте. Всегда мечтал водить автобус. Начинал с городских маршрутов, а потом общественная работа помогла мне перейти в междугородную колонну, ведь без партийного билета туда было не попасть. 18 лет я отработал на маршруте «Ленинград - Даугавпилс» (Латвия). Сколько городов я объездил, со сколькими людьми познакомился! Во время Олимпиады-80 сопровождал команду Венесуэлы по футболу, обслуживал группы известных ленинградских артистов. В случае необходимости был готов подменить коллег, и это не было мне в тягость, ведь я занимался любимым делом.
Работа водителя всегда была сложной и ответственной, но своим напарникам я говорил: ваши переживания должны оставаться при вас, быть незаметными для пассажиров. Этому я научил и младшего брата, Александра, которого привёл работать в наш парк. Не поверите, после моего ухода на пенсию он продолжил работать на моём маршруте! Так что мы - больше, чем трудовая династия.
За 32 года работы за рулём я ни разу не побывал в дорожной аварии. Молодёжи хочу напомнить, как сегодня важна культура вождения и дисциплинированность. Водитель обязан не просто соблюдать Правила дорожного движения, но и предугадывать возможные осложнения на дороге. И всегда помнить, что за его спиной, в салоне находятся живые люди. Их безопасность и здоровье - самое главное».

 

Константин Фрес: «Транспорт - это на всю жизнь»

 

Константин ФресНачальник отдела эксплуатации автобусного парка №2 Константин Фрес оказался в Петербурге по иронии судьбы. А вот работу на пассажирском транспорте он не считает случайным эпизодом своего жизненного пути.

 

«После службы в армии я остался жить в городе на Неве, получил высшее образование, поступил на должность механика в филиал автобусного парка №2 в Зеленогорске. Более пяти лет проработал начальником колонны. Этот опыт помогает мне и сегодня, ведь теперь я координирую действия начальников колонн, обеспечивая своевременный ежедневный выпуск 229 автобусов на линию. Нельзя допускать срывов, просчётов. Дорожная обстановка сложна и изменчива. Например, внезапно начинаются ремонтные работы, о чём нам сообщает водитель. Оперативно выезжаем на место, оцениваем обстановку, вводим объезд. Специалисты отдела готовят и открытие новых маршрутов. Заранее проверяют трассы для осуществления детских перевозок, ведь безопасность дорожного движения всегда на первом месте.
Важно, что мы получаем новую технику, и очень бы хотелось, чтобы обновление подвижного состава продолжилось. 20 новых автобусов в год стали бы очень существенной поддержкой нашему парку. Необходимо сделать работу привлекательной для людей, и «Пассажиравтотранс» предоставляет комфортные условия труда и отдыха. Сотрудники знают, что могут получить квалифицированную медицинскую помощь, путёвку в детский лагерь для ребёнка. Персоналу мы стараемся уделять больше внимания, помогать, разъяснять. Ведь десятилетиями люди работали по привычной для них схеме, но время изменилось. Внедрены электронный документооборот, система навигации. Транспорт - это постоянное движение и на трассе, и внутри парка. Это очень интересно, поэтому я не представляю свою жизнь без работы на предприятии».

 

Галина Жучкова: «Вижу каждого пассажира»

 

Галина ЖучковаПочётный работник автомобильного транспорта Галина Жучкова работает кондуктором на пригородном маршруте автобусного парка №5. Коллеги говорят о ней: «У Галины Ивановны не то что «заяц», муха не проскочит!». Лояльность кондуктора и культура обслуживания, по мнению Галины, могут изменить отношение пассажира к оплате проезда.

 

«Конечно, сегодня кондукторы работают в сложных условиях. По правилам пассажир должен оплатить проезд, а лишь потом занять место в салоне. На практике - всё наоборот. Поэтому я провожу целый день на ногах, перемещаюсь по салону, прошу произвести оплату. Многих пассажиров знаю не только в лицо, но и помню, каким проездным билетом они пользуются.
Я работаю на пригородном маршруте, а в летний период действуют льготы. Я рассказываю об этом пассажирам, объявляю остановки, они благодарят. Бывает, некоторые капризничают, нервничают, но конфликтных ситуаций удаётся избежать. Сейчас приучаю людей пользоваться стационарной системой оплаты проезда, что предъявлять проездные нужно самостоятельно. И всегда вижу, кто приложил к валидатору карточку, а кто - нет. И если, как предполагается, кондукторов переведут в контролёры, что ж, возражать не стану. Я не меняю работу уже 39 лет, потому что она мне нравится».

 

Олег Кузьминов: «Сплочённый коллектив — залог успеха»

 

Олег КузьминовСамый молодой из директоров автобусных парков СПб ГУП «Пассажиравтотранс», Олег Кузьминов опирается на слаженную работу коллектива и прислушивается к советам опытных коллег. А о своих личных достижениях говорить не спешит.

 

«Впервые в автобусный парк я попал в 5 лет, когда отцу, который работал водителем, необходимо было пройти инструктаж, а меня не с кем было оставить. Работать я начинал инженером-механиком. До назначения на должность директора автобусного парка №6 возглавлял отдел безопасности дорожного движения в управлении. Сегодня уровень возложенной на меня ответственности несравнимо выше. Достаточно назвать количество моих подчинённых - более 1000 человек. Вопросы технической службы, службы эксплуатации, кадровая политика - это лишь часть задач, решаемых ежедневно. Обеспечению безопасности - повышенное внимание. Никогда не предугадаешь время окончания своего рабочего дня, и в выходные дни работа в парке не должна оставаться без контроля, особенно за выпуском автобусов на линию.
Сегодня «Пассажиравтотранс» реализует в шестом парке перспективный проект. На нашей территории располагается централизованный участок по ремонту, техническому обслуживанию и диагностике гидромеханических коробок передач как российского, так и зарубежного производства. Участок помогает и другим паркам, проводит обслуживание всех эксплуатируемых предприятием автоматических коробок переключения передач. Современные автобусы, снабжённые оборудованием нового поколения, требуют тщательного подхода к ремонту, поэтому специалисты участка проходят необходимые стажировки у изготовителей агрегатов. Ведь сегодня электронные системы управления позволяют проводить компьютерную диагностику, выявлять возможные неисправности и контролировать правильность эксплуатации оборудования водителями. Также мы модернизируем шинно-монтажный участок, что ускорит техническое обслуживание автобусов и сократит потери линейного времени, и, следовательно, уменьшит неудобства для пассажиров.
Наш автопарк в 2012 году отметит сорокалетие. Многие сотрудники посвятили не одно десятилетие своей жизни работе на пассажирском транспорте. Именно сплоченный трудовой коллектив, который на разных этапах существования предприятия показал способность работать в непростых условиях, является опорой руководителя. Коллеги всегда отвечают на интересующие меня вопросы. Я, в свою очередь, стараюсь не оставлять без внимания их проблемы. Я рад тому, что многие водители и специалисты парка небезразличны к его судьбе и дальнейшему развитию. Победы на многочисленных конкурсах водительского мастерства, участие в спартакиаде также говорят об этом. Надеюсь, что работники, преданные своему делу, продолжат свой трудовой путь в штате нашего филиала. Мы открыты и для тех, кто интересуется транспортом. Работа на нашем предприятии может стать их призванием».

 

Лидия Цветкова: «Диспетчер — помощник водителя»

 

Лидия ЦветковаЛидия Цветкова, старший диспетчер автобусного парка №7, руководит 11 линейными диспетчерами. За 30 лет её работы изменилось многое: автобусы, водители, пассажиры. Неизменными остались принципы диспетчера: точность, ответственность, понимание.

 

«Моя работа очень многообразна. Распределение машин по колоннам и маршрутам, внесение изменений в графики и, конечно, выпуск автобусов на линию - всё это входит в зону моей ответственности. Но самое сложное и одновременно самое интересное в работе - общение с людьми.
В диспетчерскую приходят не только за путевым листом. Водители обращаются к нам с различными вопросами. Поэтому и я, и мои подчинённые не остаёмся безразличными к их проблемам. Например, кого-то навещаем во время болезни, помогаем при потере близких родственников. В нашем коллективе нет чужих радостей и бед. Кроме того, со всеми водителями и кондукторами важно найти общий язык.
За последние годы новые технологии изменили функциональные обязанности диспетчера. Да и диспетчерская выглядит теперь совсем по-другому. На мониторах мы отслеживаем местонахождение автобуса с помощью системы спутниковой навигации. Она очень помогает, ведь теперь видны все отклонения от трассы. Это важно и для безопасности движения. Сегодня дорожная обстановка очень непростая, и, к сожалению, пассажиры нередко вымещают свои негативные эмоции на кондукторе или водителе. Но мы точно знаем, что зачастую причины опоздания автобуса объективны, и вины наших работников в этом нет. Хочется, чтобы пассажиры относились к этому с пониманием».

 

В структуру СПб ГУП «Пассажиравтотранс» входят пять автобусных парков, автовокзал, учебный комбинат, медико-санитарная часть №70, детский оздоровительный лагерь «Чайка».
Для подготовки молодых специалистов предприятие сотрудничает с ведущими петербургскими вузами - СПбГАСУ и ИНЖЕКОН. Особое внимание уделяется повышению квалификации водительского состава. Учебный комбинат СПб ГУП «Пассажиравтотранс» проводит подготовку и переподготовку водителей в соответствии с утверждёнными учебными планами и программами.

На 109 городских маршрутах, обслуживаемых предприятием, ежедневно выполняется 14610 рейсов. Самым протяжённым в Санкт-Петербурге является автобусный маршрут №123 «Улица Жени Егоровой - станция метро „Ладожская"» (25,9 км). Общий пробег автобусов в сутки составляет 237 838 км.