член Международного Союза общественного транспорта
ГАЗЕТА О ПАССАЖИРСКОМ ТРАНСПОРТЕ
ОСНОВАНА 22 СЕНТЯБРЯ 1995 ГОДА

Зарубежье

Общественный транспорт в «земле обетованной»

Система общественного транспорта Израиля переживает период бурного роста и развития. Некоторые элементы этой системы меняются впервые за всю историю страны.

 

Трамвайные вагоны Citadis на улице Яффа, ИерусалимАвтобус, поезд, такси и самая короткая линия метро

 

Ещё совсем недавно выбор средств передвижения для пассажиров в Израиле был достаточно ограниченным. Городской транспорт был представлен в основном автобусами, а в самых крупных городских агломерациях (к которым относятся, прежде всего, Тель-Авив и Хайфа) можно было совершать поездки на пригородных поездах, количество маршрутов которых, однако, было весьма небольшим.


Сейчас пригородных поездов нет, есть только междугородные, но они делают остановки на территории населённых пунктов. Например, в Хайфе у поездов 4 остановки, столько же их и в Тель-Авиве. Поезда похожи на всем нам знакомые «электрички», однако отличаются большей комфортабельностью. Примерно за три часа междугородный поезд пересекает всю территорию страны от Нагарии (самая северная станция) до Беэр-Шевы (самая южная).


Единственная линия метро действует в Хайфе. Она носит название «Кармелит», состоит из шести станций и связывает Нижний и Верхний город. Стоимость проезда примерно равна 36 рублям. Линия «Кармелит» - самая маленькая в мире система внеуличного подземного транспорта: её длина составляет всего 2 км, включая станции, или 1803 метров без учёта станций.


Сочленённый автобус для системы Metronit, ХайфаКак отмечалось выше, автобус остаётся основным средством передвижения для большинства пассажиров в Израиле. Основным автобусным перевозчиком является компания «Эггед». В тель-авивской агломерации примерно половину автобусных перевозок выполняет компания «Дан». На местном уровне работает достаточно много мелких автоперевозчиков.


Право на осуществление пассажирских перевозок в том или ином населённом пункте, либо сразу в нескольких таких пунктах можно получить, выиграв тендер, проведением которого занимается Министерство транспорта Израиля.


Пассажиры в автобусе могут заплатить за одну поездку, либо приобрести проездной билет на 10 поездок или 1 месяц. В Тель-Авиве и некоторых небольших городах есть проездные билеты, действующие 1 сутки. Билеты можно приобрести у водителей, либо в кассах. Возможна оплата проезда с помощью кредитной карты. Проезд на пригородных автобусных маршрутах стоит дороже, чем на городских.


Опредёленное своеобразие графику работы общественного транспорта придаёт в Израиле шабат - празднование субботы, которая считается в иудаизме седьмым днём недели, на протяжении которого Тора предписывает воздерживаться от работы. Движение транспорта прекращается на закате в пятницу и возобновляется на закате в субботу. Исключение составляют Хайфа, некоторые районы Тель-Авива и несколько других городов на севере страны: там в субботу есть ограниченное движение пассажирского транспорта по некоторым маршрутам. Муниципалитет Тель-Авива сейчас выступил с просьбой разрешить движение автобусов в субботу, но решение по этому вопросу не принято. Как отмечают сами жители страны, в субботу резко возрастает роль личного транспорта, наличие которого позволяет местному населению не замечать отсутствия общественного.

 

Листовка с информацией об изменении маршрутов общественного транспорта в Иерусалиме

В Израиле имеются два вида общественного транспорта, называемого такси: маршрутное такси («Монит шерут») и обычное такси («Монит»).


Маршрутные такси действуют во многих населённых пунктах страны и курсируют как на внутригородских, так и на междугородных линиях. Это единственный вид транспорта, работающий по субботам (не везде, правда) и в праздничные дни. Стоимость проезда фиксированная и обычно на 10% ниже, чем на автобусе. В маршрутных такси также предусмотрена возможность оплаты за 10 поездок, со скидкой. Плату за проезд собирает водитель при посадке.


Обычное легковое такси действует во всех городах страны. Оплата проезда исчисляется исходя из фиксированной суммы за посадку и тарифа за каждый километр пути. Кроме того, взимается плата за крупногабаритный багаж. За обслуживание в ночное время, а также в субботу и праздники взимается надбавка. Считается, что оплата проезда должна производиться по счётчику, который должен быть включен в момент посадки пассажира. Однако фактически по счётчику никто не платит, и проезд в такси обычно оплачивается согласно названной водителем при посадке цене.

 

Трамвай: сначала в Иерусалиме, затем в Тель-Авиве

 

Первая трамвайная линия в стране начала работать в августе прошлого года в Иерусалиме. В ближайшие 5 лет запланировано создание дополнительных трамвайных маршрутов в этом городе. Ожидается, что когда трамвай будет работать в полном объёме, в Иерусалиме будет 21 маршрут городского рельсового транспорта.


Трамвайная линия проходит от горы Герцль на западе израильской столицы через центральный автовокзал, далее по знаменитой улице Яффа до стен Старого города. Затем линия поворачивает на север и идет до района Писгат-Зеэв.


На маршруте работают низкопольные трамвайные поезда Citadis. Он насчитывает 23 остановки, включая конечные. Пока что иерусалимские трамваи курсируют каждые 9 минут. Уже во второй половине 2012 года интервалы движения трамваев будут снижены до 6 минут.


Предполагается, что трамвай избавит многих туристов от необходимости разбираться в запутанной сети иерусалимских автобусных маршрутов, схему которой найти проблематично. Почти все самостоятельные путешественники прибывают в Иерусалим на центральный автовокзал, прямо перед окнами которого теперь останавливается трамвай. За четверть часа он доставит туристов в обход пробок к Старому городу.


В сентябре прошлого года была начата подготовка к строительству трамвайной линии в старой столице Израиля - Тель-Авиве. Министр транспорта Исраэль Кац назвал проект по созданию трамвая в Тель-Авиве самым важным проектом в области транспорта в Израиле. Его реализация началась с работ по бурению скважин для тоннелей. Министр добавил, что после нескольких попыток выполнить проект с помощью концессионера Минтранс принял решение перейти на госфинансирование стройки. Для этой цели правительство выделило около 11 млрд. шекелей (примерно 2,9 млрд. долларов США). Для выполнения проекта была выбрана компания НЕТА.


Проект предусматривает создание трамвайного сообщения между Тель-Авивом и окрестностями. Так называемый «красный маршрут» пройдёт через самые загруженные городские точки. Его длина составит 22 км, из них 10 км - в тоннельном исполнении. На линии будут построены 33 станции, 23 наземные и 10 подземных. Расстояние между наземными станциями составит около 500 метров, между подземными - около километра. Планируется, что в часы «пик» трамваи «красного маршрута» будут курсировать каждые 3 минуты.


Затем будут открыты дополнительные маршруты, «зелёный» и «жёлтый». «Красная» линия трамвая должна начать свою работу в 2017 году, «зелёная» - через три года после «красной».

 

Реорганизация транспорта в старой и новой столицах

 

Преобразования в области общественного транспорта начались в столице Израиля ещё два года назад. Поскольку Иерусалим находится на первом месте среди всех городов Израиля по уровню использования общественного транспорта - около 40% жителей израильской столицы передвигаются на автобусе каждый день - именно столичному транспорту было уделено особое внимание.


В октябре 2010 года в Иерусалиме начали функционировать скоростные городские автобусные маршруты. На них используются новые автобусы вместительностью до 140 пассажиров. Стоимость проекта составила 530 млн. шекелей (около 141,2 млн. долларов США), включая приобретение 150 автобусов на сумму около 300 млн. шекелей (около 79,9 млн. долларов США), а также строительство специальных скоростных полос для движения автобусов и установку десятков новых остановочных пунктов.


Скоростные автобусы курсируют с высокой частотой движения по центральным артериям города. Для них предусмотрены отдельная полоса на магистралях и преимущество на светофорах, обеспечивающие выполнение точного графика движения - каждые 6 минут в часы «пик».


Длина автобусов, работающих на скоростных линиях, - около 19 метров. Они оборудованы четырьмя дверьми для быстрого пассажирообмена на остановках. Автобусы оснащены кондиционерами, электронными и голосовыми системами оповещения пассажиров, удобны для инвалидов. Новый подвижной состав характеризуется низким уровнем загрязнения воздуха и шума.


В декабре 2011 года прошла презентация скоростного автобусного маршрута в третьем по величине портовом и курортном городе Хайфа на берегу Средиземного моря. Скоростной автобус в Хайфе получил название «Метронит». Для движения по маршруту будут использоваться вместительные автобусы (до 150 пассажиров за одну поездку), приспособленные для перевозки людей с ограниченными возможностями передвижения и родителей с детскими колясками. Оплата проезда в «Метронит» будет осуществляться с помощью электронных проездных билетов «Рав-кав», которые можно будет приобрести в специальных автоматах на посадочных перронах. Стоимость проезда будет приравнена к стоимости обычного билета на автобус. Три маршрута «Метронит» будут проходить через Центральный автовокзал. Планируется, что скоростные автобусы начнут работать на регулярной основе в конце этого года.


В январе 2012 года израильское транспортное ведомство объявило о переходе на новую систему общественного транспорта в столице страны. По словам генерального директора Министерства транспорта Алекса Лангера, планирование работы этой системы длилось около 5 лет. В рамках объявленных нововведений предполагается улучшить транспортное сообщение юго-западных районов Иерусалима, а 22 автобусных маршрута, проходящих через 17 районов города, соединить с маршрутом иерусалимского трамвая.


В новую систему общественного транспорта вошли первый маршрут иерусалимского трамвая, 6 скоростных автобусных маршрутов общей протяжённостью 65 км и 44 обычных автобусных маршрута. Некоторые ранее работавшие маршруты автобусов были закрыты, на оставшихся интервалы движения были сокращены, а их трассы изменены с целью повышения удобства пользования. В итоге Иерусалим перешёл на систему комбинированных (районных и центральных) автобусных маршрутов вместо запутанных и петляющих линий, работавших в городе со времён британского мандата.


Вместе с маршрутной схемой была изменена и система оплаты проезда: в столице Израиля были введены новые проездные билеты, позволяющие осуществлять пересадки с одного маршрута или вида транспорта на другой без ограничений в течение 90 минут. Таким образом, цена за проезд в общественном транспорте стала единой по всему городу и перестала зависеть от вида транспорта или взаимного расположения трасс маршрутов.


Для удобства пассажиров на остановках были смонтированы специальные электронные табло, предоставляющие информацию о приближении автобусов скоростных маршрутов, созданы телефонный справочный центр и новый интернет-сайт с информацией о работе общественного транспорта и онлайн-сервисом, позволяющим спланировать маршрут поездки.


Аналогичным образом в ближайшее время будет изменена система общественного транспорта Тель-Авива. 16 марта 2012 года вступили в действие 24 нововведения, утверждённые при участии местных органов власти и автобусных компаний, с учётом мнения пассажиров. В рамках транспортной реформы станет возможен проезд по одному билету на автобусных маршрутах разных компаний. При этом также заработает система пересадок без доплаты, посредством электронной карточки «Рав-кав».


Все свои мероприятия израильское транспортное ведомство сопровождает разъяснительной кампанией, в ходе которой пользователи общественного транспорта оповещаются о сути нововведений. В местах, где вступят в силу изменения, работают специально подготовленные консультанты-инструкторы, в том числе и русскоязычные. У консультантов можно получить карманные справочники на нескольких языках, включая русский, с подробными картами изменённых автобусных маршрутов.

 

На снимках:
1. Трамвайные вагоны Citadis на улице Яффа, Иерусалим
2. Сочленённый автобус для системы Metronit, Хайфа
3. Листовка с информацией об изменении маршрутов общественного транспорта в Иерусалиме
 

Виктор СТЕПАНОВ
Фото Алекса ЗАРО и ООО «МАН Трак энд Бас Рус»

 

Из-за высоких цен на бензин немцы пересаживаются на общественный транспорт

В 2011 году в ФРГ был установлен очередной рекорд пользования пассажирским транспортом.

 

Жители Германии ещё никогда не пользовались услугами общественного транспорта так часто, как в 2011 году. Общее количество пассажиров автобусов, трамваев, поездов метро и электричек в минувшем году составило 10,9 млрд. человек, сообщило агентство AFP со ссылкой на Федеральное статистическое ведомство в Висбадене. По сравнению с 2010 годом, этот показатель увеличился на 0,5 процента. В среднем в 2011 году каждый житель ФРГ совершил 134 поездки в общественном транспорте.


Главными причинами участившегося отказа немцев от пользования личным автотранспортом эксперт в области статистики Бернд Райхель (Bernd Reichel) считает непрекращающийся рост цен на горючее, а также плохие погодные условия, в частности, непривычно холодную и снежную зиму, передаёт агентство DPA.

 

Киев обновляет подвижной состав

Коммунальное предприятие «Киевпасстранс» в марте получило первую партию из 30 троллейбусов производства корпорации «Богдан».

 

Всего же в рамках выполнения контракта по тендеру Европейского банка реконструкции и развития завод «Богдан» отгрузит украинской столице 202 современных троллейбуса. До начала чемпионата Европы по футболу КП «Киевпасстранс» планирует выпустить на линии до 400 единиц нового подвижного состава (автобусов и троллейбусов).


Выигравший большую часть тендерных программ завод «Богдан» поставит Киеву 97 12-метровых троллейбусов модели Т701.10 и 105 18-метровых сочленённых Т901.10. Сумма контракта составляет 46 млн. евро. Кроме того, столица Украины получит ещё 77 троллейбусов Богдан Т901.10 по прямому контракту с КП «Киевпасстранс».


По информации агентства «РИА МОТОР», поставляемые троллейбусы имеют пандусы для заезда колясок и систему наклона кузова, что делает их доступными для людей с ограниченными физическими возможностями. Кроме того, они оснащены усовершенствованной системой вентиляции, а новая схема управления троллейбусами позволяет экономить электроэнергию почти вдвое.

 

Автопарк Бишкека пополнится троллейбусами

В столицу Киргизии в 2012 году поступят 70-75 новых троллейбусов.

 

Об этом в конце прошедшего года заявил столичный градоначальник Иса Омуркулов. «Развитие транспортно-дорожной инфраструктуры требует вливания достаточно больших инвестиций. Транспортное обеспечение города - одна из самых трудных и важных проблем», - отметил чиновник.


По данным Управления городского транспорта мэрии Бишкека, ежедневно на маршруты столицы Киргизии выходят в среднем 250 автобусов и 87 троллейбусов, из них 21 новый. Также на городские маршруты каждый день выезжают от 2150 до 2350 микроавтобусов.


При этом на сегодня из существующих 48 жилых массивов Бишкека общественным транспортом обслуживаются только 38, отмечает информационное агентство Regnum со ссылкой на Управление по связям с общественностью мэрии Бишкека.

 

По Тбилиси снова пойдут трамваи

Французская компания Systra подготовила проект организации трамвайного движения в Тбилиси.

 

По инициативе мэрии Тбилиси, в ближайшем будущем в городе появится комфортабельный, быстрый, экологически чистый и безопасный транспорт - трамвай. Технический проект трамвайной сети был подготовлен французской компанией Systra на основе опроса населения грузинской столицы.


Протяжённость линии тбилисского трамвая составит 14 км, он будет курсировать из центра, с проспекта Чавчавадзе, до Ортачала. Продолжительность поездки в один конец составит 30 минут, в год им будет пользоваться предположительно до 100 тысяч человек.


Ранее по улицам столицы Грузии уже ходили трамваи. Но их история закончилась в 2006 году, сообщает информационное агентство TREND.