член Международного Союза общественного транспорта
ГАЗЕТА О ПАССАЖИРСКОМ ТРАНСПОРТЕ
ОСНОВАНА 22 СЕНТЯБРЯ 1995 ГОДА

Зарубежье N 5/6 2009 год

Общественный транспорт Праги: образцово работающая система

Так уж устроен человек, что на какие-то аспекты своей жизни он обращает своё внимание, только когда с ними возникают те или иные проблемы. И эта непреложная истина относится не только к здоровью или материальной обеспеченности, но и к менее важным, но необходимым составляющим нашего существования. Например, к общественному транспорту.

 

Общественный транспорт ПрагиПримерно такие мысли приходят на ум после знакомства с транспортной системой столицы Чехии. Работа пассажирского транспорта Праги устроена настолько грамотно и чётко, что он воспринимается как некая неотделимая от города часть, живущая с ним в одном ритме. И при этом украшающая его часть - Прагу уже невозможно представить без известных по всей Европе (и уж, тем более, в бывшем СССР) бело-красных трамваев «Татра», которые являются таким же символом чешской столицы, каким, например, для Лондона является знаменитый двухэтажный автобус-«даблдеккер».
Трамваи исполняют роль основного общественного транспорта Праги. Обширная сеть их линий (26 дневных и 9 ночных маршрутов) опоясывает весь город и служит каркасом транспортной системы. Дополняют трамвайные маршруты 3 линии метрополитена (57 станций), автобусы (182 дневных и 13 ночных маршрутов), 4 паромных переправы и фуникулёр. Таким образом, в чешской столице фактически работают 3 вида транспорта: внеуличный скоростной (метро), магистральный скоростной (трамваи) и подвозочный (автобусы, паромы, фуникулёр).
Общая транспортная схема города организована не менее грамотно, чем её пассажирская часть. В Праге есть и широкие транзитные магистрали, в т.ч. с многоуровневыми развязками, и небольшие улицы для местного сообщения. При этом все основные автомобильные потоки не проходят через центр города - он отдан на откуп пешеходам и общественному транспорту, преимущественно рельсовому. В спальных микрорайонах местные и транзитные потоки тоже разделены таким образом, чтобы минимизировать загрязнение воздуха жилых кварталов и избежать возникновения «пробок».
Организацией работы всех видов пассажирского транспорта в столице Чехии занимается Компания общественного транспорта г. Праги - Dopravní podnik hlavního města Prahy (DPP). Это акционерное общество, 100% акций которого принадлежат городскому самоуправлению. На компанию возложены функции как управления, так и эксплуатации. Все депо (трамвайные, метро) и автобусные парки являются подразделениями (филиалами) компании.
Как уже было отмечено выше, качество работы пражского пассажирского транспорта близко к идеалу. Это не результат сравнения с современной российской действительностью, в ходе которого можно признать идеальными подавляющее большинство европейских транспортных систем, а просто констатация факта. Трамваи, автобусы и поезда метро ходят чётко по расписанию или по интервалам. Сами вагоны и машины внешне выглядят безупречно, интерьеры салонов также на высоком уровне. Иногороднему и даже иностранному пассажиру не составляет большого труда сориентироваться в городе и выбрать нужный маршрут движения, а также наиболее оптимальный вид проездного билета для поездки.
Каким образом достигается такая качественная работа общественного транспорта? Конечно, одним из главных факторов, влияющих на качество транспортной системы, является стабильное финансирование городского перевозчика, позволяющее покрыть те эксплуатационные расходы предприятия, которые не покрываются прибылью от основных источников дохода - продажи проездных билетов, размещения рекламы на станциях метро и транспортных средствах. Но важен и сам подход к решению различных проблем эксплуатации и работы пассажирского транспорта. О них мы и поговорим дальше.

 

Регулярность движения и информационное обеспечение

 

Вместе с обычными и модернизированными вагонами Tatra моделей T3, T6A5 и KT8D5 на улицах Праги работают современные трамваи Škoda 14T. В ближайшее время на маршруты выйдут первые 100%-но низкопольные вагоны Škoda 15TГлавная задача общественного транспорта - доставить пассажира из пункта А в пункт Б за как можно меньшее время. Отсюда и основные показатели эффективности транспортной системы - маршрутная скорость и регулярность движения. Для их повышения в Праге оптимизированы схемы движения на многих улицах, а управление транспортными потоками организовано таким образом, чтобы избежать возникновения заторов или возможных преград на пути общественного транспорта. На многих перекрёстках трамваям предоставлено право преимущественного движения с принудительным переключением сигналов светофора, благодаря чему исключается их стоянка у стоп-линии и достигается высокая скорость маршрутного транспорта. Все стрелочные переводы автоматизированы, переключение направления осуществляется с помощью радиосигнала, передаваемого специальным устройством из кабины водителя.
Но каким бы быстрым и пунктуальным не был транспорт, без информационной поддержки ему не обойтись. Пассажир должен знать, какой маршрут будет оптимален для его поездки, сколько времени займёт его путешествие и сколько денег он на него затратит. Про информирование своих клиентов сотрудники DPP не забыли. На каждой пражской остановке установлен вертикальный стенд с её названием, перечнем маршрутов и расписанием движения транспорта. Расписания выполнены на листах формата А4, при этом кроме времени прохождения транспортными средствами того или иного маршрута через данную остановку на листах указывается время движения до любой другой остановки маршрута. Таким образом, пассажир может спланировать всю свою поездку с точностью до минуты, что довольно важно при оплате проезда с помощью билетов с ограниченным сроком действия (об этом - ниже).
Вообще информационное обеспечение работы пражского общественного транспорта заслуживает отдельной похвалы. Подавляющее большинство трамваев и автобусов имеет электронные маршрутоуказатели блинкерного типа со светодиодной подсветкой, одинаково хорошо различимые как днём (за счёт блинкеров ярко-жёлтого цвета), так и ночью (за счёт подсветки). В пассажирских салонах работают светодиодные указатели остановок, а также звуковые автоинформаторы. На основных остановочных пунктах размещены плакаты со схемой маршрутов, нанесённой на карту города, и описанием проездных билетов, применяемых в общественном транспорте. Кроме того, на нескольких центральных остановках (станциях метро) и в обоих терминалах пражского аэропорта есть специальные информационные центры DPP, в которых можно бесплатно взять многоязычные буклеты со схемой маршрутов и описанием способов оплаты проезда, а также приобрести более информативные справочные издания и абонементные билеты. Сотрудники центра ответят на ваши вопросы, помогут выбрать нужный маршрут или проездной. В метро справочные буклеты можно также бесплатно взять в вестибюлях станций на информационных стойках. Всё сделано для того, чтобы пассажир легко сориентировался в транспортной системе города.

 

Комфорт и внешний вид

 

В Праге есть специальные автобусные маршруты для инвалидов-колясочников. Машины, работающие на них, окрашены в нехарактерный для пражского транспорта светло-зелёный цветЕсли обеспечена доступность пассажирского транспорта, то на первый план выходят такие вопросы, как комфортность поездки и эстетическое восприятие подвижного состава. И они довольно важны - не секрет, что горожане зачастую предпочитают личный транспорт общественному по причине более низкой комфортности поездки в последнем. Пражским транспортникам удалось решить эти вопросы. Благодаря совершенной конструкции рельсового пути в трамвайных вагонах отсутствуют посторонние шумы и вибрации, а также поперечная качка. На маршрутах с большим пассажиропотоком трамваи и автобусы ходят с минимальными интервалами, используется подвижной состав повышенной вместимости (сочленённые автобусы и трамваи, двухвагонные поезда по системе многих единиц), поэтому давка в салонах отсутствует. Сами пассажирские салоны чистые и опрятные, с удобными сиденьями. Есть специально выделенные места для людей с детскими и инвалидными колясками.
Довольно оригинально на сравнительно новых трамваях и вагонах метро (в т.ч. прошедших модернизацию) организован вход и выход пассажиров. Снаружи и в салоне транспортного средства установлены специальные кнопки. Водитель при подъезде к малозагруженной остановке не открывает двери сам, а производит их разблокировку. Двери при необходимости открывают пассажиры, нажимая на эти кнопки. Тем самым экономится электричество, увеличивается ресурс дверных приводов, а в холодные и жаркие дни сохраняется микроклимат салона. За 2-3 секунды до закрытия дверей звучит зуммер и зажигаются красные лампочки над входом. Такая сигнализация служит заменой объявлению о закрытии дверей, которое иностранные гости, предположим, могут и не понять. Вообще адресное открытие дверей и сигнализация при их закрытии - довольно распространённый приём на общественном транспорте развитых стран, очень практичный и удобный, но почему-то у нас не применяющийся (за очень редкими исключениями).
Внешний вид пражских автобусов, трамваев и поездов метро - безупречен. Создаётся впечатление, будто все вагоны и машины, даже «немолодые» высокопольные «Татры» и «Каросы», совсем недавно покинули заводские стены. Лакокрасочное покрытие кузовов - высококачественное, нанесённое с помощью профессионального оборудования, состояние поверхности бортов - идеальное. Реклама на вагоны и машины наносится только самоклеющейся плёнкой. Можно сказать, что о таком состоянии подвижного состава (а нет сомнений, что его техническое состояние соответствует внешнему) большинству постсоветских эксплуатирующих предприятий, к сожалению, остаётся только мечтать. Изредка встречающиеся на бортах и в салонах «автографы» малолетних вандалов - исключение из правила.
Инфраструктура общественного транспорта Праги, также как и подвижной состав, вызывает исключительно положительные эмоции. Контактная сеть трамвая, на большинстве линий решённая в виде однопроводной подвески с гибкими поперечинами, «плавающими» держателями и термокомпенсаторами, навешена аккуратно и точно. Рельсовые пути имеют протяжённые бесстыковые участки и покрыты сверху бетонными плитами (или вмонтированы в них по специальной технологии, получившей у нас название чешской), либо искусственными газонами (что благоприятно сказывается на шумоподавлении). Ответвления и пересечения путей выполнены очень качественно, проход вагона по спецчастям почти незаметен, в том числе на вагонах с одноступенчатым подвешиванием.

 

Оплата проезда

 

Отдельно стоит рассказать об оплате проезда в пражском транспорте. Несмотря на появление во многих странах прогрессивных систем типа бесконтактных карт, в столице Чехии для оплаты проезда используются бумажные билеты, компостируемые в подвижном составе (в метро - при входе на станцию) при помощи специальных устройств, которые печатают на билете время и место гашения, а также служебную информацию. Разновидностей билетов довольно много, их классификация идёт по времени действия. Самый дешёвый билет стоит 18 крон (около 30 руб.) и действует в течение 20 (наземный транспорт) или 30 (метро) минут. Билет на один день можно приобрести за 100 крон (около 160 руб.), на месяц - всего за 550 крон (около 880 руб.). Такие расценки - следствие грамотной политики транспортной компании, поощряющей приобретение долгосрочных проездных. В итоге пассажирам выгоднее регулярно пользоваться общественным транспортом и заодно фактически кредитовать компанию-перевозчика. Для справки: штраф за безбилетный проезд составляет 700 крон (около 1120 руб.).
Все проездные билеты унифицированы - ими можно пользоваться в любых видах общественного транспорта, и все они (кроме 20/30-минутного) позволяют совершать неограниченное количество пересадок в пределах своего времени действия. Этот довольно оригинальный приём позволяет уменьшить количество маршрутов транспорта, сосредоточив весь подвижной состав на основных направлениях, пересадка между которыми становится бесплатной. Билеты можно приобрести в автоматах, установленных на основных остановках наземного транспорта и станциях метро, в табачных и газетных киосках. В подвижном составе автоматы по продаже билетов отсутствуют, и это, наверное, один из основных недостатков пражского общественного транспорта. Бывают ситуации, когда приобрести билет довольно сложно или невозможно. Например, при неработающем автомате на остановке или в позднее время, когда все киоски закрыты. В этом случае местным пассажирам помогает новый сервис - заказ билета по мобильному телефону с помощью СМС. При заказе со счёта абонента снимается сумма, равная стоимости базового проездного билета (26 крон), а на телефон поступает подтверждающее сообщение-квитанция. «Мобильный» билет действует в течение 90 минут. К сожалению, его можно заказать, только имея сим-карту чешского оператора связи, поэтому для туристов, приезжающих в Чехию на несколько дней, этот сервис недоступен.

 

Ночные маршруты и метро

 

стенд, приглашающий пассажиров принять участие в праздничных мероприятиях.Ещё одно оригинальное пражское решение - ночные маршруты трамваев и автобусов, работающие с полуночи до 5 часов утра. Эти маршруты имеют свой отдельный диапазон нумерации (трамвайные - 51-59, автобусные - 501-513) и трассы движения. Основная их цель - охват как можно большей территории города, поэтому зачастую ночные маршруты проложены не самым коротким путём, зато позволяют как можно большему числу пассажиров доехать прямо до своего дома с минимумом пересадок. Все ночные трамвайные маршруты проходят через центр Праги, при этом на любой из них можно сесть на остановке Lazarská - она является центральным пересадочным узлом ночного города. Автобусные маршруты проложены в основном по периферийным районам, но при этом также имеют протяжённые трассы. Средний интервал работы ночных маршрутов - 20-30 минут, расписание их движения размещено на всех городских остановках вместе с аналогичным для дневных маршрутов.
Краткие впечатления автора о пражском метрополитене. «Подземка» столицы Чехии (местами, кстати, превращающаяся в «надземку» - линию на эстакаде, полностью закрытую пластиковым коробом) представляет собой не привычную для нас галерею «подземных дворцов», а скорее утилитарное транспортное сооружение, которое, тем не менее, в основном приятно на вид. Архитектурное оформление станций присутствует, но среди применяемых в отделке материалов лидируют различные пластики и другие современные материалы, отчего станции выглядят более просто. У пассажиров соответствующее к ним отношение - периодически на стенах подземных переходов встречаются граффити, различные рекламные наклейки и прочий визуальный «мусор». Поезда же выглядят безупречно внешне и только иногда немного подпорчены теми же граффити и наклейками внутри.
Конечно, есть в системе общественного транспорта Праги и определённые недостатки и недоработки. Например, неприглядность остановочных пунктов и стендов, на которых некоторые пассажиры также как и в метро оставляют свои бумажно-художественные «следы», или упомянутое выше отсутствие автоматов по продаже билетов в салонах автобусов и трамваев. Вероятно, есть и ещё какие-то нюансы - просто всего за 3 дня знакомства с транспортной системой города они не попались на глаза. В общем и целом же, от работы пражского пассажирского транспорта остались преимущественно положительные впечатления. Надеемся, автору материала удалось их донести до читателей без искажения.

 

Возможно, у кого-то из наших читателей встанет вопрос о цели этих «путевых заметок». Это ни в коем случае не сочинение на тему «Как я провёл свой отпуск» и не очередная попытка восхваления образа жизни развитых европейских стран. Ни для кого не секрет, что постсоветские системы общественного транспорта, скажем мягко, далеки от совершенства. В мире же довольно много удачных находок и решений в этой отрасли, которые можно и даже нужно использовать нашим транспортникам. Об этих «ноу-хау» мы и хотим рассказать вам.
Опыт Праги можно назвать одним из наиболее показательных - этот восточноевропейский город по многим параметрам близок к российским городам-«миллионерам», а чешский менталитет во многом схож с российским. Про пражскую транспортную систему не скажешь «У богатых (читайте - развитых стран) свои причуды»: налицо трезвый расчёт и более оптимальная схема финансирования городских расходов. Ну и, конечно, желание и возможность работы на благо клиента - Пассажира.

 

НА СНИМКАХ:

  •  Вместе с обычными и модернизированными вагонами Tatra моделей T3, T6A5 и KT8D5 на улицах Праги работают современные трамваи Škoda 14T. В ближайшее время на маршруты выйдут первые 100%-но низкопольные вагоны Škoda 15T
  •  В Праге есть специальные автобусные маршруты для инвалидов-колясочников. Машины, работающие на них, окрашены в нехарактерный для пражского транспорта светло-зелёный цвет
  •  В начале мая пражский метрополитен отметил своё 35-летие. На фото - стенд, приглашающий пассажиров принять участие в праздничных мероприятиях. Среди них - поездка в музейном составе из вагонов Ечс (8 мая, с 10 до 18 часов), День открытых дверей в метродепо Kačerov

Олег БОДНЯ  Фото автора