член Международного Союза общественного транспорта
ГАЗЕТА О ПАССАЖИРСКОМ ТРАНСПОРТЕ
ОСНОВАНА 22 СЕНТЯБРЯ 1995 ГОДА

Зарубежье N 9/10 2009 год

Luas - значит «скорость»

Залог и история успеха ЛРТ столицы Ирландии

В середине 1990-х в гостевой книге одного из петербургских транспортных сайтов появилась запись, настоящий «крик души» архитектора из Дублина: «Пожалуйста, расскажите больше про ваш трамвай! Мы здесь задыхаемся от машин и нуждаемся в любой информации о транспорте, который избавит нас от этого». К сожалению, с точки зрения позитивного опыта, уже тогда делиться было нечем. А сегодня «весточка» ирландского гостя в адрес города с трамвайной сетью некогда очень мощной, но дождавшейся хотя бы минимума необходимой реконструкции того, что осталось, лишь 12 лет спустя, вспоминается скорее, как предупреждение.

 

Общественный транспорт ДублинаДублину пришлось строить свою рельсовую сеть с нуля. Трамваи ходили здесь с 1872 по 1959 год, когда была закрыта последняя пригородная линия, и долгое время основным городским перевозчиком оставался автобус. Вернуться к вопросу об уличном рельсовом транспорте вынудили резкий рост частного автопарка и перегрузка улиц. Обе трассы новой системы, получившей название Luas (ирл. «скорость»), открылись летом 2004 года. Её маршруты не нумерованы; по цвету их обозначения на картах линии получили название «красной» и «зелёной». Примечательно, что в силу политического решения, требовавшего частичного закрытия движения автотранспорта по центру, они не соединены и работают обособленно, каждая со своим депо. Такая конфигурация изначально привела к значительному росту расходов на сооружение сети по отношению к изначально планировавшимся.
Помимо большого числа применённых здесь оригинальных технических решений, Luas известен специалистам как одна из немногих в мире систем ЛРТ, прибыльных по текущей эксплуатации. Ежедневный объём перевозок составляет здесь более 90 000 человек. Резкий рост популярности системы вынудил её оператора, компанию Veolia Transport Ireland в 2007 году доукомплектовать исходно 30-метровые вагоны Citadis двумя дополнительными секциями. Теперь каждый из 40 находящихся в эксплуатации вагонов имеет длину 40 метров и может вместить 358 пассажиров включая две инвалидных коляски.

2.	Современное городское планирование и строительство ведётся с учётом заранее заложенных сетевых транспортных решений. Новый дом, построенный над трамвайными путямиТакже в 2007-м было принято окончательное решение о концепции дальнейшего развития городского рельсового транспорта. В рамках одобренного ещё в 2005 году правительственного плана Transport 21, до 2015 года обе линии Luas получат значительные продолжения и ответвления, строительство части которых уже завершается. Линии наконец будут соединены в единую сеть. Будет построена и третья, «фиолетовая» линия, которая соединит западные пригороды с центром. Две линии новой системы метро также будут выполнены и оборудованы по технологии ЛРТ с унификацией оборудования и подвижного состава. Всего планируется построить более 100 км новых путей, т. е. увеличить сеть ЛРТ более чем в 4 раза только по протяжённости. С учётом полумиллионного населения Дублина и его площади чуть более 100 кв. км, плотность и протяжённость новой сети вполне могут стать рекордными среди систем ЛРТ, построенных «с нуля» за новейшее время в мире.
Значительную роль в городских перевозках играют электрички пригородной сети DART, пришедшие в 1984 году на помощь явно не справлявшимся городским автобусам. Протяжённость маршрутов DART в рамках плана Transport 21 также возрастёт.
Основной городской автобусный оператор - компания Dublin Bus. На многих центральных улицах автобусам выделены приоритетные полосы, особенно в зонах остановок, и их статус очень строго соблюдается. Однако улицы города перегружены, и средняя скорость движения автобусов и их популярность сильно уступают трамваю.

3.	Компоновка вагона легко позволяет расположиться в салоне пассажирам с детскими колясками и крупногабаритными вещами, а также инвалидам

Кратко об оплате проезда в городском транспорте Дублина. Продажи билетов в вагонах трамвая нет, вход - только с предварительно оплаченным проездом. Валидаторы для смарт-карт установлены на всех трамвайных остановках. Купить билеты и пополнить смарт-карты можно также на остановках, в специальных автоматах. В наличии - более 20 видов проездных с различными сроками и территорией действия, как трамвайных, так автобусных и комбинированных. Тем не менее, в автобусах водитель также продаёт билеты и проверяет их, что зачастую сильно удлиняет время стоянки.
Если подводить краткий итог вышесказанному, то можно сказать, что уже сегодня в столице Ирландской Республики сформировался каркас транспортной системы, при которой современный рельсовый транспорт служит основным перевозчиком. Это значительно разгрузило улицы в районах прохождения его путей и помогло начать регенерацию депрессивного ранее из-за пробок центра города. Возможно, что при её дальнейшем развитии такая мера, как предлагаемое сегодня введение ежемесячного «парковочного налога» на машины, простаивающие днём около офисов, просто не понадобится.

 

4.	Уже решено, что одной из полос безрельсового трафика на этой улице пожертвуют для укладки трамвайных путей 5.	Строительство нового участка трамвайной сети в районе Доклендс. Завершение планируется на осень 2009 года

НА СНИМКАХ:

Трамвай Дублина
Современное городское планирование и строительство ведётся с учётом заранее заложенных сетевых транспортных решений. Новый дом, построенный над трамвайными путями
Компоновка вагона легко позволяет расположиться в салоне пассажирам с детскими колясками и крупногабаритными вещами, а также инвалидам
Уже решено, что одной из полос безрельсового трафика на этой улице пожертвуют для укладки трамвайных путей
Строительство нового участка трамвайной сети в районе Доклендс. Завершение планируется на осень 2009 года

Владимир ВАЛДИН
Фото автора

Рецессия заставит снизить тарифы в городском транспорте

Тарифы на проезд в лондонском городском транспорте могут снизиться с января 2010 года на 2% в связи с рецессией британской экономики и дефляцией.

 

Финансовый директор предприятия «Транспорт для Лондона» Стивен Кричли представил свои соображения по тарифной политике на ближайшую перспективу. Он напомнил, что бюджет предприятия строится из расчета изменения тарифов по формуле «годовая инфляция по состоянию на июль плюс 1%». «Транспорт для Лондона» ожидает, что к лету этого года инфляция составит минус 3%, что означает, что тарифы с января 2010 года упадут на 2%», - отмечается в сообщении.
«"Хотя это может быть хорошей новостью для карманов лондонцев, в то же время это сократит выручку «Транспорта для Лондона» примерно на 190 миллионов фунтов стерлингов, что потенциально может заставить предприятие сократить и расходы», - говорится в пресс-релизе.

Лондонский городской транспорт пока является самым дорогим в мире.
Разовый бумажный билет для поездки в пределах первой зоны метрополитена, которая охватывает центр Лондона, стоит четыре фунта стерлингов (около 180 рублей). В январе этого года проезд в городском транспорте Лондона подорожал в среднем на 6%.

 

 «Женские» вагоны защитят пассажирок

В пекинском метро появятся отдельные вагоны исключительно для женщин. Такие меры вынуждены принять власти китайской столицы в связи с участившимися сексуальными  домогательствами. Соответствующий законопроект уже внесен на рассмотрение в городской парламент.

 

«Приставания в метро особенно часты в часы пик, когда там царит давка. Создание отдельных вагонов для женщин крайне важно для становления культурного общества», - считают разработчики законопроекта. По их данным, сексуальным домогательствам в пекинском метро подвергаются свыше 40 процентов пассажирок.
Ожидается, что законопроект будет принят уже в ближайшее время. Более того, пекинские депутаты задумываются над тем, чтобы обезопасить и мужчин от притязаний женщин. Однако существует ли такая проблема - статистика умалчивает. Зато о фактах сексуальных домогательствах в пекинской подземке рассказали российские соотечественницы в Китае.
«Пожалуй, к иностранкам пристают даже чаще, поскольку они не могут дать словесный отпор. Лично я в этих случаях молча наступаю каблуком на ногу хаму - срабатывает безотказно», - сообщила некая Анна.

Из Германии в Польшу будет ходить трамвай

Франкфурт-на-Одере и польский город Слубице, расположенный по другую сторону германо-польской границы, свяжут трамвайным маршрутом.

 

 

Представители совместной немецко-польской комиссии уже заказали разработку проекта трамвайной линии, которая может вступить в эксплуатацию через три года.

С появлением нового маршрута городское транспортное управление Франкфурта получит дополнительно 20 тысяч клиентов. По словам одного из представителей управления Фреда Бернау, для Франкфурта с населением в 60 тысяч человек Слубице является как бы еще одним городским районом.

Ожидается, что благодаря новому трамваю оживится коммерческая активность, так как польским студентам, обучающимся в Европейском университете Viadrina, будет проще добираться до центра Франкфурта.
Постройка путей также позволит сэкономить на реконструкции старой трамвайной петли в пригороде Лебузер и проложить рельсы напрямую в Слубице.

Польская сторона также надеется получить значительные выгоды от появления новой трамвайной линии. Городской стадион в Слубице и гольф-клуб ожидают новых клиентов из Германии. Жителям города будет намного проще добраться на центральный вокзал Франкфурта-на-Одере, а оттуда в Берлин, сообщает «Лента.ру».

Ранее планировалось, что новый трамвайный маршрут будет спонсироваться полностью из бюджета Евросоюза. Однако теперь ЕС сможет профинансировать строительство лишь 85 процентов. Несмотря на это представители соседних муниципалитетов настроены оптимистично. В качестве пилотного проекта, призванного обосновать необходимость
трамвайной линии, будет запушен автобусный маршрут. По предварительным оценкам, ежедневно им будут пользоваться около 4000 пассажиров.

Некоторые эксперты предупреждают, что реализация проекта трамвайного маршрута через немецко-польскую границу может затянуться, поскольку потребует согласования на самом высоком уровне в Берлине и Варшаве.
Хотя сама по себе идея связать общей транспортной сетью два города не является неожиданной. До 1945 года Слубице был частью Франкфурта-на-Одере.