член Международного Союза общественного транспорта
ГАЗЕТА О ПАССАЖИРСКОМ ТРАНСПОРТЕ
ОСНОВАНА 22 СЕНТЯБРЯ 1995 ГОДА

Зарубежье N 7/8 2009 год

Вена любит трамвай

В нынешнем году Вена принимала (уже в пятый раз) очередной конгресс Международного Союза общественного транспорта. Хозяева конгресса с законной гордостью рассказывали об организации транспорта в австрийской столице, и участники мероприятия имели возможность и удовольствие убедиться, что транспортное обслуживание здесь действительно на высоком уровне.

 

На узких улицах в центре  города трамвай - главный вид транспортаЧисленность населения столицы Австрии - 1,68 млн. человек, площадь города - 414,9 кв. км.
Городской пассажирский транспорт представлен метрополитеном, трамваем и автобусом. Все виды общественного транспорта входят в единое транспортное предприятие Вены - Wiener Linien (Венские линии), какие-либо другие операторы пассажирских перевозок на транспортной сети города не работают.
Общий объем пассажироперевозок в год - 803,6 млн. пассажиров.
Для Вены в отличие от многих европейских городов характерен высокий уровень использования общественного транспорта для внутригородских передвижений. Он составляет 35% от общего числа поездок. Среднее число поездок в год, приходящееся на одного жителя (500!) также значительно превышает среднеевропейский уровень (300 поездок). И, надо отметить, динамика роста перемещений на общественном транспорте положительная: за период с 1998 года их объем вырос на 14,2%. При этом необходимо учитывать, что уровень автомобилизации в городе составляет 400 машин на тысячу жителей.

Разные средства передвижения мирно уживаются в Вене

 

Распределение годовых пассажироперевозок по видам общественного транспорта следующее (млн. пассажиров):
- метрополитен - 498,1 (62,0%);
- трамвай - 190,5 (23,7%);
- автобус - 115,0 (14,3%).
Как видно из этих данных, трамвай является в Вене основным видом наземного пассажирского общественного транспорта.
Протяженность линий метрополитена - 73,4 км с 95 станциями. Парк подвижного состава включает 834 вагона, техническое обслуживание и ремонт которых осуществляются в трех депо.
В зоне расположения концевых станций линии метрополитена на периферии города размещаются перехватывающие парковки индивидуальных легковых автомобилей (система Park and Ride) с емкостью на 2,0÷3,0 тыс. машиномест, что создает благоприятные условия для пересадки владельцев автомобилей на общественный транспорт и снижает уровень загрузки дорожно-уличной сети.
Трамвайная сеть имеет суммарную длину 176 км с общим числом маршрутов - 28. На сети действует 1033 остановочных пункта.
Парк подвижного состава состоит из 799 вагонов, из них 191 вагон - с низким уровнем пола. Средняя скорость сообщения - в диапазоне от 14,9 км/ч (в час пик) до 16,2 км/ч (в вечернее время). В городе действуют четыре трамвайных депо.
Маршрутная сеть автобуса составляет 649,9 км, на ней действуют 84 автобусных маршрута. Парк автобусов насчитывает 473 единицы, в т.ч. 182 сочлененных автобуса.
Все 100% автобусов имеют низкий уровень пола и работают с 2000 года на сжиженном нефтяном газе, что обеспечивает высокие экологические характеристики (более высокие, чем при Euro-5) и снижение потребления топлива.

На любой остановке максимум информации

Функционирует разветвленная сеть ночных автобусных маршрутов (22 маршрута).
Широкое применение находят выделенные полосы для приоритетного движения автобусов на дорожно-уличной сети. Общая протяженность таких полос достигает 50 км (7,6% от суммарной протяженности маршрутов автобусных линий).
Средняя скорость сообщения на автобусном транспорте лежит в диапазоне от 16,8 км/ч (часы пиковой нагрузки) до 19,2 км/ч (вечернее время).
Большое внимание уделяется в Вене созданию благоприятных условий для перевозки пассажиров с ограниченной мобильностью (инвалиды, престарелые). По существу все подземные станции метрополитена (98%) оборудованы помимо экскалаторов лифтами. Как уже было сказано, весь парк подвижного состава автобусов укомплектован машинами с низким уровнем пола.
На трамвайном транспорте, где число вагонов с низким уровнем пола составляет сейчас 24% парка, полный переход на укомплектование вагонами с низким уровнем пола будет завершен к 2015 году.
В Вене действует разветвленная система различных проездных билетов, включающая в себя:
- билет на одну поездку;
- билет на один день;
- билет на три дня;
- билет на одну неделю;
- блок билетов на 8 дней с возможностью выбора дня поездки;
- билет на один месяц;
- билет на один год.
Кроме того, имеются билеты для школьников (на учебный год), студентов (на учебный семестр), различной продолжительности льготные билеты для пенсионеров, билеты для детей старше шести лет (до шести лет ребенок ездит бесплатно).

 Один из пунктов проката велосипедов 

Все типы билетов универсальны: они действительны на всех видах общественного транспорта Вены.
Стоимость билета на одну поездку составляет 1,7 евро (при покупке у водителя автобуса или трамвая - 2,2 евро).
Такой билет после компостирования и указания на нем времени начала действия действителен в течение всего времени поездки до пункта назначения независимо от числа пересадок и используемых видов транспорта.
Гибкая система тарифов при такой широкой гамме проездных документов и их универсальности создает максимальные удобства для пассажиров, причем как для постоянных жителей, так и для любых гостей города.
Надо сказать, что очень высокий процент постоянных жителей Вены (37,9%) пользуется годовым билетом (стоимость такого билета - 449 евро, для пенсионеров - 224 евро). Число пассажиров, использующих билет на одну поездку, составляет всего лишь 5,9%.
Система контроля билетов построена на принципе полной открытости. Турникеты отсутствуют в метрополитене и, естественно, на подвижном составе наземного транспорта. Проверка наличия проездных документов осуществляется лишь в выборочном порядке линейными контролерами.
Штраф за безбилетный проезд составляет при уплате на месте или в течение трех дней 70 евро, при уплате в срок более трех дней - 130 евро.
В венском транспортном предприятии Wiener Linien работают 8019 чел., из них водителей и рабочих - 6286 чел., инженерно-технических работников и служащих - 1723 чел.
В Вене придается большое значение использованию велосипедного транспорта в решении задач обеспечения мобильности городского населения и охраны окружающей среды. В городе оборудована сеть специальных дорожек и зон для движения велосипедистов. Общая протяженность этой сети - 1,1 тыс. км.
Действуют 56 пунктов проката велосипедов. Взяв велосипед напрокат в точке отправления, можно сдать его в пункте, близком к точке назначения. Велосипед разрешается провозить на всех видах общественного транспорта, причем оплата проезда в таком случае осуществляется по льготному тарифу - со скидкой 50%.
В настоящее время уже 5% передвижений в городе совершается на велосипеде. Генеральным планом развития транспорта Вены ставится задача к 2020 году довести объем перевозок общественным транспортом до 40% в общем объеме перевозок (вместо нынешних 35%), а удельный вес велосипедного транспорта поднять до 8%.
В общую систему городского пассажирского транспорта Вены в качестве ее органичного элемента входит также функционирующая на высоком уровне система таксомоторного транспорта. Парк автомобилей-такси в городе составляет 3850 машин.

 

Благодарим за подготовку публикации Бориса ХОРОВИЧА, заместителя генерального директора «МосгортрансНИИпроект», почетного члена МСОТ

 

НА СНИМКАХ:

На узких улицах в центре  города трамвай - главный вид транспорта
Разные средства передвижения мирно уживаются в Вене
На любой остановке максимум информации
Один из пунктов проката велосипедов