член Международного Союза общественного транспорта
ГАЗЕТА О ПАССАЖИРСКОМ ТРАНСПОРТЕ
ОСНОВАНА 22 СЕНТЯБРЯ 1995 ГОДА

Зарубежье N 1/2 2009 год

Транспорт Острова Свободы

Куба славится своими контрастами. В начале 90-х в стране начал развиваться туризм, который сейчас является одной из главных статей дохода для Кубы. И теперь уже никого не удивляет различие между жизнью простых кубинцев и комфортом, которым окружены приезжающие сюда на отдых европейцы и американцы. Во многих городах шикарные отели соседствуют с трущобами, а пустые полки в магазинах для кубинцев - с торговыми точками для туристов, где можно купить всё, что угодно.
Различия коснулись и транспорта, на котором можно передвигаться по Кубе. Именно в девяностые, после прекращения поставок дешёвой нефти из СССР, в стране наступил транспортный коллапс. Практически перестал функционировать городской и, особенно, междугородный транспорт. Тогда и появились особенности проезда между городами для простых кубинцев. Эти правила действуют и сегодня.

 

Транспорт Острова СвободыИменно в девяностые, после прекращения поставок дешёвой нефти из СССР, в стране наступил транспортный коллапс. Практически перестал функционировать городской и, особенно, междугородный транспорт. Тогда и появились особенности проезда между городами для простых кубинцев. Эти правила действуют и сегодня.
На выезде из крупных городов в специально отведённых для этого местах стоят в заметной форме транспортные инспекторы, которые останавливают все государственные автомобили (с номерами на голубом фоне) и усаживают всех, кому нужно ехать в попутном направлении (причём совершенно бесплатно). Естественно, в таких местах обычно собирается довольно много желающих куда-нибудь уехать, и люди порой часами ожидают попутный бесплатный транспорт. При этом все на удивление спокойно смотрят на проносящиеся мимо полупустые автобусы для туристов. Сами же кубинцы чаще всего совершают переезды между городами в кузовах грузовиков советского, а нередко и американского производства, причём таким грузовикам-"американцам" исполнилось уже как минимум 50 лет.
Конечно, в столицах провинций можно встретить и традиционные автобусы, но количество их маршрутов невелико. Основным видом транспорта остаётся повозка, запряженная лошадью. Возле Туристический автобус на центральной улице курорта Варадероцентральных площадей городов всегда можно найти конечные остановки "лошадиных" маршрутов. Такие повозки нередко можно встретить и за десятки километров от городов - по сути, они являются самым доступным для кубинцев видом пригородного транспорта. Альтернативой таким перевозкам является велосипед. Причём нередко велосипедисты при движении цепляются к лошадиным повозкам и экономят свои силы, не занимая при этом место в "маршрутном такси". Ещё на улицах всех городов Кубы (включая и столицу) часто встречаются велорикши.
Городской электротранспорт на Кубе отсутствует, хотя в крупных городах страны (Гавана, Сантьяго-де-Куба, Сьенфуэгос) до сих пор на центральных улицах можно встретить остатки трамвайных рельсов - этот вид транспорта был ликвидирован ещё в середине прошлого века.
В некоторых районах страны работает водный транспорт. На сегодняшний день морские паромы курсируют в Гаване и Сьенфуэгосе, выполняя внутригородские перевозки. Также работает паромная переправа, соединяющая основную часть Кубы с островом Хувентуд (остров Молодёжи).
Железнодорожное сообщение развито слабо. Ещё пару лет назад регулярно (3 раза в день) выполнялись перевозки по знаменитой электрифицированной линии "Херши", названной так в честь известной шоколадной фабрики. Поезда ходили из пригорода Гаваны до столицы соседней провинции, города Матансас, однако сейчас миниатюрные локомотивы в силу своего почтенного возраста стоят в депо. Перевозки на дальние расстояния выполняются редко и нерегулярно.
Городской автобус МАЗ-107 у КапитолияАвиасообщение на Кубе развито хорошо, в стране действует 9 международных и более двух десятков внутренних аэропортов. Однако из-за высокой стоимости такие перевозки оказываются недоступными для большинства кубинцев. При этом туристам постоянно предлагаются новые направления для авиационных экскурсий, происходит постепенная замена старых советских моделей самолетов на новые, европейской сборки.
Для приезжающих на Остров Свободы впечатление о Кубе начинает складываться с её столицы. Ещё несколько лет назад на улицах Гаваны можно было встретить так называемые автобусы "кэмелы" ("верблюды"), которые состояли из длинного полуприцепа с переменным уровнем пола, ведомого тягачём-транспортёром ракет или советским "Камазом". Такие автобусы могли вместить несколько сотен пассажиров, но, по воспоминаниям кубинцев, были ужасно неудобными. Теперь "кэмелы" можно встретить лишь в провинции, а столица острова обзавелась новыми автобусами российского, белорусского и корейского производства.  Пожалуй, Гавана - это единственный город на Кубе, где городские перевозки осуществляются, в основном, автобусами, однако и тут можно встретить много повозок на лошадиной тяге - но уже для туристов, которые желают совершить романтическую прогулку по Старому городу. Также к услугам туристов миниатюрные "коко-такси" - мотороллеры ярко-жёлтого цвета, в которых можно уместиться вдвоём и за умеренную плату проехать по туристическим местам Гаваны.
 Автобус на центральной площади города Сантьяго-де-КубаНельзя не сказать и о туристических автобусных маршрутах. Ярко-красные автобусы с надписью "HabanaBusTour" на борту работают на трёх маршрутах для туристов в течение всего светового дня. Маршрут N1 проходит по старому центру Гаваны от Капитолия через площадь Революции (именно на этой площади на фасаде многоэтажного дома изображён знаменитый портрет Че Гевары) до крепости Castillo de la Real Fuerza на берегу Гаванской бухты.
Маршрут N2 начинается на площади Революции и проходит через самый фешенебельный район столицы Кубы - Мирамар. Здесь расположены самые современные отели и бизнес-центры Гаваны, а также все посольства и консульства. Заканчивается маршрут в пригородном местечке Marina Hemingway, где комфортабельные коттеджи соседствуют со стоянками шикарных яхт со всего света.
Третий туристический маршрут также начинается у Капитолия. Автобусы на этой линии минуют гаванский тоннель под бухтой, заезжают к обеим крепостям с другой стороны бухты (крепости Castillo del Morro и Castillo de la Cabana; из этих крепостей открывается шикарная панорама Старой Гаваны) и следуют более 30 км по широкому шоссе к знаменитым пляжам, расположенным к востоку от Гаваны.
Автобус 'кэмел' на маршруте Пинар-дель-Рио - Гавана На первом маршруте обычно работают двухэтажные автобусы Marcopolo бразильского производства с открытым верхом для лучшего обзора достопримечательностей. Маршруты N2 и N3, в силу их значительной протяжённости и высоких скоростей на пригородных магистралях, обслуживаются одноэтажными автобусами корейского производства. Стоимость проезда в туристических автобусах в течение всего дня составляет 5 евро. При этом проездной действителен на всех трёх маршрутах. Аналогичные автобусы для туристов работают и на самом известном кубинском курорте Варадеро. Этот городок расположен на узкой полосе земли протяжённостью более 20 км, на которой располагаются фешенебельные отели и дорогие рестораны. Такие автобусы курсируют вдоль всего курорта (VaraderoBeachTour, стоимость проездного на 1 день - 5 евро), а также совершают рейсы протяжённостью более 40 км в столицу провинции, город Матансас (MatansasBusTour, стоимость проездного - 10 евро в день).
 Кроме туристических автобусов в Гаване и Варадеро, на Кубе широко развита сеть маршрутов государственной компании Viazul. Эти перевозки комфортабельными автобусами с кондиционерами, туалетом и прочими благами рассчитаны исключительно на туристов, поскольку стоимость проезда в них, сопоставимая с нашими ценами (в районе 2 рублей за километр) остаётся заоблачной для простых кубинцев. Автобусы компании Viazul курсируют между всеми центрами провинций и туристическими центрами, причём расписание их движения (www.viazul.cu) соблюдается неукоснительно.
Маршрутное такси в окрестностях города Сьенфуэгос Подводя итоги, можно сказать, что состояние транспортной системы на Кубе постепенно улучшается. Благодаря тому, что экономика страны в 90-е годы прошлого века была переориентирована на туризм, в настоящее время происходит постепенное обновление подвижного состава в крупных городах и туристических центрах. Однако, в то же время остаётся масса нерешённых проблем, связанных, прежде всего, с транспортным обслуживанием населения в глубинке.
 
На снимках:
Туристический автобус на центральной улице курорта Варадеро
Городской автобус МАЗ-107 у Капитолия
Автобус на центральной площади города Сантьяго-де-Куба
Автобус "кэмел" на маршруте Пинар-дель-Рио - Гавана
"Маршрутное такси" в окрестностях города Сьенфуэгос  

 

 Михаил ДЕНЩИК Фото автора

 

Въезд в центр Киева будет платным

Киевские власти решили сделать въезд в центр украинской столицы платным. Деньги с автолюбителей начнут брать уже в 2011 году.

 

Сколько будет стоить въезд в центр города, пока не известно. По предварительным данным, речь может идти о сумме эквивалентной 20 российским рублям для одного легкового автомобиля. В Киеве искренне верят, что благодаря введению платы за проезд в центр города, можно будет сократить количество машин на дорогах примерно на 35% и одновременно с этим получить в бюджет около $200 млн. Ожидается, что уже в этом году в Киеве начнется строительство всей необходимой инфраструктуры для взимания платы за проезд.
Судя по всему, киевские власти решили бороться с пробками по примеру Лондона, где плату за въезд в центр стали брать еще в феврале 2003 года (около $16 с одной легковой машины). Однако стоит напомнить, что власти британской столицы были вынуждены недавно признать, что введение этой меры не оправдало возлагавшихся на нее надежд. Машин на улицах действительно стало меньше, но кардинально ситуация не улучшилась. Сейчас многие лондонцы уже привыкли к тому, что за проезд по центру города надо платить, и перестали экономить.

 

Бишкек готовится обновить парк

В Киргизии объявлен тендер на закупку общественного транспорта для Бишкека.

 

Об этом сообщил в январе на пресс-конференции директор бишкекского пассажирского автотранспортного предприятия Медет Кожобергенов, передает корреспондент ИА REGNUM. "На сегодня уже поступили предложения из России, Белоруссии, Китая, Казахстана и Турции", - отметил он. - Китайские автобусы, ввезенные ранее, зарекомендовали себя с положительной стороны, но техника не обязательно будет из Китая". В 2008 году в столицу поступило 70 новых автобусов, произведенных в Китае.

 

 В Кракове появился скоростной трамвай

В польском городе Краков появилась первая линия скоростного трамвая.

"Маршрут, обозначенный номером 50, пересекает с севера на юг весь город, связывая его районы Кроводжа Гурка и Курдванув. Выделенная трасса, проложена частично в тоннеле, в центре города проходит под Главным железнодорожным вокзалом и Политехническим институтом и оборудована электронной системой управления и слежения", - отмечается в сообщении.
Подземная остановка скоростного трамвая под Главным вокзалом оборудована отдельными посадочными пассажирскими перронами, эскалаторами, системами оповещения, наблюдения, освещения и климатизации, сообщает Транспортный сервер Москвы.
Предусматривается, что современные составы будут преодолевать весь маршрут за 30 минут.
"Администрация почти 900-тысячного города, выбрав, на данном этапе скоростной трамвай, отказалась от предлагаемых дорогостоящих проектов строительства собственного метрополитена", - подчеркивается в пресс-релизе.