член Международного Союза общественного транспорта
ГАЗЕТА О ПАССАЖИРСКОМ ТРАНСПОРТЕ
ОСНОВАНА 22 СЕНТЯБРЯ 1995 ГОДА

Зарубежье N 11/12 2008 год

Общественный транспорт Лондона сегодня: будущее транспортных систем российских мегаполисов завтра?

Столица Соединённого Королевства (около 7,5 млн. жителей) обладает очень плотной сетью линий общественного транспорта и, возможно, самым большим в мире количеством единиц его подвижного состава в пересчёте на число жителей. Одних только автобусов в регулярном сообщении - почти 7000 единиц на 683 маршрутах.

 

автобусы Routemaster Маршрутная сеть, равно как и все вопросы координации движения всего иного транспорта в Лондоне, находятся в ведении правительственной организации Transport for London (TFL). Роль магистрального транспорта играет, конечно, старейший в мире метрополитен (The Tube, или Underground, 1863), протяжённость линий которого насчитывает около 400 км, с 268 станциями. Несмотря на "подземность" названия, значительная часть линий лондонского метрополитена вне плотно застроенного центра проходит по поверхности. Весь остальной транспорт относится к Overground ("надземке"). Это, в первую очередь, конечно, автобусы, а также сети Доклендской лёгкой железной дороги (DLR) на востоке города (открыта в 1987 году) и трамвая на юге (London Tramlink, работает с 2000 года; до выкупа муниципалитетом в 2008 г. сеть называлась Croydon Tramlink).
Лондонское метро в значительной степени перегружено. Несмотря на небольшие интервалы, поезда сильно заполняются даже в межпиковое время, а на некоторых центральных станциях в часы "пик" введены ограничения на вход и выход пассажиров. Очевидно, что с учётом именно этого факта TFL ввела отдельный тариф на пользование исключительно "надземкой", который почти в 2 раза ниже аналогичного, но с метро и DLR. Стоит отметить, что в лондонском метро применяется зонный тариф: для проезда пройти через турникеты надо не только при входе, но и при выходе со станций. К тому же, есть и пересадочные узлы, где для перехода с линии на линию нужно пройти в буквальном смысле через улицу.
После приватизации, проведённой в 1980-х годах, автобусную сеть обслуживают 12 компаний (с учётом дочерних - 23). Плотность маршрутов очень велика, по ряду улиц их может проходить 10 и более. В целом "матрица" сети построена так, чтобы из любой точки города можно было доехать без пересадок в максимальное число других, при этом интервалы движения автобусов невелики. Такая организация работы системы, даже несмотря на введённую в 2003 году плату за въезд частного транспорта в центр, приводит к возникновению многочисленных заторов и очень невысокой скорости движения в целом. Туристам нравится - из окон вторых этажей дабл-декеров можно полюбоваться городом за цену, много меньшую, чем запрашивают туроператоры. Но для повседневных поездок лондонцы явно предпочитают даже очень частоходящим, но медленным автобусам переполненное метро.
Риджент-стритВ целом создаётся впечатление, что сеть - при очевидном неплохом комфорте подвижного состава - работает на пределе своей провозной способности. А очень высокая цена проездных - более 100 фунтов на месяц в пределах 3 центральных зон, минимум 5 с небольшим фунтов на сутки и от 2 до 4 фунтов за разовую поездку, - есть плата за именно такую организацию сети. И DLR, и трамвай играют исключительно локальную роль в пределах обслуживаемых ими районов. А ситуация с "тяжёлым" метро и автобусами, на которые сделана ставка, заставляет очень сильно задуматься о параллелях настоящего британской столицы и будущего российских городов, власти которых, сознательно или бессознательно, полагают именно эти виды транспорта панацеей для решения транспортных проблем мегаполисов.
Подавляющее большинство автобусных линий обслуживается двухэтажными машинами типовой модели, хотя есть и одноэтажные короткие двухдверные автобусы, а на 11 маршрутах используют сочленённые трёхдверные. Британцы именуют их bendy buses, что можно перевести как "гнущиеся автобусы". Вот эта "изогнутость" вместе с длиной машин после смены в текущем году мэра Лондона стала предметом политического торга. На смену эксцентричному лейбористу Кену Ливингстону, "автору" платного въезда в центр города, пришёл консерватор Борис Джонсон. Одной из составляющих его избирательной кампании была поддержка велосипедистов, которых в Лондоне очень немало, и влиятельная часть которых считает "бенди" опасными соседями при движении по улицам города. Джонсон пообещал снять сочленённые автобусы с линии, а вместо них внедрить осовремененную модель "Роутмастера" со входом с задней площадки. Открытым полностью или нет - дебатируется. Естественно, что это вызвало резкий отпор профессионалов: появление подобных машин в современном городе, с поправкой на особенности лондонского трафика, может не только ухудшить логистику перевозок, но и повлиять на безопасность движения уже не гипотетически. С "открытым задом" соблюдение правила "вход и выход на ходу запрещён" вряд ли удастся обеспечить в полной мере.
Метро идёт в 21 векС приходом Джонсона и объявленным им секвестром ранее принятых городских программ под угрозой оказалось и запланированное на 2012 год возвращение трамвая в центр города. Вокруг фактически законченного проекта Cross River Tram снова вспыхнули бурные дебаты. На момент подготовки статьи судьба проекта неизвестна: сам Джонсон и ряд высокопоставленных транспортных чиновников выступают с заявлениями "против", поддерживая, тем не менее, гораздо более дорогостоящий Crossrail, проект тяжёлой железной дороги через центр. С другой стороны, члены городского парламента (Ассамблеи) выступают за осуществление проекта. Тем временем существуют и потихоньку осуществляются планы по расширению линий London Tramlink, который, согласно планам, когда-то должен слиться с Cross River в единую сеть.
Сеть Доклендской лёгкой железной дороги сейчас ускоренно реконструируется для начала эксплуатации поездов из трёх сочленённых вагонов (пока ещё ходят двухвагонные составы). Поезда DLR движутся без машиниста, но все вагоны оборудованы пультом управления, за который, при надобности, всегда может сесть оператор. Некоторые станции в основном надземной DLR расположены под землёй.
Железнодорожный транспорт также играет немалую роль в перевозках за пределами центрального ядра Лондона. В столице Великобритании находятся 20 железнодорожных станций, которые по российским критериям могут именоваться вокзалами. Некоторые из них - очень большие по площади, как, например, вокзал Паддингтон. Линии скоростных железных дорог соединяют центральные вокзалы и аэропорты (всего их 6, из которых 4 - весьма крупные). Плотность движения местных поездов на ряде направлений очень высока, и они пользуются большой популярностью - даже несмотря на то, что в связи с обслуживанием линий разными частными операторами, эти маршруты могут и не входить в единую тарифную систему TFL. Многие линии имеют 3 и более путей.
Музей лондонского транспортаПодвижной состав каждого из частных перевозчиков имеет свою окраску. Вагоны очень комфортные, несмотря на явно почтенный возраст некоторых поездов, а скорости на большинстве участков весьма высокие. Очевидно, благодарить за это нужно очень высокую плотность железных дорог, которой всегда славилась Великобритания: сохранение значительного числа параллельных линий позволило практически полностью "развести" грузовые и пассажирские потоки.
 

На снимках:
1. Некогда традиционные для Лондона автобусы Routemaster сохранились только на 9 и 15 маршрутах, причём работают только на их центральных туристических участках. Остановка у Тауэра.
2. "Пробка" из одних автобусов, с крышами, тянущимися за горизонт - это не следствие затора из-за ДТП, а результат принятой схемы планирования и функционирования маршрутной сети. Риджент-стрит.
3. "Метро идёт в 21 век" - слоган на реконструируемой станции. Сообщение о том, что на завершение всей программы реконструкции к запланированным ассигнованиям потребуются дополнительные 2 миллиарда фунтов из карманов налогоплательщиков, вызвало нелестные отзывы лондонцев.
4. Музей лондонского транспорта

 

 Владимир ВАЛДИН Фото автора

 

На трамвайных остановках Будапешта появятся турникеты

Вход в будапештские трамваи теперь будет происходить через турникеты.

 

Трамвайная остановка в Будапеште // Railfaneurope.netВ отличие от неудобных московских конструкций внутри самих трамваев, в венгерской столице решили установить турникеты на остановках. Трамвай будет подъезжать к ним передней дверью, через которую всем и придется входить. На такие меры руководство местной транспортной компании решилось пойти из-за расплодившихся "зайцев", сообщает соб. корр. Travel.ru.
Согласно проведенным исследованиям, без билета в Будапеште ездят около 30% пассажиров. Пока что турникеты появятся лишь на нескольких маршрутах. Чуть позже предполагается оснастить турникетами и ряд автобусных линий. Новации уже вызвали недовольство пассажиров, а местные эксперты считают, что вместо установки дорогих турникетов следовало бы модернизировать билетную систему.

 

Пльзень получит новые троллейбусы

Многие чешские города в последнее время начали вкладывать средства в обновление транспортного парка.

 

Местные власти стараются делать ставку на экологически чистые виды транспорта, выбирая между трамваем и троллейбусом. Если Прага известна своей разветвленной трамвайной сетью, то Пльзень занимает второе место в Чехии по количеству троллейбусов. Поэтому по местным улицам вскоре начнут ездить 20 троллейбусов новой конструкции, без ступенек. Подобные троллейбусы особенно удобны для пожилых людей, инвалидов и мам с колясками.
Заказ на низкопольные троллейбусы от местной администрации недавно получил завод ?koda Electric. В будущем город планирует купить еще 20 таких троллейбусов. Они заменят модели ?koda 15 Tr, которые служат уже более 17 лет, сообщает ILOVECZ.ru