член Международного Союза общественного транспорта
ГАЗЕТА О ПАССАЖИРСКОМ ТРАНСПОРТЕ
ОСНОВАНА 22 СЕНТЯБРЯ 1995 ГОДА

Зарубежье N 9/10 2008 год

Будапешт: сэкономим без ущерба для пассажиров

Ещё с конца прошлого года жители венгерской столицы обсуждают тему: транспортная компания BKV, осуществляющая транспортные перевозки в городе, заявила о намерениях коренным образом пересмотреть всю маршрутную сеть города с целью снижения расходов на эксплуатацию.

 

автобусы Routemaster В марте компанией был представлен план изменений, согласно которому, в первую очередь, укорачивались или отменялись автобусные маршруты, частично дублирующие рельсовые виды транспорта - метро, трамвай и HÉV (пригородно-городская железная дорога), а также другие маршруты с незначительным пассажиропотоком.
Сокращение протяжённости маршрутной сети вытекало из уменьшения количества подвижного состава и соответствующего уменьшения выпуска: по троллейбусу со 132 единиц до 107 (планировалось списать все оставшиеся ЗиУ-9), по автобусу - с 1287 единиц до 1061 и по трамваю, по которому не предусматривалось сокращение маршрутов, всего на 4 выпуска из 457.
После публикации конкретного плана по каждому маршруту появилось много возмущённых статей, высказываний и писем, которые исходили как от рядовых пассажиров, так и от мэрий городских округов. Ведь для многих пассажиров возрастали расходы и время на проезд, поскольку в Будапеште до сих пор действует "советская" система оплаты с компостированием билета в каждом транспортном средстве (в Европе всё больше распространяется "повременная" система оплаты). Таким образом, городской мэрией план был отправлен на переработку, причём состав рабочей группы расширили с включением в него представителей местной организации VEKE ("Общественное объединение за городской и пригородный транспорт").
Будапешт: сэкономим без ущерба для пассажиров В итоге в конце мая в Интернете для просмотра выложили новый переработанный план. В отличие от предыдущего, он не предусматривал столь значительного сокращения количества наличного подвижного состава и маршрутов, в результате чего экономия от реализации изменений сократится. В BKV заявляют, что, учитывая состояние парка подвижного состава и инфраструктуры, убытки компании за 2009 год составили бы 11,5 млрд. форинтов (это около 50 млн. евро или 1,8 млрд. рублей). Но, при введении плана по оптимизации, только за счёт снижения пробега выходит экономия 1,27 млрд. форинтов (5,5 млн. евро или 200 млн. рублей). Также специалисты BKV предлагают и иные способы сокращения убытков - "налог на пробки", еще большее количество автобусных полос, резкое увеличение оплаты парковки в центре города. Мэрия согласовала и приняла новый план по изменению маршрутов. Он вступил в действие в два этапа - с 21 августа и с 6 сентября этого года.
Соответственно, списано не так много автобусов и троллейбусов, как предполагалось ранее. Так, по рабочим дням на ряде маршрутов троллейбуса сохраняется работа троллейбусов ЗиУ-9.
При составлении обновлённого плана были учтены многие замечания, поэтому он вобрал в себя наиболее удачные из изменений, предложенных в предыдущей версии, и в него были добавлены новые, сохраняющие большинство существующих транспортных связей.
В целом, сильных изменений трамвай, по-прежнему, не ожидает - в VEKE лишь не согласны с увеличением интервалов на загруженных маршрутах NN 24, 28 с учётом частичного укорочения N 37, а также со снятием последних рейсов 52-го маршрута, производящимся с учётом жалоб жильцов домов, стоящих рядом с трамвайной линией. Самый напряжённый маршрут - N6 - теперь заканчивает движение в 0:27 (обычно дневные маршруты заканчивают работу в районе 23:00) - с учётом того, что ночной автобус N 906 ходит в это время переполненным (и это автобусы Икарус-280!).
Будапешт: сэкономим без ущерба для пассажировКритические изменения по троллейбусу, имевшие место в прежнем плане, устранены. Это касается, в первую очередь, 73-го маршрута, связывающего Восточный и Западный вокзалы. По новому плану этот маршрут не закрывается, а работает в прежнем режиме, но с началом движения в воскресенье в 7:30 вместо 5:00. В общем, необходимо заметить, что ни на одном из маршрутов трамвая и троллейбуса интервал движения ни в один из периодов времени не превысит 20 минут, за исключением зубчатой железной дороги, которая, как и планировалось, будет работать в общей нумерации трамвайных маршрутов под N 60.
И вновь основные изменения коснулись автобусных маршрутов. Как уже упоминалось, принято решение не отменять и не укорачивать часть маршрутов, как это планировалось ранее. Так, учтены просьбы жителей разных районов. Особенность плана - создание новых маршрутов, объединяющих 2 или 3 старых. Новые маршруты позволяют не только обеспечить почти все существующие транспортные связи, но и сэкономить с каждого маршрута по несколько машин. Стоит заметить, что некоторые маршруты объединяются только в выходные дни, когда ниже загруженность дорог. Большинство из изменений члены VEKE поддерживают, но где-то и обращают внимание на разрушение некоторых существующих связей, увеличение интервалов движения на ряде участков трасс, это касается, например, изменений маршрутов NN 15, 66, 123 и других.
Будапешт: сэкономим без ущерба для пассажиров
Также, как и прежде, план предусматривает перенумерацию примерно трети всех маршрутов с целью избавления от одинаковых номеров разных видов транспорта (задача упрощалась, т.к. номера троллейбусных и трамвайных маршрутов не пересекались и ранее - номера троллейбусных маршрутов начинаются от 70, поскольку троллейбусное движение в городе открылось в день 70-летия Сталина). Чтобы пассажиры смогли сориентироваться в грядущих изменениях, компания BKV выпустила раздаточный буклет с описанием всех изменений, обновлённая информация будет присутствовать и на периодически выпускаемых компанией картах города с нанесёнными маршрутами.
И вот уже после введения в действие новой маршрутной схемы, в BKV столкнулись с несколькими случаями, когда жители нескольких улиц стали протестовать против пущенных под их окнами автобусов. Причём протесты выражались как традиционными письменными обращениями, так и перекрытиями улиц. В таких случаях специалистам BKV ничего не оставалось, кроме как оперативно изменять новые маршруты и вводить альтернативные схемы движения. Тем не менее, транспортники не отчаиваются и продолжают работать на благо пассажиров.
Возможно, что эта "революция" маршрутной сети послужит примерном для транспортников из городов бывшего Союза, в большинстве из которых маршруты годами и даже десятилетиями не изменяются, хотя потребность в этом давно назрела. Тем, более, что это может принести выгоду - как пассажирам, так и транспортным предприятиям, что наглядно демонстрирует Будапешт своим примером.
 

"Шкода" выпустила новый троллейбус

Чешская "Шкода" - это только легковые автомобили.

 

Skoda 28TrАвтомашины выпускает завод концерна Wolksvagen в городе Млада Болеслав на заводе Škoda Auto, а в городе Пльзень машиностроительный Skoda Holding производит турбины, локомотивы и прочую могучую технику, пользующуюся широкой известностью во всем мире.
Одна из последних новинок Skoda Electric - 15-метровый трехосный троллейбус Skoda 28Tr. Эта серия предназначена для города Пардубице и примечательна тем, что, помимо электрической тяги, новый троллейбус способен работать и на двигателе внутреннего сгорания.
В прошлом году в городе Пльзень было собрано 80 троллейбусов для чешских городов, 50 - для румынского города Тимишоары, а в настоящее время обкатываются новенькие троллейбусы для Риги, которая их заказала в количестве 150 штук.

 

ОАЭ Будет суперлиния!

В рамках своего проекта Downtown Burj Dubai компания Emaar Properties PJSC объявила о планах строительства в Дубае (ОАЭ) самой современной в мире трамвайной системы.

 

Стоимость трамвайной системы оценивается в 500 млн дирхамов (136 млн долларов США). Длина трамвайной системы составит 4,6 км. Весь проект обойдется в 73 млрд дирхамов (20 млрд долларов).
Система будет построена в соответствии со стратегическим планом Дорожно-транспортного комитета Дубая о развитии эмирата, сообщает портал chatru.com.
Первая очередь проекта предполагает строительство двухколейной дороги экспресс-сообщения длиной в 1,1 км. Данная стадия будет завершена в конце 2009 года. Второй этап проекта включает в себя создание одноколейной кольцевой линии протяженностью 4,6 км. Эту фазу предполагается завершить в 2010 году.

 

Будущим мамам - свободное место в общественном транспорте

Беременные женщины в Пекине теперь легко узнаваемы в общественных местах и смогут рассчитывать на внимание, помощь окружающих и свободное место в общественном транспорте.

 

С конца июня нынешнего года медико-оздоровительные учреждения столицы Китая бесплатно выдают будущим матерям специальные значки, чтобы обеспечить безопасность беременных в публичных местах.
Новыми привилегиями женщины обязаны Пекинскому управлению здравоохранения, Пекинской федерации женщин и редакции газеты "Китайская женщина", которые выступили инициаторами проекта в защиту прав и интересов беременных.
Аналогичные меры уже были опробованы в Японии и дали превосходный результат. Опробовать использование значков уже пытались отдельные медицинские учреждения Шанхая и Пекина, сообщает сайт http://dalpravda.ru .
 

В Швейцарии открылось первое метро

ЖЕНЕВА, 18 сен - РИА Новости, Даниил Низамутдинов. Первое в Швейцарии метро открылось в Лозанне, передает корреспондент РИА Новости.

 

Первыми пассажирами линии М2 стали официальные лица - глава министерства транспорта Швейцарии Морис Лейенбергер и руководство местных властей в компании журналистов сели в метро на станции "Круазет" на севере Лозанны и проехали до центра города, где проходят торжественные мероприятия.
Простым жителям Лозанны также удалось прокатиться на новом для Швейцарии виде городского транспорта. Открытие подземки привлекло внимание людей всех возрастов - от мала до велика. Первые 150 пассажиров, на лицах которых читались возбуждение и любопытство, спустились в метро на одной из станций в центре города, дождались поезда, благополучно загрузились в вагоны и отправились в маленькое "путешествие".
В течение ближайших трех дней покататься на метро смогут все желающие - денег за это брать не будут, однако, возможно, придется потолкаться в очередях. Затем ветка закроется, а работу в штатном режиме начнет 27 октября. Линия М2 - это первое настоящее швейцарское метро, большая часть трассы которого проходит под землей (лишь около 10% расположено на открытом воздухе).
Конечно, сравнения с московским метрополитеном лозаннское метро не выдержит. Так, протяженность ветки М2 составляет всего 5,9 километра. На линии построены 14 станций метрополитена, самая "глубокая" из которых расположена на уровне 25 метров под землей. Продолжительность поездки из конца в конец составляет около 20 минут.
Однако у М2 есть свои изюминки. Новое метро действует в автоматическом режиме: поезда по линии следуют без машинистов. На краях платформ установлены барьеры безопасности с автоматическими дверьми, управление линией осуществляется с главного диспетчерского пункта.
Одной из главных особенностей лозаннской подземки является ее "крутизна". Город расположен на склоне, и перепад высот на трассе составляет 338 метров. Максимальный уклон - 12%, средний - около 6%. Во многом из-за этого на линии используются поезда с резиновыми шинами.
Ожидается, что в год лозаннское метро будет перевозить около 25 миллионов пассажиров. Максимальная пропустимость подземки - 6,6 тысячи человек в час в одном направлении. Максимальная скорость поезда - до 60 километров в час. Строительство М2 продолжалось в течение пяти лет, окончательная стоимость проекта составила порядка 740 миллионов швейцарских франков.
В Лозанне также действует линия М1, которая была запущена в 1991 году. Первоначально она называлась "Юго-восточный лозаннский трамвай" (TSOL), но позднее ее переименовали в метро. Тем не менее, линия до сих пор напоминает скоростной трамвай: лишь небольшая ее часть проходит в тоннеле (есть даже три подземные станции) и по эстакаде, однако большая часть пути проложена на уровне земли, на выделенной полосе. Кроме того, на линии имеется большое количество переездов со шлагбаумами. Таким образом, она не удовлетворяет всем критериям настоящего метро, хоть и носит это название.

Появится ли в Тарту трамвай?

Тартуская горуправа направила для обсуждения в горсобрание программу развития городского транспорта на 2009-2013 годы, которая предусматривает возможность строительства в городе трамвайной линии.

 

По словам вице-мэра Тарту Маргуса Хансона, тему трамвая надо основательно обсудить, поэтому программа развития предусматривает исследование окупаемости системы движения трамваев, пишет Tartu Ekspress.
Однако город в одиночку с этим не справится, придется ходатайствовать о выделении европейских денег. Сколько и каких линий можно было бы в Тарту обеспечить трамваями, покажет исследование.
 

В Кишиневе появятся "новые" троллейбусы

Первый такой троллейбус, переоборудованный по современным критериям, уже начал работать. Одним из первых в нем проехал мэр молдавской столицы Дорин Киртоакэ.

 

Переоборудование троллейбуса обошлось местному бюджету в 20 тысяч евро.
- Мы хотели бы приобретать все машины новые, однако для этого нужен и бюджет, который позволил бы нам это делать, - сказал глава города на оперативном заседании в мэрии после поездки. - Новый троллейбус стоит примерно 150 тысяч евро. Поэтому мы решили для начала попытаться переоборудовать имеющиеся машины по современным критериям, а уже позже будем приобретать новые..
Директор управления электротранспорта Георгий Моргоч сказал, что всего переоборудовано 50 троллейбусов, но они не идут ни в какое сравнение с этим, капитально модернизированным.
- Полная модернизация троллейбуса продолжалась около месяца. Надеемся, что он послужит кишиневцам лет 6-7. Троллейбус стал на 10% экономичней, чем прежде, благодаря более новой системе управления, - сказал он.
Справка, Около 75% троллейбусов Кишинева - старше 15 лет, а 110 - старше 20 лет