член Международного Союза общественного транспорта
ГАЗЕТА О ПАССАЖИРСКОМ ТРАНСПОРТЕ
ОСНОВАНА 22 СЕНТЯБРЯ 1995 ГОДА

Зарубежье N 1/2 2008 год

Презентация трамвая Siemens Combino Plus в Киеве

Впервые после тринадцатилетнего затишья в Киеве задумались над обновлением трамвайного подвижного состава

 

Siemens Combino PlusАвтобусы и троллейбусы по украинской столице ездят новые, а трамваи в последний раз закупались еще в 1994 году. Это были 2 вагона "Татра-Юг" Т3М днепропетровского производства. Можно сказать, что в конце 1990-х годов трамвай вообще получил статус "врага народа": стали обыкновенными фразы о несовременности и шумности этого вида транспорта, его громоздкости. Естественно, обновлением подвижного состава никто не занимался. И вот наконец появились признаки того, что отношение городской администрации к трамваю изменилось.
В декабре 2007 года на всех трамвайных остановках Киева появились большие цветные объявления о выставке-презентации низкопольного трамвайного вагона Siemens Combino Plus. Еще с вечера накануне презентации на площади Победы был установлен большой выставочный павильон с надписью "Мы возродим киевский трамвай" и огромной фотографией лиссабонского Combino Plus на испытаниях в Мельбурне. День презентации был полон официальных мероприятий: рядовым пассажирам свободно подступиться к "диво-вагону" можно было лишь только сразу после открытия или уже вечером - днем его показывали руководству города.
Уже в конце первого дня презентации газеты пестрели заголовками о будущих закупках новых вагонов для Киева. По словам директора "Киевпастранса" Николая Ламбуцкого, город приобретет 100 вагонов Combino Plus до 2011 года: около 10 штук в 2008 и 30-40 - в 2009 году. Трамваи будут собираться в Украине: в рамках этого проекта в Киеве на территории Дарницкого трамвайного депо построят цех для сборки вагонов. Также известно, что некоторые комплектующие будут украинского производства. Расскажем о киевском макете трамвая Siemens Combino Plus подробнее. Прежде всего, стоит сказать, что макет не является отображением реального вагона. Это скорее собирательный образ всего семейства "Комбино", так как у данного образца имеются характерные черты как классического Combino (с подвесными секциями), так и Combino Plus. Каркас макета оказался выполненным из дерева.

Siemens Combino Plus

Дизайн вагона, пожалуй, лучше не комментировать: это все-таки дело индивидуального вкуса. А вот качеству и функциональности "Комбино" дать оценку стоит.
Первое что бросается в глаза - отменное качество сборки. Очень комфортно находиться в салоне, где все детали ладно и без щелей подогнаны. Нет даже никаких мелких недочетов - одним словом, немецкое качество! Сама же компоновка салона, к сожалению, оставляет желать лучшего. Виной этому довольно малая ширина макета - около 2,4 м - что доказывает нерациональность покупки узких низкопольных вагонов, если условия города допускают эксплуатацию более просторных. При такой ширине кузова проходы оказались узковаты: один человек легко блокирует передвижение в салоне. Поэтому представляется рациональным заказывать на заводе вагоны не уже 2,5 м, а лучше шириной 2,65 м. Отличия салонов "узкого" киевского макета и "широкого" лиссабонского Combino очевидна, благо фотографии последнего присутствовали на презентации.
Второй недостаток - тесно размещенные сидения. Человеку ростом 1,8 м отнюдь не просторно сидеть у двери: колени упираются в стекло. Правда, компоновка реального вагона может быть несколько иной, и сиденья там могут быть размещены удобней, чем в макете.
А вот насколько комфортно вагоновожатому, даже на макете видно отчетливо: большая просторная кабина, пульт управления, оснащенный по последнему слову техники, и удобное кресло выгодно отличают "Комбино" от стареньких дедушек-"чехов". Стоит отметить, что в то время, как киевские Татры имеют педальное управление, Combino управляется рукояткой контроллера, расположенной под левой рукой.
Итак, первый шаг на пути к обновлению подвижного состава в Киеве может быть очень скоро сделан. И не столь важно, станут ли "Комбино" будущим киевского трамвая или нет, главное, что у городских властей и киевских пассажиров формируется совершенно новое представление о трамвае как о современном, быстром и удобном виде транспорта.

 

Антон ГАГЕН
Фото автора

 

Муниципалитет Хельсинки испытывает новый трамвай и задумывается о восстановлении троллейбуса

В начале января 2008 года на улицы финской столицы вышел вагон в необычной для города раскраске. В отличие от традиционных зелёных или зелёно-жёлтых поездов, он имеет синий цвет.

 

ZET TMK 2200  Это многосекционный ZET TMK 2200, производства загребской компании "Кончар". Вагон находится на испытаниях на маршрутах N№6 и 8. По результатам тестов будет принято решение о возможной покупке этого подвижного состава для финской столицы. Как сообщают в транспортном управлении города Хельсинки (HKL), в связи с особенностями верхнего строения пути эксплуатация подобных вагонов пока возможна не на всех маршрутах, хотя постепенно ведётся реконструкция сети для работы на ней современного подвижного состава. Последний на настоящий момент представлен поездами Variotram немецкой фирмы Stadler. Они работают на маршрутах N№ 3, 6, 7, 10. На остальные выпускаются только короткие 6-осные трамваи Valmet моделей NrI и NrII выпуска начала 1970-х годов.
Вопрос обновления парка встал в последние годы в Хельсинки достаточно остро. Это связано как с почтенным возрастом эксплуатирующихся здесь вагонов, так и с развернувшимся в последние годы строительством новых трамвайных трасс, которое не велось до этого почти два десятилетия. По данным того же HKL, 30-40 лет эксплуатации для рельсового подвижного состава считается нормой. Автобусы признаются негодными к эксплуатации и списываются здесь в среднем через 16 лет.
Первый опыт эксплуатации в Хельсинки низкопольных сочленённых вагонов - "Вариотрамов", полученных ещё от Bombardier, оказался неудачным - как в силу особенностей верхнего строения пути, так и конструкции самого вагона, и в начале мая 2007 года их эксплуатация здесь едва не была прекращена навсегда. Параллельно, для ликвидации наметившегося дефицита техники HKL закупил 5 бывших в употреблении 30-летних вагонов из немецкого Мангейма, а также начал реконструкцию трамваев модели NrII путём вставки средней низкопольной секции. "Закулиса" очевидно нелёгких переговоров муниципалитета со "Стадлером" не известна, однако в их результате все 40 "Вариотрамов" остались в городе, несмотря на уже начавшуюся было погрузку первых вагонов для отправки обратно фирме-изготовителю.
Но осадок, очевидно, остался - так и появился первый "Кончар". Специалисты не исключают обращения и к другим производителям - окончательное решение будет приниматься по результатам многомесячной обкатки. Тем более что весной в Хельсинки открывается новый маршрут N 9, минимум половина трассы которого проложена по улицам, где ранее трамвайных путей не было никогда.
Тем временем, по сообщению хельсинкской газеты Мetro, вновь встал вопрос и о возвращении в город троллейбусов, движение которых было прекращено в начале 1970-х. Сейчас ведутся предварительные переговоры сразу с несколькими производителями троллейбусного подвижного состава. Точная подоплёка возможного возврата к, казалось бы, давно отвергнутому и забытому виду транспорта неизвестна, но можно предположить, что щепетильных в вопросах экологии жителей Финляндии не слишком устраивает движение в центре города автобусов даже на более "чистом" и дешёвом, чем дизельное топливо, сжиженном газе. Кстати, на городском жаргоне, помимо труднопроизносимого чисто финского "йохдинауто", троллейбусы именуют здесь и вполне по-русски "тролликами" - возможно, в память когда-то недолго ходивших тут машинах ЗиУ-682.
В любом случае, несмотря на начатое строительство автомобильного тоннеля под центром города и постоянные колебания, власти Хельсинки явно делают ставку на общественный транспорт. С начала 2008 года открылось несколько новых трасс автобусов, а в ближайшие годы должно начаться строительство двух новых участков метро - в город Эспоо и к аэропорту Вантаа. Правда, не исключено, что, по крайней мере, первый в итоге будет представлять собой интегрированный в трамвайную сеть города участок системы лёгкорельсового транспорта, а аэропорт соединят с центром маршрутом городской электрички.
Владимир ВАЛДИН
Фото автора 

 

Топливо из виски?

Шотландские ученые заявили, что они разработали технологию, которая позволяет делать автомобильное топливо из сусла, используемого для производства виски.
 

Причем, некоторые горячие головы уже поспешили заявить, что скоро начнется производство биотоплива из виски, однако сами шотландцы уже выступили с опровержением этих прогнозов.
Дело в том, что если сейчас начать выпуск биотоплива из виски, то оно получится очень дорогим - сусло для производство алкогольного напитка обходится заметно дороже, чем нефть. Однако если "черное золото" продолжит дорожать, то не исключено, что в Шотландии вместо виски начнут делать бензин.
Надо отметить, что в Швеции уже перерабатывают алкоголь в биотопливо. Правда, так поступают лишь с напитками, которые были конфискованы полицейскими у контрабандистов, сообщает auto.mail.ru.
 

Аэропорт Хитроу: вагончик тронется . . .

Вскоре после открытия пятого терминала лондонского аэропорта Хитроу в нем появится новая система доставки пассажиров от автостоянки до залов вылета и прибытия.

 

В качестве транспортного средства будут использоваться небольшие четырехместные капсулы-вагончики ULTra, передвигающиеся по эстакадам.
Вагончик можно будет вызвать на одной из остановок и, усевшись внутри, выбрать пункт назначения на сенсорном экране. Предполагается, что ждать вагончик после вызова нужно будет не более 12 секунд, сообщает BBC News. При длине маршрута в 3,8 км и скорости до 40 км/ч дорога вряд ли займет больше двух-трех минут.
Первоначально на линии будут работать всего 18 вагончиков, но если опыт их эксплуатации будет признан успешным, новая система будет внедрена во всех терминалах Хитроу. В создавшей систему компании Advanced Transport Systems надеются, что в перспективе их разработка найдет применение в парках, крупных выставочных центрах, а также в качестве общественного транспорта в небольших городах.